Институт Философии
Российской Академии Наук




  Вдовина Галина Владимировна
Главная страница » » Сектор современной западной философии » Сотрудники » Вдовина Галина Владимировна

Вдовина Галина Владимировна

 

Вдовина Галина Владимировна

Ученая степень 

 

Доктор философских наук

 

 

Докторская диссертация

 

«Учения о знаках в схоластике XVII в.», 2009, ИФ РАН

 

 

Кандидатская диссертация

 

«Сущее как таковое – предмет и центральное пониятие метафизики Ф. Суареса», 2004, ИФ РАН

 

Сфера научных интересов

  • Философия западноевропейского Средневековья и раннего Нового времени
  • Современная испанская философия (Леонардо Поло, Антонио Мильян-Пуэльес); исторические истоки проблем современной испанской философии в средневековой схолоастике и схоластике раннего Нового времени.

 

Область исследований
и конкретные темы

Трактаты 17 в. "О душе". Теория чистого объекта А. Мильян-Пуэльеса.

 

Должность

Ведущий научный сотрудник ИФ РАН

 

Лекционные курсы

Актуальные проблемы позднесхоластической философии (МГУ).

Конференции, исследовательские поездки

  • Памплона, 15-30 августа 2011. Работа в библиотеке Наваррского университета.
  • Свято-Троицкие ежегодные чтения (Санкт-Петербург, Русская христианская гуманитарная академия, май 2013). Доклад: «Наука о душе в постсредневековой схоластике: благотворная химеричность».
  • Международная конференция "Интерпретации философско-теологической мысли Аристотеля в Европейской философской культуре" (ИФ РАН, март 2013): доклад «Аристотель или Соссюр? Проблема значения письменных знаков в семиотических трактатах XVII в.».
  • Круглый стол «Атомизм и алфавитный принцип» (ИФ РАН, июнь 2013). Доклад: «Алфавитное письмо, устная речь и реальность в схоластической традиции».

Награды

  • Диплом за перевод книги «Х. Субири. Чувствующий интеллект», занявшей I место в конкурсе 2009 г. на лучшую книгу ИФ РАН в номинации «Издание философской классики».
  • Диплом  за книгу «Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в.», занявшую I место в конкурсе 2011 г. на лучшую книгу ИФ РАН в номинации «Индивидуальная монография».
  • Диплом за перевод книги Э. Жильсона "Дух средневековой философии", занявшей I место в конкурсе 2013 г. на лучшую книгу ИФ РАН в номинации "Издание философской классики".

 Научные публикации

Монографии

  1. [Вдовина Г.В., пер. с лат. и комментарии] Франсиско Суарес. Метафизические рассуждения. Рассуждение I-V // Франсиско Суарес. Метафизические рассуждения / Институт философии, теологии и истории св. Фомы. М., 2007. 774 с.
  2. Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII в. М., Изд-во Института философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 649 с. 
  3. Интенциональная причинность в философской психологии схоластов / глава коллективной монографии: Вдовина Г.В, Мусхелишвили Н.Л., Савинов Р.В., Шмонин Д.В.: Схоластический рационализм в истории мышления. Изд-во РХГА, 2013. С. 92-106. (1,2 а.л.)

 

Статьи

  1. Метафизика Франсиско Суареса // Вопросы философии № 10, 2003.
  2. Франсиско Суарес о метафизике и метафизическом познании // Историко-философский ежегодник. 2004.
  3. Суарес против Гуссерля. Об интенциональной структуре понятия в средневековой и ренессансной схоластике // Вопросы философии. 2005. №10. С. 151-166.
  4. Актуальные проблемы схоластической метафизики XVI-XVII вв. // Альманах «Verbum». 2006. №9. С. 132-137. 
  5. Метафизика Франсиско Суареса в исследованиях XX столетия // Франсиско Суарес. Метафизические рассуждения / Институт философии, теологии и истории св. Фомы. М. 2007. С. 72-86.
  6. Франсиско Суарес об analogia entis: проблема аналогии сущего в схоластике XVI в. // Точки. 2006. №1-2. С. 80-102.
  7. Конституирование адекватного объекта метафизики в трактате Суареса «Метафизические рассуждения» // Acta eruditorum. Научные доклады и сообщения. СПб. 2006. С. 5-9.
  8. Учение о notiones и ноциональных именах в тринитарном богословии латинского Средневековья // Точки. 2007. №1-2. С. 151-166.
  9. Сущее и реальность в метафизике Франсиско Суареса // Франсиско Суарес. Метафизические рассуждения / Институт философии, теологии и истории св. Фомы. М., 2007. С. 87-217.
  10. Может ли знак означать сам себя? Об одной семиотической проблеме в схоластике XVII в. // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2007. Т. 8. Вып. 1. С. 69-75.
  11. Конвенциональная гипотеза происхождения языка в философских курсах XVII в. // История философии. 2008. № 13.
  12. «Моральное бытие» и лингвистические знаки в постсредневековой схоластике» // Вопросы философии. 2008. № 12 .
  13. Знаковая природа портретных изображений в постсредневековой схоластике // Истина и диалог. Труды международной научной конференции, Санкт-Петербург, 29-31 мая 2008. СПб.: Изд-во РХГА. 2008.
  14. О зеркальных отражениях в семиотике XVII в. // Вестник Санкт-Петербургского университета, серия 6. Вып. 4.2008.
  15. «Франсиско де Овьедо и семиотический дискурс XVII в.» // Историко-философский ежегодник, 2009.
  16. Франсиско де Овьедо, «О знаке» (перевод с латинского) // Историко-философский ежегодник, 2009.
  17. Жизнь и живое в трактатах XVII в. «О душе». Вестник РХГА. 2010. Т 11. Вып. 3. С. 56-69 (в соавторстве со Шмониным Д.В.).
  18. Проблемы семиотики в схоластике XVII в. Космос и душа-2. М. Наука. 2010. С.450-466.
  19. Трактат Роджера Бэкона о знаках. Космос и душа-2. М. Наука. 2010. С. 349-355.
  20. Истина как семиотическое понятие. Космос и душа-2. М. Наука. 2010. С. 492-507.
  21. Трансформация «науки о душе» в философских курсах XVII в. // Точки. 2010. №3-4. С. 76-98.
  22. Французские исследователи о постсредневековой схоластике // Философские науки. 2010. N 12. С. 14-21.
  23. «Духовные упражнения»: структура чувствования // Фонарь Диогена. М. Прогресс-Традиция. 2010. С. 573-594. (в соавторстве с Мусхелишвили Н.Л.).
  24. Ментальное слово и внутренняя речь: к концепции мышления в схоластических курсах раннего Нового времени // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12. Вып. 4. С. 43-54. (в соавторстве с Мусхелишвили Н.Л.).
  25. Философские курсы в системе университетского образования XVII в.: «семиотический пример» // Религиозное образование в России и Европе в XVII в. Изд-во Русской христианской гуманитарной академии. СПб. 2011. С. 95-101.
  26. "Интенциональная жизнь и тождество личности в схоластике XVII в."// Субъективность и идентичность. Издательский дом Высшей школы экономики. М. 2012. С. 101-117. 
  27. «Аргумент от камня»: схоласты XVII в. о вложении интенциональных качеств / Отв. редактор Ю. Иванова. Полемическая культура и структура научного текста в Средние века и раннее Новое время. М., Издательский дом Высшей школы экономики . 2012. C. 196-221. (1,6 а.л.)
  28. Наука о душе в постсредневековой схоластике: благотворная химеричность. Тезисы доклада // Истина и диалог. Сборник материалов XIII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтений. СПб.: Изд-во РХГА, 2013. С. 209-210. (0,4 а.л.)
  29. О гиперопределенности философских терминов и трудностях философского перевода // // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т.14. Вып. 3. С. 309-315. (0,6 а.л.)
  30. Бернард Лонерган: метод в теологии и гуманитарные науки // Философский журнал. 2013. № 2 (11). С 5-18. (1, 17 а.л.)
  31. El esse morale y el modelo jurídico de la lengua / Los fundamentos antropológicos de la ley en Suárez. Colección de Pensamiento medieval y renacentista. Eunsa, Pamplona, 2014. P. 233-262. (2, 1 а.л.)
  32. Вдовина Г.В. Реальность, речь и алфавитное письмо в схоластической традиции // Вопросы философии. 2014. № 6. С. 95-105. (1,06 а.л.)
  33. Вдовина Г.В. Жорж де Род об интеллектуальном постижении: предисловие к публикации и перевод фрагмента курса «Перипатетическая философия» // Вестник РХГА № 16 (вып. 1), 2015. С. 32-45 (1 а.л.). 
  34. Вдовина Г.В. Два модуса жизни в «науке о душе» XVII в. // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 311-328 (1 а.л.) 
  35. Вдовина Г.В. Жорж де Род об интеллектуальном постижении: предисловие к публикации и перевод с латинского фрагмента курса «Перипатетическая философия» // Вестник РХГА № 16 (вып. 1), 2015. С. 32-45 (1 а.л.). Проект РГНФ № 3-06-00103а, 2015.
  36. Вдовина Г.В. Иоанн Капреол, комментатор Фомы Аквинского в XV веке, и его «Defensiones» /Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М., «Аквилон», 2015. С. 700-711. (0, 63 а.л.). Проект РГНФ № 14-03-00558 а, 2014.
  37. Вдовина Г.В. (перевод с латинского). Иоанн Капреол. «В защиту теологии Св. Фомы» /Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М., «Аквилон», 2015. С. 712-772. (3, 22 а.л.). Проект РГНФ № 14-03-00558 а, 2014.
  38. Вдовина Г. В., Иванов В. Л. «К публикации перевода» // EINAI: Проблемы философии и теологии. Электронное научное рецензируемое периодическое издание (www.einai.ru). Том 4, №1/2 (7/8). Издание НОЦ ПФРК при ГУАП СПб. Санкт-Петербург, 2015. С. 209–212. (0, 3 а.л.). Проект РГНФ № 15-03-00211 а, 2015-2017.
  39. Вдовина Г.В. (перевод с латинского), Иванов В.Л. (примечания). Суарес, Франсиско SJ. «Метафизические Рассуждения. Рассуждение VI. О формальном и универсальном единстве. Разделы I–III» // EINAI: Проблемы философии и теологии. Электронное научное рецензируемое периодическое издание (www.einai.ru). Том 4, №1/2 (7/8). Издание НОЦ ПФРК при ГУАП СПб. Санкт-Петербург, 2015. С. 213–271. (2, 14 а.л. собственно перевода). Проект РГНФ № 15-03-00211 а, 2015-2017.
  40. Вдовина Г.В. «Живое и мертвое»: схоласты XVII в. о душе и теле // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 3. С. 44-59. (1, 4 а.л.).
  41. Вдовина Г.В., Шмонин Д.В. Основные темы схоластических трактатов XVII века
  42. «О душе» /Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М., «Аквилон», 2015. С. 123-146. (1, 32 а.л.).
  43. Вдовина Г.В. Генезис понятия интенциональной причинности в европейской философской традиции /Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М., «Аквилон», 2015. С. 147-167. (1, 21 а.л.).
  44. Мусхелишвили Н.Л., Вдовина Г.В. Духовные упражнения в европейской традиции средневековья и раннего нового времени /Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М., «Аквилон», 2015. С. 445-473. (1, 56 а.л.).
  45. Вдовина Г.В. О понятии notio и ноциональных именах в тринитарном богословии средневекового Запада /Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М., «Аквилон», 2015. С. 474-515. (2, 36 а.л.).
  46. Вдовина Г.В. Интенциональная структура понятия в схоластике средневековья и начала нового времени: conceptus formalis и conceptus obiectivus /Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М., «Аквилон», 2015. С. 641-677. (1, 9 а.л.).
  47. Вдовина Г.В., Мусхелишвили Н.Л. К концепции мышления в схоластике раннего нового времени: verbum mentis и внутренняя речь /Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М., «Аквилон», 2015. С. 678-699. (1, 21 а.л.).
  48. Вдовина Г.В. О гипотетическом параллелизме структур реальности и речи в средневековой и постсредневековой схоластике /Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М., «Аквилон», 2015. С. 880-899. (1, 1 а.л.).
  49. Вдовина Г.В. Бернард Лонерган и его главная книга /Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М., «Аквилон», 2015. С. 920-922. (0, 12 а.л.)
  50. Вдовина Г.В. (перевод с английского). Лонерган Бернард. Инсайт: Исследование человеческого понимания /Мера вещей. Человек в истории европейской мысли. М., «Аквилон», 2015. С. 922-942. (1, 36 а.л.).

Энциклопедические статьи:

  1. Аналогия бытия (Большая Российская энциклопедия)
  2. Томмазо де Вио (Каэтан) (Большая Российская энциклопедия)
  3. Мельхиор Кано (Энциклопедия Возрождения)
  4. Франсиско де Толедо (Энциклопедия Возрождения)
  5. Педру да Фонсека (Энциклопедия Возрождения)

 

Переводы

 

Переводы книг:

  1. Х. Яннарас. Вера Церкви. // М. Центр по изучению религий. 1992.
  2. П. Пупар. Вера католической церкви. М. Центр по изучению религий. 1992.
  3. О. Клеман, Истоки. Богословие Отцов древней Церкви. М.. Центр по изучению религий, 1993.
  4. Э. Корекко, Л. Джероза. Каноническое право в Католической церкви. М. Христианская Россия. 1996.
  5. Мартинетти Дж. Человек, Бог, Вселенная (основания для веры сегодня). М. Христианская Россия. 1997.
  6. Ж. Кальвин, Наставление в христианской вере (тт. I, IV). М. Изд-во РГГУ. 1999.
  7. Э. Жильсон, Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. СПб. Университетская книга. 2000.
  8. Х. Бюркле. Человек в поисках Бога. Проблема нехристианских религий. М. Христианская Россия. 2001.
  9. Еп. Каллист (Уэр). Православная Церковь. Изд-во Библейского Богословского института. 2001. 
  10. Н. Фишер. Философское вопрошание о Боге. М. Христианская Россия. 2004.
  11. К.Вальверде. Философская антропология, М., Христианская Россия. 2001.
  12. А.Л.Крёбер, Конфигурации культурного роста.  В кн.: Крёбер, А.Л. Избранное: Природа культуры. М.РОССПЭН. 2004.
  13. А.Л. Крёбер. Цивилизации и стиль. В кн.: Крёбер, А.Л. Избранное: Природа культуры. М.РОССПЭН. 2004.
  14. Э.Жильсон, Бытие и сущность, в кн. Э. Жильсон, Христианская философия, М., РОССПЭН, 2004.
  15. Р.Бультман, Первоначальное христианство в контексте древних религий, в кн. Р. Бультман, Избранное, М., РОССПЭН, 2004.
  16. Э. Ауэрбах. Данте – поэт земного мира. М. РОССПЭН. 2004.  
  17. Э.Левинас, Теория интуиции в феноменологии Гуссерля.  В кн. Э. Левинас, Трудная свобода, М. РОССПЭН. 2004.
  18. Э. Левинас. Гуманизм другого человека. В кн. Э. Левинас, Трудная свобода, М. РОССПЭН. 2004.
  19. Э. Левинас. Трудная свобода. В кн. Э. Левинас, Трудная свобода, М. РОССПЭН. 2004.
  20. Х.Яннарас, Хайдеггер и Ареопагит. в кн.Х. Яннарас, Избранное, М., РОССПЭН, 2005.
  21. Х. Яннарас. Личность и Эрос.  в кн.Х. Яннарас, Избранное, М., РОССПЭН, 2005.
  22. Х. Яннарас. Вариации на Песнь Песней. в кн.Х. Яннарас, Избранное, М., РОССПЭН, 2005.
  23. В. Лосский. Отрицательное богословие и познание Бога у Майстера Экхарта (гл. 3) // Богословские труды. №39 (2004), 40 (2005), 41 (2007).
  24. В. Лосский. Отрицательное богословие и познание Бога у Майстера Экхарта  (гл. 5) // Точки. 2005. №3-4.
  25. Х. Субири, Интеллект и реальность. М., Изд-во Института философии, теологии и истории св. Фомы, 2006.
  26. К. Барт. Введение в евангелическую теологию. М. Центр «Нарния». 2006.
  27. Л. Мелина. Нравственное действие христианина. М. Христианская Россия. 2007.
  28. Х. Субири. Пять лекций о философии. М., Изд-во Института философии, теологии и истории св. Фомы, 2007.
  29. Х. Субири, Интеллект и логос. М., Изд-во Института философии, теологии и истории св. Фомы, 2008.
  30. Х. Субири, Интеллект и разум. М., Изд-во Института философии, теологии и истории св. Фомы, 2008.
  31. Х. Субири, О сущности. М., Изд-во Института философии, теологии и истории св. Фомы, 2009.
  32. Ж.-Л. Марион. Идол и дистанция. М. Символ №56. Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009.
  33. Э. Жильсон, Данте и философия М., Изд-во Института философии, теологии и истории св. Фомы, 2010.
  34. Б. Лонерган, Метод в теологии М., Изд-во Института философии, теологии и истории св. Фомы. 2010.
  35. Э. Жильсон. Дух средневековой философии. М. Издательство Института философии, теологии и истории св. Фомы. 2011.
  36. Еп. Каллист (Уэр). Православная Церковь. Изд-во Библейского Богословского института. 2012. (2-е изд.).
  37. Лосский В.Н. Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта (гл. 4) // Богословские труды. Вып. 43-44. Изд-во Московской патриархии РПЦ. М. 2012. С. 203-292.
  38. Стамп Э. Аквинат. Языки славянской культуры. М. 2013. 352 с. (20 а.л.)
  39. В. Н. Лосский. Отрицательное богословие и познание Бога в учении Майстера Экхарта (гл. 5–6) / Богословские труды. № 45. 2013. С. 67-218. (12, 12 а.л.).
  40.  Энафф М. Дар философов: переосмысление взаимности. М., Издательство гуманитарной литературы, 2015.  С. 145-186 (перевод главы из книги 2,3 а.л.).
  41. Перлер, Доминик. Теории интенциональности в Средние века. М., Издательский дом «Дело», 2016. (27 а.л.).

 

Переводы статей (избранное)

  1. Ж.-Л. Марион, Зло как оно есть (глава из книги «Пролегомены к любви») // Точки/Puncta, № 1-2, 2006. 
  2. И. Осерр, S.J., Богословие монашества у св. Иоанна Лествичника // Символ, № 52. 2007.
  3. Франсиско де Овьедо, «О знаке» (перевод с латинского) // Историко-философский ежегодник, 2009
  4. Педро Уртадо де Мендоса. Всеобщая философия (семиотические фрагменты, перевод с латинского). Космос и душа-2, М., Наука, 2010.
  5. Роджер Бэкон. Трактат о знаках (перевод с латинского) Космос и душа-2, М., Наука, 2010.
  6. Дж. Фаро, «Смысл труда: между христианской рефлексией и новоевропейской секуляризацией» // Истина и диалог. Труды международной конференции, Санкт-Петербург, 29-31 мая2008 г., Изд-во РХГА, 2008
  7. Х.-А. Гарсиа Куадрадо, «Вера, разум и истина о человеке: существование свободы в учении Франсиско Суареса» // Истина и диалог. Труды международной конференции, Санкт-Петербург, 29-31 мая2008 г., Изд-во РХГА, 2008
  8. Х. Берналь, «Хавьер Эрвада: учение о естественном праве и классический юридический реализм» // Истина и диалог. Труды международной конференции, Санкт-Петербург, 29-31 мая2008 г., Изд-во РХГА, 2008 
  9. Х.-И. Мурильо, «Диалог и истина в трансцендентальной антропологии Леонардо Поло» // Истина и диалог. Труды международной конференции, Санкт-Петербург, 29-31 мая2008 г., Изд-во РХГА, 2008 
  10. Х.-М. Баррио Маэстре, «Понятие личности и теоретическое основание личного достоинства в антропологической мысли Антонио Мильян-Пуэльеса» // Истина и диалог. Труды международной конференции, Санкт-Петербург, 29-31 мая2008 г., Изд-во РХГА, 2008 
  11. Лоран, Ж. Античная и средневековая философия : (франкоязычные исследования 1990 - 2010 годов) // Философские науки. 2010. N 12. С. 6-13.
  12. К. Алемани. Телесное фокусирование (Focusing) Гендлина и Духовные упражнения св. Игнатия // Точки. 2011. №3-4. C. 54-86.
  13. М. Анри. Феноменология жизни // Логос. 2011. №3. С. 172-185.
  14. Цибириду Ф. Рационализация народного ислама у славяноязычных помаков Греции: религиозный опыт и религиозная политика // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 2 (32) 2014. С. 74-92.
  15. Намли Е. Православное богословие и искушение властью // Государство. Религия. Церковь. 2014. № 3 (33). С. 12-41. (1, 2 а.л.)
  16. Саприцкая М. От евреев к иудеям: поворот к вере или возврат к ней? // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 3 (33). C. 224-254. (1,63 а.л.).

  17. Намберс, Рональд Л., Ларсон, Эдвард Дж. Творение, эволюция и границы науки: дискуссия в Соединенных Штатах // Государство. Религия. Церковь 2015. № 4 (33).С. 55-83 (1, 65 а.л.).

 


Е-mail: galvd1@yandex.ru