Институт философии РАН
Сектор этики

ГАУГН
Философский факультет

ЭТИКА

ОБЩИЙ КУРС

I семестр

(2011–2012 уч.г.)

Составитель – Р.Г.Апресян

 

Часть I.  Мораль и этика
Тема 1. Предварительные представления

Часть II.  Происхождение морали
Тема 2. Теории происхождения морали
Тема 3. Исторические корни морали
Тема 4. Коммуникативные предпосылки морали

Часть III. Сущность морали
Тема 5. Императивность
Тема 6. Неоднородность морали
Тема 7. Свобода и ответственность

 

Часть I.  Мораль и этика

Тема 1. Предварительные представления

1. Различные значения слов «мораль», «нравственность», «этика» в живом и специальном языках. Возможные семантические интуиции.
2. Ценностно-императивное содержание морали – базовые моральные ценности: благо, благо индивида, солидарность и единство, закрепленные в культуре и императивно выраженные в требованиях: не вреди, признавай других, помогай другим, заботься о других. Само наличие этих призывов-требований определяет необходимость другого вида ценностей – отражающих соответствие индивида этим требованиям. Таковы: добродетель и личное совершенство.
Метанормативное содержание принципов талиона, золотого правила, заповеди любви и их значение для понимания сущности морали.
Специфика моральных ценностей. Специфика моральной императивности.
3.  Структура этики: философская, нормативная и прикладная этика.
4. Типологии этических учений. Метод типологизации. Возможность различных подходов к типологии морали. Типы этических теорий в соответствии с пониманием источника морали. Типы этических учений в соответствии с трактовкой морального идеала.

Литература

Апресян Р.Г. Мораль // Энциклопедия Кругосвет.
Гусейнов А.А. [Темы 1-2] // Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М.: Гардарика, 1998 (-2007).
Абсолютизм-релятивизм, Золотое правило, Метаэтика, Морализаторство, Мораль, Этика // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. Или в электронной версии.

Дополнительная литература

Гильдебранд Д. фон. Этика. СПб.: Алетейя; Ступени, 2001. С. 421–426.
Гусейнов А.А. Понятие морали // Этическая мысль. Вып. 4 / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2003. С. 3–13.
Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк // Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. М.: Гардарики, 2001. С. 117–135, 199–215.
История этических учений / Под ред. А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003.
Максимов Л.В. К проблеме определения морали // Этическая мысль. Вып. 3 / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2002. С. 61–74.
Шохин В.К.  Индийская этика // Этика: Энциклопедический словарь.

Задание

Распространенное мнение гласит: «У каждого своя мораль». В зависимости от своего отношения к этому тезису, сформулируйте аргументы в его пользу или против него [Объем - не более 1800 зн].

 

Часть II.  Происхождение морали

Тема 2. Теории происхождения морали

1. Типы генеалогий морали. Эволюционистские теории происхождения морали (основные представители эволюционной этики, методологические подходы, идеи). Социобиология – современный вариант эволюционистской этики. Основные этические концепции социобиологии, объясняющие происхождение морали, альтруизма и помогающего поведения.
Социально-исторические теории происхождения морали. «Нигилистические» теории происхождения морали (Б. Мандевиль, Ф. Ницше). Проблема происхождения морали в марксистской философии. Содержание и характер исторической эволюции морали («религиозной этики»), по М. Веберу; смысл тезиса о становлении морали в противостоянии реальному миру (в неприятии мира).
2. Т. Гоббс о переходе от естественного состояния к общественному договору. Возможности справедливости в естественном состоянии. Условия перехода к общественному состоянию.
3. Ф. Ницше о корнях понятий «доброе и злое/плохое», «долг», «совесть», историческом истоке понятия «долг» и двух типах морали.
4. Методологические проблемы генеалогии морали. Опыт Ф. Ницше и М. Фуко.

Литература

Апресян Р.Г. Происхождение морали // Этика. Образовательный ресурсный центр.
Вебер М. Социология религии: (Типы религиозных сообществ) [§ 11. Религиозная этика и ‘мир’] // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. С. 231–259.
Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1991. С. 93–124.
Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 415–466.
Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. СПб.: Наука; Университетская книга, 1999. С. 11–29.
Фуко М. Использование удовольствий. Введение // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / Пер. С. Табачниковой, под ред. А. Пузырея. М.: Касталь, 1996. С. 293–306.
Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) [1971] // Гениальность и этика. М.: Русский мир, 1998. 435–466.

Дополнительная литература

Апресян Р.Г. К методологии генеалогического исследования морали (презентация опыта).
Апресян Р.Г. Три понятия морали Абдусалама Гусейнова // Российская философия продолжается: из ХХ века в ХХI / Под ред. Б.И.Пружинина. М.: РОССПЭН, 2010. С. 263–271.
Гоббс Т. О человеке // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 258–259, 261.
Гоббс Т. О гражданине // Там же. С. 271, 284–319.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 172–189.
Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993.
Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк // Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. С. 135–155.
Ламсден Ч.Дж., Уилсон Э.О. Прометеев огонь // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. М.: Республика, 1992. С. 325–341.
Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974. С. 65–76.
Рьюз М., Уилсон Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии, 1987, № 1.
Фуко МНицше, генеалогия и история // Философия эпохи постмодерна: Сборник переводов и рефератов. Минск: Красико-принт, 1996. С. 74–97.
Фуко М. О генеалогии этики: обзор текущей работы / Пер. с англ. А. Корбута // Логос, 2008, № 2. С. 135–158.

Задание

По статье В.П. Эфроимсона  «Родословная альтруизма
(Этика с позиций эволюционной генетики человека)»

1. На основе статьи реконструируйте трактовку морали Эфроимсоном (имея в виду, что содержащаяся в статье интуиция морали не обязательно выражается в тех словах, которые Эфроимсон говорит о морали) [Объем - не более 800 зн.].
2. С помощью каких аргументов Эфроимсон доказывает свой тезис о генетической предзаданности морали? [Объем - не более 1800 зн.].

Литература

Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: ИФРАН, 1995. С. 32–61.
Голубовский М. Гений и генетика // Вестник, 1999, № 6 (16 марта).
Эфроимсон, Владимир Павлович // Википедия.

 

Тема 3. Исторические корни морали

1. Предмет конкретного анализа. Реконструкция начальных стадий формирования морального образа мысли и моральных отношений на материале древнейших литературных источников: а) Гомер «Илиада» (VIII до н.э.): эпизод посещения Приамом Ахилла с мольбой о выдаче тела Гектора; б) «Повесть об Ахикаре» (VII до н.э.): эпизод обращения Ахикара к Набусемаку с просьбой вопреки приказу царя спасти ему жизнь в ответ на аналогичное благодеяние совершенное Ахикаром Набусемаку. Оба эпизода подлежат реконструкции в логике морали.
2. Методологический ключ: концепция золотого правила, в соотнесении с талионом и заповедью любви.
3. Нормативные характеристики талиона, золотого правила, заповеди любви.

Литература

Апресян Р.Г. Талион и золотое правило: критический анализ сопряженных контекстов // Вопросы философии, 2001, № 3. С. 72–84.
Апресян Р.Г. Нравоперемена Ахилла: к первичной генеалогии морали // Философский журнал, 2011, № 1. С. 115–133; Апресян Р.Г. Истоки морали в архаическом обществе (На материале «Илиады») // Человек, 2011, № 3. С. 21–40; № 4. С. 21–40.
Апресян Р.Г. Случай Ахикара (К происхождению морали) // Философия и культура, 2008, № 9. С. 74–86.
Апресян Р.Г. К методологии генеалогического исследования морали (презентация опыта).
Гусейнов А.А. Талион; Золотое правило // Этика: Энциклопедический словарь / Под ред. Р.Г.Апресяна и А.А.Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.

Дополнительная литература

Апресян Р.Г. Три понятия морали Абдусалама Гусейнова // Российская философия продолжается: из ХХ века в ХХI / Под ред. Б.И.Пружинина. М.: РОССПЭН, 2010. С. 263–271.
Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: МГУ, 1974. Глава «От талиона к «золотому правилу». специфика нравственного требования» С. 63–86.
Соловьев Э.Ю. «Слабая» версия универсализации максим и «золотое правило нравственности» //Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 83-89.

Задание

1. Концепция А.А. Гусейнова становления морали в процессе перехода от талиона к золотому правилу. [Объем – 2000 зн.].
2. Характеристики и параметры сопоставления талиона и золотого правила. [Объем – 1800 зн.].
3. Нормативные источники золотого правила. [Объем – 2000 зн.].

 

Тема 4. Коммуникативные предпосылки морали

1. Первоначальный коммуникативный опыт детства: а) безмятежность, б) актуализация Я через Другого, в) освоение мира через Другого; г)  непосредственное удовлетворение потребностей и самодостаточность индивидуального существования.
2. Матернализм: a) бескорыстие и самоотвер­жен­ная забота, б) спонтанность, в) безусловность отношения к Другому, г) инициативность, принципи­аль­ность, д) автономия.
Матернализм и патернализм: забота и покровительство. Патернализм и воля к власти. Этический архетип патернализма: а) покровительствующая забота, б) договор, в) права и обязанности, г) порядок. Нравственное значение материнства и отцовства.

Литература

Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М.: ИФРАН, 1995. [Гл. 3].
Фромм Э. Здоровое общество [III] // Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: АСТ,1998. С. 146–185.
Фромм Э. Революция надежды [IV] // Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. С. 261–270, http://gestalt-taganrog.ru/articles/fromm1.shtml.

Дополнительная литература

Бородай Ю.М. Эротика, смерть, табу. М: Гнозис, 1996. С. 97–182.

 

Часть III. Сущность морали

Тема 5. Императивность

1. Понятие императивности (долженствования). Источники и механизмы моральной императивности.
2. Учение И. Канта о категорическом императиве. Максима и императив. Понятие долга. Разновидности деяний в их отношении к долгу. Виды императивов: гипотетические и категорический императивы. Три практических принципа категорического императива. Автономия и гетерономия воли. Должное и сущее. Двойственная природа человека. Возможность человеческой свободы.
3. Абсолютность и относительность нравственных обязанностей. Разбор Кантом проблемы лжи из человеколюбия: нормативно-этический и этико-философский аспекты.
4. Учения Дж. Локка и Д. Юма о природе моральной обязательности. Локк о моральных законах и в частности о законах репутации, или доброго имени. Юм о роли частных интересов и взаимодействия людей в формировании моральных представлений. Персонально-коммуникативная детерминированность морального долженствования. Проблематизация «я» в отношении с «другим», «другими», (а также «Другим»).
5. Проблема всеобщности (универсальности) моральных требований. Беспристрастность, нелицеприятность, надситуативность моральных решений. Универсализуемость моральных суждений и решений. Критика Гегелем универсалистского подхода к моральным требованиям.
6. Совесть и идеал. Совесть и стыд. Негативная и позитивная трактовки совести.

Литература

Апресян Р.Г. Коммуникативный источник морального долженствования // Этическая мысль. Вып. 11 / Отв. ред. А.А. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2011. С. 5–29.
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении / Пер. с англ. А.Н. Савина// Локк Дж. Соч. в 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985. С. 406–408.
История этических учений [Кант] / Под общ. ред. А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2003. С. 551–659.
Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (1). М.: Мысль, 1965. С. 229–309 [или по изд. Основоположение метафизики нравственности // Кант И. Соч. Т. III. М.: Московский философский фонд, 1997. С. 59–273].
Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Трактаты и письма / Ред. А.В. Гулыга. М.: Наука, 1980. С. 292–297.
Левинас Э. Гуманизм другого человека //Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Пер. с фр. А.В. Парибка. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 1998. С. 165–171.
Юм Д. Трактат о человеческой природе / Пер. с англ. С.И. Церетели // Юм Д. Соч в 2 т. Т. I / Вступ. ст. А.Ф. Грязнова; примеч. И.С. Нарского. 2-е изд., дополн. и испр. М.: Мысль, 1996. С. 366–374; 556–565.
Абсолютизм и релятивизм, Автономия и гетерономия, Беспристрастность, Всеобщность, Долг, Должное и сущее, Идеал, Катекон, Категорический императив, Максима, Мораль, Обязанность, «Основоположение к метафизике нравов», Ответственность, Оценка моральная, Совесть // Этика: энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001.

Дополнительная литература

Бердяев Н.А. О назначении человека: Опыт парадоксальной этики // Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993 С. 149-155.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика [Кант]. С. 138–155.
Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк // О.Г. Дробницкий. Моральная философия. М.: Гардарики, 2002. С. 67–77.
О праве лгать / Сост. и ред. Р.Г. Апресян. М.: РОССПЭН, 2011.
См. также: Дискуссия на теоретическом семинаре сектора Этики ИФРАН по эссе И.Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия», Декабрь, 2007.
Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 71–77, 89–93, 102–105, 113–116.

Задание

Кратко, опираясь на текст, показать, в чем именно Кант видел отношение человека к самому себе, как к средству? [Объем – до 900 зн.].

 

Тема 6. Неоднородность морали

1. Структуры морали. Возможность различной структурализации морали.
2. М. Фуко о смысле морали («этики»). Три стороны морали, по Фуко. Основные понятия, раскрывающие концепцию морали Фуко. Различия в способах морального самоопределения. Неинституциональность морали.
3. Мораль личности и общественная мораль. Предметная дифференцированность этики личности и социальной этики. Субъект индивидуальной морали и общественной морали. Социальные спецификации морали. Содержание, устройство и параметры общественной морали. Коллективная ответственность. Антиномии «автономия – гетерономия», «личностное самоопределение – общественное дисциплинирование», «институциональность – неинституциональность» в контексте социальной этики.
4. Мораль как способ нормативной регуляции. Структура нормативной регуляциии. Основные характеристики морального требования (соотношение субъекта и объекта, должного и сущего, характер санкции, универсальность и универсализуемость, способы социального закрепления).
5. Справедливость. Моральные, правовые и социально-экономические аспекты проблемы справедливости. Уравнивающая (ретрибутивная) и распределительная (дистрибутивная) справедливость. Уважение, соблюдение договоров, права человека – раз­личные основания справедливости. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей.
6. Наказание. Справедливость и проблема наказания. Функции наказания. Уголовное наказание. Смертная казнь: аргументы «за» и «против».
7. Институционализация морали. Тенденции институционализации морали в постмодернном обществе. Моральные кодексы. Этические комитеты. Профессиональная и корпоративная этика.

Литература

Аристотель. Никомахова этика [V] // Аристотель. Соч. Т.4. М.: Мысль, 1983. С. 145–171.
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика [Темы 1, 23].
Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк //  Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. М.: Гардарики, 2002. С. 199-228, 234-279, 286-299.
Общественная мораль: философские, нормативно-этические и прикладные проблемы / Под ред. Р.Г. Апресяна. М.: Альфа-М, 2009.
Прокофьев А.В. Мораль индивидуального совершенствования и общественная мораль: исследование неоднородности нравственных феноменов. Великий Новгород: Изд-во НовГУ, 2006. С. 98–106, 120–150.
Ролз Дж. Теория справедливости. С. 397–417, 469–475.
Фуко М. Использование удовольствий. Введение // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996. С. 293–306.
Фуко М. О начале герменевтики себя // Логос, 2008, №  2. С. 65–95.

Задание

1. На основе книги О.Г. Дробницкого «Понятие морали: Историко-критический очерк» (Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. С. 199-228, 234-279, 286-299), принимая во внимание его понимание основных параметров нормативной регуляции (объект требования, субъект требования, характер требования, санкция, способ обоснования требования), провести сопоставление права, обычая и морали. [Объем – до 2000 зн.]

2. Этико-нормативный разбор Нагорной проповеди.
Проанализируйте текст Нагорной проповеди (Мф. 5–7) как этико-нормативный  документ. Стратегия разбора может быть разной (и в этом смысле свободной), но желательно не обойти таких вопросов:

  • как форма (модальность; а если «модальность», то какая?) нормативных суждений;
  • способ их предъявления и обоснования;
  • степень «этичности» (по мерке Канта или по мерке Милля);
  • подразумевается ли какая-то логика в этике Нагорной проповеди?
  • возможно ли реконструировать некую иерархию требований?
  • и т.п. [Объем – 5000 зн.].

3. Смертная казнь: критический разбор аргументов «за» и «против».
Критический анализ встречающихся в текущих общественных дебатах аргументов «за» и «против» смертной казни. При обсуждении исходить из определенного понимания более широкого вопроса об общественных функциях уголовного наказания. Материал для дискуссии нужно самостоятельно подобрать из Сети. [Объем – 5000 зн.].

Вспомогательная литература к заданию 3:

Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М.: Стелс, 1995. С. 69–71, 83–90, 106, 162–179.
Кестлер А., Камю А. Размышления о смертной казни. М.: Праксис, 2003.
Кистяковский А.Ф. Исследование о смертной казни. Тула: Автограф, 2000.
Когда убивает государство. Смертная казнь против прав человека. М.: Прогресс, 1989.
Поздняков Э.А. Философия преступления [Гл. Преступление и наказание]. М.: [Б.и.], 2001. С. 447–494.
Приставкин А. Долина смертной тени. М.: Текст, 2002.
Соловьев В.С. Оправдание добра [XV, XVII] // Указ. изд. С. 379–405, 441–462.
Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / Пер. с фр. В.Наумова, под ред. И.Борисовой. М.: Ad Marginem. 1999.

 

Тема 7. Свобода и ответственность

1. Свобода действия. Свобода и необходимость. Необходимость «внешняя» и «внут­ренняя». Основные характеристики преднамеренного действия, по Аристотелю. Свобода воли (хотения). Трансцендентность свободы. Проблема негативной и позитивной свободы. Формальная (отрицательная) и материальная (поло­жи­тельная) свобода (Н.О. Лосский). «Свобода от» и «свобода для» (Гегель).
2. Свобода как гражданская автономия, гражданские свободы, политические права. Автономия: а) неподопечность; б) действование на основании легитимных норм и принципов; в) возможность воздействовать на формирование этих норм и принципов. Автономия и своеволие.
3. Свобода духа. Проблема «сублимации свободы»: от произвола к творчеству (Н. Гар­тман, Б.П. Вышеславцев, С.А. Ле­вицкий).
4. Ответственность.Естественная и контрактарная ответственность. Ответственность как призвание и как обязанность. М. Вебер об «этике ответственности» и «этике убежденности».

Литература

Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. С. 125–137, 266–280.
Аристотель. Никомахова этика [III] // Указ. изд. С. 95-120.
Августин. О благодати и божественном произволении // Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. С. 532–557.
Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. С. 690–706.
Левицкий С.А. Трагедия свободы [II] // Левицкий С.А. Трагедия свободы. М.: Канон, 1995. С. 129–216.
Лосский Н.О. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. М.: Правда, 1991.

Дополнительная литература

Столяров А.А. Свобода воли как проблема европейского морального сознания [Ч. I. Гл. 2. § 3; Ч. II. Гл. 2. § 2; Гл. 3. § 3; Гл. 5]. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А.Шичалина, 1999.