А.В. Прокофьев

Этика

(учебно-методическое пособие по спецкурсу)

Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2000.

 

Пояснительная записка.
Тема 1. Мораль как основной предмет этики (4 часа).
Тема 2. Основные моральные доктрина в истории человечества (10 часов):
а) этика эвдемонистической самодостаточности (античные моралисты),
б) этика мистической самодостаточности (моральные доктрины буддизма и даосизма),
в) этика справедливости (моральные доктрины иудаизма, конфуцианства, ислама),
г) этика любви и милосердия (евангельское христианство и мораль),
Тема 3.1.Теоретическая этика (проблема происхождения морали) (7 часов).
а) этический конвенционализм (теория общественного договора),
б) биогенетические теории (эволюционистская этика Дарвина, Спенсера, Кропоткина, Треверса, Рьюза),
в) социогенетические теории (в т. ч. марксизм),
г) психоаналитические теории
Тема 3.2. Теоретическая этика (проблема обоснования обязательности и универсальности морали) (5 часов).
а) теория морального чувства (этический сентиментализм),
б) формально-рациональная теория (И. Кант),
в) объективно-рациональная теория (Гегель),
г) добро, удовольствие и польза (утилитаристская этика),
д) интуитивизм Дж. Мура,
Тема 4. Основные моральные категории (5 часов)
а) добро и зло,
б) милосердие и справедливость,
в) счастье,
г) порок и добродетель (2 часа),
Тема 5. Проблемы прикладной этики (5 часов),
а) биоэтика,
б) благотворительность,
в) уголовное наказание и смертная казнь,
г) ненасилие: теория и практика.
Задания для самостоятельной работы студентов.
Тема 1. нравственно-религиозные доктрины (по «Дхаммападе», «Люнь юю», «Пятикнижию», «Евангелию от Матфея»)
Тема 2. свобода как основание нравственной ответственности.
Тема 3. проблема соотношения морального и мистического опыта.
Тема 4. проблема взаимодействия морали и права.
Тема 5. эгоизм и нравственное зло.
Тема 6. нравственный релятивизм, имморализм и аморализм в новоевропейской этике (Ф. Ницше и А.Д.Ф. де Сад).
Тема 7. нравственное зло и исторический процесс (о позитивной роли морального зла в мировой истории).
Тема 8. природно-биологические корни морали.
Тема 9. образы справедливости.
Тема 10. критика идеи непротивления злу силой в русской религиозно-философской мысли


 

Пояснительная записка

В преподавании этики в системе высшего педагогического образования на данный момент сложилась чрезвычайно сложная ситуация. Предмет, существовавший многие годы как отдельная самостоятельная дисциплина, исчез из учебных планов дневных отделений педагогических университетов. Однако среди других академических дисциплин именно этика играет решающую роль как в формировании общего мировоззрения педагога, так и в становлении жизненно необходимых ему личностных качеств. Обязательный раздел «Философия морали», предусмотренный систематическими курсами философии, ни в коей мере не компенсирует этой потери, поскольку не позволяет предоставить студентам даже самый беглый обзор историко-этической проблематики, а также тех острейших дискуссионных вопросов, которые занимают сейчас этиков-профессионалов. Не говоря уже о полной невозможности дать студенческой аудитории представление о проблемах прикладной этики, лежащей вне сферы теоретической нравственной философии.
Единственным выходом из этого положения становится возрождение традиции самостоятельного преподавания этики через систему курсов по выбору студентов. Данной цели и служит представленное ниже учебно-методическое пособие, которое предназначено для организации работы студентов в рамках предполагаемой учебными планами педагогических ВУЗов дисциплины по выбору, которая читается на третьем курсе университета в объеме 52 аудиторных часов. Лекционная часть курса «Этика» (в рамках заданной расчасовки спецкурса – 36 часов) охватывает пять основных тем, касающихся общего определения морали, основных нравственных доктрин, существовавших в истории мировой культуры, ведущих традиций теоретического осмысления морали, этического категориального аппарата и, наконец, – актуальных вопросов прикладной этики. Учебно-методическое пособие включает программу лекционного курса с литературой по каждому из его вопросов. Основными учебными пособиями, на которые ориентировано преподавание данного спецкурса являются учебник А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна «Этика» (1998) и по материалу 3-ей темы («Основные моральные категории») «Этика: словарь изречений и афоризмов», составители В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко (1995). При подготовке пособия использовался материал программ по этике: Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998, Апресян Р.Г. Этика. План и программа общего курса на философском факультете ГУГН. М., 1999.
Практические занятия, предполагаемые программой (общий объем – 16 часов), частью – прямо дублируют тематику лекционного курса (занятия 1, 8, 9), частью – нацелены на углубление отдельных проблем, присутствующих в нем (занятия 2, 4, 10), частью – призваны акцентировать вопросы, косвенно затронутые в лекциях (занятия 3, 5, 6, 7,). Количество предусмотренных программой тем превосходит количество отведенных на практические занятия часов, что позволяет студентам самим выбрать тематику практических занятий в зависимости от их специальностей и интересов. Цель практических занятий – обеспечить приобщение студентов к проблемной стороне этики и дать им возможность попробовать себя в самостоятельном рассуждении на этические темы. Они могут проводиться как по классической схеме семинарских и практических занятий, так и в форме собеседований-дискуссий для малых групп. Структура учебно-методического пособия создает возможности как для первого, так и для второго (с точки зрения автора, приоритетного) варианта построения занятий. Каждая из предложенных тем снабжена не только постранично обозначенным текстовым материалом для изучения, но и точно сформулированными целями каждого из занятий, а также – системой вопросов ко всем рекомендуемым источникам (количество вопросов от 5 до 10). Подобная структура пособия предоставляет широкие возможности для организации самостоятельной работы студентов и ее контроля.
Хотя программа и учебно-методическое пособие в целом задумывались, прежде всего, для обеспечения конкретного курса по выбору студентов, существуют возможности для их использования в других, в том числе обязательных, курсах философского цикла. Программный материал лекций, тематика и аппарат практических занятий могут быть задействованы для усиления этического элемента в преподавании дисциплин «систематическая философия» (раздел «философия морали») и «культурология» (разделы, связанные с историей ценностного сознания, ролью морали в социокультурных механизмах, некоторыми актуальными проблемами современности).
Система преподавания этики, опирающаяся на данную программу, была опробована автором на физическом факультете ТГПУ им. Л.Н. Толстого в 1998-1999 учебном году. Результаты свидетельствуют о ее эффективности.
Доц. кафедры философии ТГПУ им. Л.Н. Толстого,
к. ф. н. Прокофьев А.В.

 

Программное содержание спецкурса по этике

ТЕМА 1. МОРАЛЬ КАК ОСНОВНОЙ ПРЕДМЕТ ЭТИКИ (4 часа).

Этимология понятий этика, мораль, нравственность и их современное значение. Ситуации морального выбора: примеры, характеристики и способы разрешения. Мораль как сфера незаинтересованной, надприродной деятельности. Противоречие между добродетелью и счастьем – двумя важнейшими измерениями человеческой деятельности. Проблема способов нравственного рассуждения: соотнесение характера действий с нормативным предписанием или же оценка результата поступка. Структура нравственной деятельности (от идеала к деянию). Мораль и познание: соотношение «знать» и «стать» в этике. Всеобщее и индивидуальное в постижении морали (проблема концептуализации этического знания). Формально-институциональное и содержательно-нормативное познание морали (метаэтики и моралисты). Свобода воли как необходимая философская предпосылка осмысления нравственной ответственности. «Сущее» и «должное»: трансцендентный характер этической ценности. Моральный кодекс и моральный идеал. Проблема морализаторства. Мораль и общество: ложность вопроса о первичности. Типы нравственного релятивизма и его пределы. Становление морали: талион, золотое правило, заповедь ненасилия. Проблема взаимодействия морали и права.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. (Введение, гл. 4, 8); Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 9-40; Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995. С. 3-21, 256-271; Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности // Гусейнов А.А. Язык и совесть. М., 1997; Гусейнов А.А. Обоснование морали как проблема // Мораль и рациональность. М., 1996. С. 48-63; Аристотель. Никомахова этика. Кн. 1 // Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М., 1973. С. 14- 24, 122-142; 214-232; Шпеман Р. Основные понятия морали. М., 1993. Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. М., 1998. С. 3-44; Этика: Учебник [для философских ф-тов] / под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 1999. С. 5-32.

 

ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ ДОКТРИНЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (10 часов):

а) этика эвдемонистической самодостаточности
(античные моралисты),
Эвдемонизм как общая посылка рассуждений древнегреческих моралистов. Отождествление счастья, добродетели и знания у Сократа. Сократовский метод как путь к постижению общих этических категорий. Может ли полис ошибаться? Что является действительным результатом «иронии» и «майевтики». Сократические школы: поиск наилучшего пути к независимости и счастью. Киренаики: самоценность интенсивное удовольствия. Трагедия гедонистического миросозерцания. Эпикурейство: удовольствие как «безболие». Культура удовольствия и борьба с иллюзиями. Киники: одностороннее усечение сократовского интеллектуализма. Упрощение жизни и борьба с наслаждением. Стоики: открытость всепроникающей необходимости и нравственный долг. Открытие адиафоры. Борьба с аффектами. Эпикурейская и стоическая модель понимания высшего блага: добродетель как путь к счастью или счастье как следствие добродетели. Стоицизм и эпикурейство в жизни современного человека. Синтезирующая (аристотелевская) модель: добродетель как существенный элемент счастья и средство его достижения.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 110-138; Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995. С. 158-177, 178-195; Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 69-185; Антология кинизма: философия неприятия и протеста. М., 1996; Гомперц Г. Жизнеописания греческих философов и идеал нравственной свободы. СПб., 1912; Его же. Греческие мыслители. СПб., 1999. Т.1-2; Гюйо Ж.М. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями. СПб., 1899; Гончарова Т.В. Эпикур. М., 1988; Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979; Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996, Платон. Апология Сократа. Критий. Протагор // Платон. Сочинения. В 3 т. М., 1970. Т. 1; Платон Гиппий Больший. Горгий // Там же. Т. 2; Платон Лахет // Платон Диалоги. М., 1986. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997; Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., 1996.

б) этика мистической самодостаточности
(моральные доктрины буддизма и даосизма),
Проблема «мистики и этики» в теории морали. Истинное бессмертие как основная проблема буддийского миросозерцания. Путь Будды: между наслаждением и воинственной аскезой. Четыре благородные истины. Тождество страданий и удовольствий жизни. Нирвана: многообразие прочтений понятия. Нравственное и религиозное содержание восьмизвенного пути. Праведные поступки, состоящие в ненанесении вреда живому, ненасилии (ахимса). Отличительные особенности нормативной программы Будды: интерпретация морали как среднего звена между порочным бытием и конечной мистической целью. Отождествление морали с личным самосовершенствованием, состоящем в духовном самоуглублении индивида. Противоречивость мотивов морального деяния в буддизме. Метафизические основания концепции «дао». Неопределенность «добра» и «зла» в свете диалектичности «дао». Нравственные аспекты «увэй» (недеяния). Идеал даосского мудреца и стремление к благу ближнего. Социальная утопия даосизма: специфика представлений о социальной справедливости в контексте этики, ориентированной на мистическую самодостаточность.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 54-64; Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995. С. 45-64; Бондаренко Ю.Я. Этика парадоксов (очерк этики и философии даосизма). М., 1992; Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980. С. 378-446; Брейкин О.В. Стпановление нравственного идеала в культурах Древнегшо мира. Саранск, 1996; Буддизм. Словарь. М., 1992; Древнекитайская философия: Собр. текстов: В 2 т. М., 1972; Дхаммапада / Пер. с пали В.Н. Топорова. М., 1960; Иванов В.Г. История этики древнего мира М., 1980; Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994; Основы буддийского мировоззрения (Б.И. Рудой и др.) М., 1994; Радхакришан С. Индийская философия. Т. 1. М., 1956. С. 498-522;

в) этика справедливости (моральные доктрины иудаизма, конфуцианства, ислама),
Деятельность Моисея. Создание народа – сферы воплощения нравственной справедливости. Связь монотеизма и этической доктрины иудаизма. Взаимное отношение нравственного и религиозного содержания десяти заповедей. «Не убий» – центральный запрет Моисеева кодекса. Талион и золотое правило в Библии и Талмуде. Сближение морали, права, обычая и обряда – характерная особенность нормативной программы иудаизма. Сверхнормативность иудейской культуры. Элементы этики милосердия в моисеевой религии и талмудической традиции иудаизма. Конфуцианство и даосизм: столкновение этических парадигм. «Жень» – высшая добродетель общественной жизни. Идеальный человек и идеальный чиновник. Разграничение сфер деятельности и обязанностей членов общества в конфуцианстве. Отношение к народу в контексте конфуцианской доктрины. Ритуал (ли) и письменная культура (вэнь). Концепция «исправления имен» (чжэнмин). Акцентированный консерватизм этики Конфуция как путь к стабильности и взаимопониманию в обществе. Условия, при которых дети могут вносить изменения в формы жизни, установленные отцами. Семья и государство, закон и обычай (конфуцианство против легизма). Исламская концепция справедливости.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 65-76, 44-53, 96-107; Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995. С. 65-85, 22-44, 120-157; Библия. Исход, 19-23; Барац А. Лики Торы. М., 1995; Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии (Ветхий завет). Гл. X. Милан-Москва, 1992; Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. М., 1988. С. 26-48; Десять заповедей // Словарь по этике. Изд. 6-е. М., 1989; Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышление. М., 1990; Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991; «Лунь юй» // Древнекитайская философия: Собр. текстов: В 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 139-174; Панова В., Вахтин Ю. Жизнь Мухаммеда (о пророке Мухаммеде, основателе исламской религии). М., 1990; Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993; Поснов М.Э. Иудейство. Киев. 1906; Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987; Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988. С. 3-16, 173-201.

г) этика любви и милосердия (евангельское христианство и мораль),
Этика Христа как переворачивание реально практикуемого людьми порядка ценностей: «Будут первые последними и последние – первыми». Аскетический образ жизни как условие приобщения к истинному порядку ценностей. Искушения Христа и ценностные приоритеты христианства. Разведение абсолютных и относительных ценностей – стержень этики Иисуса Христа. Декалог и Нагорная проповедь: от запрета на безнравственные поступки до должного состояния сердца. Баланс запретов и положительного нравственного идеала в Нагорной проповеди. Взаимосвязь любви к Богу, любви к себе и любви к ближним. Любовь к врагам – как способ выправления деформированных, безнравственных отношений. Награда добродетели – сама добродетель. Идея Бога и принцип индивидуальной совести. Нацеленность этики Христа против морального лицемерия, обмана и самообмана. Фарисейство и морализаторство. Сильные и слабые стороны этики любви в ее соотнесенности с этикой долга и с этикой счастья. Любовь и милосердие в святоотеческой аскетике: борьба со злыми страстями.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 77-90; Библия. Евангелие от Матфея, 5-7, Гусейнов А.А. Великие моралисты. М„ 1995. С. 86-119, Гладков Б.И. Толкование Евангелия: воспроизведено с издания 1907 г. М., 1991; Добротолюбие. Т.1-5. М., 1895; Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М., 1996; Кон-Щербок Д., Кон-Щербок А. Иудаизм и христианство. Словарь. М., 1995; Мартенсен Г. Христианское учение о нравственности. Т. 1-2. СПб., 1890; Мень А. Сын человеческий. М., 1989. Фаррар Ф. Жизнь Иисуса Христа. М., 1991; Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х томах. М., 1993.

 

ТЕМА 3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭТИКА (ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОРАЛИ) (7 часов).

а) этический конвенционализм (теория общественного договора),
Общая модель происхождения морали в конвенционалистской этике: естественное состояние (потребности природного человека и его специфическая рациональность), общественный договор, социально-государственный статус человечества. Концепция Т. Гоббса. Эгоистический индивид – атом социального тела. Бескорыстное зло и бескорыстное добро равно не свойственны природному человеку. Аффекты и нравственность. Естественное состояние как «война всех против всех». Естественное право и естественный закон. Правила гражданского общежития. Уступка естественного права и сотворение «земного бога» – Левиафана. Акцентирование роли государственной власти в области нравственности. Т. Гоббс и А.Д.Ф. де Сад о возможности расторжения договора. Концепция Ж.Ж. Руссо. Альтруизм и эгоизм равно свойственны человеческой природе. Естественное состояние – исторический этап или нравственный идеал? Аффекты, рациональность, язык и образ жизни человека природы. Апология дикаря. Цивилизация и собственность как факторы распада «золотого века». Общественный договор – рационализированное и социализированное средство сохранения элементов естественного состояния. Суверен. Злоупотребления положениями договора и проблема возможности его перезаключения. Ужасающая и желанная революция.

ЛИТЕРАТУРА: Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 354-363, 412-431; Реале Д, Антисери Д. История западной философии от истоков до наших дней. Т.3. М., 1996. С. 313-321, 537-560; Дворцов А.Т. Ж.Ж. Руссо. М., 1988; Джибладзе Г.Н. Сущность руссоизма. Тбилиси, 1983; Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). М., 1995. С. 123-208; Гоббс Т. О гражданине // Гоббс Т. Соч. Т. 1. М., 1991. С. 284-318; Мееровский Б.В. Гоббс. М., 1978; Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1969.

б) биогенетические теории (эволюционистская этика Дарвина, Спенсера, Кропоткина, Треверса, Рьюза),
Дарвиновская концепция естественного отбора: основные положения. Возможные этико-социологические интерпретации дарвинизма (теория эволюционного происхождения нравственности и социал-дарвинизм). Коллективная адаптация к среде и общественный инстинкт у Дарвина и Кесслера. Объяснение случаев доминирования общественного инстинкта над самосохранением (Дарвин, Кропоткин). Родительский инстинкт и инстинкт общественный: проблема преемственности. На какую общность распространяется социальный инстинкт? Современные биогенетические концепции: взаимный альтруизм (reciprocal altruism), родственный отбор (kin selection). Ген альтруизма. Имеет ли биологическое наследие большое значение для формирования нравственности у человека, если инстинктивные механизмы его поведения крайне ослаблены?

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. С. 32-61; Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. Л., 1979; Кропоткин П.А. Этика. М., 1991. С. 216-258; Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М., 1994; Рьюз М., Уилсон. Э. Дарвиизм и этика // Вопросы философии. 1987. № 1; Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление. Вопросы философии. 1989. № 8; Спенсер Г. Синтетическая философия. М., 1997 С. 424-446, 464-494; Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма (Этика с позиций эволюционной генетики человека) // Новый мир. 1971. № 10. С. 193-213 (см. также: Гениальность и этика. М., 1998. С. 435-466).

в) социогенетические теории (в т. ч. марксизм),
Критический социогенетический подход к нравственности в философии марксизма. Человек как продукт общественных отношений (К. Маркс). Доминирование отношений в области производства при формировании социальных институтов и системы ценностей. Вторичность (надстроечность) морали как одного из феноменов общественного сознания. Трагический разрыв должного и сущего свойственен не всякой исторической форме морали. Первобытная, непосредственная мораль – примитивный прообраз высших форм нравственного сознания. Собственность, эксплуатация и теория отчуждения. Мораль как отчужденное сознание и отчуждающий институт (проблема «мораль и идеология»). Парадоксы классовых нравственных систем. Коммунистическое общество и процесс преодоления отчуждения. Опасности марксистской деабсолютизации морали (Л. Троцкий «Их мораль и наша»). Описательный социогенетический подход к нравственности у Э. Дюркгейма. Организованные и сегментарные общества. Различные модели восстановления справедливости и оказания помощи. Является ли система внутренней организации сегментарного общества собственно моральной? Историческая эволюция морали в социологии М. Вебера.

ЛИТЕРАТУРА: Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ) [§ 11. Религиозная этика и мир] // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; Гофман А.Б. О социологии Э. Дюркгейма // Дюркгейм Э. Об общественном разделении труда. Метод социологии. М., 1991. С. 533-567; Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997; Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1986. С. 146-203; Дюркгейм Э. Об общественном разделении труда. Метод социологии. М., 1991; Троцкий Л.Д. Их мораль и наша (Памяти Льва Седова) // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1991. М., 1992; Философия К. Маркса // История философии: Запад-Восток-Россия. Т. 1. М., 1996. С. 482-494; Фаркаш Э. Мораль и революционность: размышления об этическом наследии К. Маркса и Ф. Энгельса. М., 1979.

г) психоаналитические теории
Гипотеза Фрейда об основных характеристиках человеческой психики: энергетический принцип (либидо и его разрядка), «гидравлический» характер психических процессов (переключение или переориентирование направления разрядки психической энергии), бессознательность многих ключевых психических процессов (проблема поздних рационализаций), способность символического замещения объектов влечения (косвенное удовлетворение либидозных стремлений). Концепция невроза – ядро фрейдовского понимания духовной жизни человека. Детские фобии. Эдипов комплекс и интериоризация нравственных запретов в ходе его разложения. Топологическая модель психики: Ид, Эго, Супер-Эго. Взаимное давление инстанций и способы его смягчения: вытеснение, регрессия, сублимация. Этические выводы из топологии психики Фрейда. Разрешение вопроса о возникновении Супер-Эго: генетическая модель психики в психоанализе. Человеческое стадо и отношения в нем. Убийство отца и складывание системы первоначальных нравственных запретов – табу. Корректировки фрейдистской генетической модели нравственности. «Эротика, смерть, табу» в концепции Ю.М. Бородая. Ключевой этический тезис фрейдизма о корреляции понятий зло и болезнь, добро и здоровье. Концепция Э. Фромма. Элементы синдрома распада, или зла: некрофильность, нарциссизм и симбиотичность. Элементы синдрома роста, или добра: биофильность, любовь, независимость. Проблема этической сублимации в работе Б.П. Вышеславцева «Этика преображенного Эроса». Этический анализ психологических корней садизма и мазохизма.

ЛИТЕРАТУРА: Бородай Ю.М. Тотем и табу. Трагедия человеческого сознания. М., 1996; Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994, Руткевич А.М. Психоанализ: истоки и первые этапы развития. М., 1997; Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990; Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992; Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тб., 1991. Кн. 1-2; Фромм Э. Душа человека. М., 1992; Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1998; Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

 

ТЕМА 3.2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭТИКА (ПРОБЛЕМА ОБОСНОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ И УНИВЕРСАЛЬНОСТИ МОРАЛИ) (5 часов).

а) теория морального чувства (этический сентиментализм),
Моральное чувство как субстанциональное основание нравственного сознания. Концепция «благожелательности» у А.Э. Купера (Шефтсбери) и Ф. Хатчесона. Этический сентиментализм как способ обоснования автономии морали (pro et contra). Соотношение морального чувства и эстетического вкуса (добродетель как прекрасное в характерах и аффектах). Доказательство несводимости нравственного чувства к рациональным соотношениям или познанию фактов (Д. Юм). Действительная роль рационального элемента в мире нравственности (моральная калькуляция Ф. Хатчесона, рассудительность у Д. Юма). Проблема нравственных a priori в этическом сентиментализме (спор о врожденном или приобретенном характере морального чувства). Роль морального чувства в формировании социальных добродетелей.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г. Из истории европейской этики нового времени (этический сентиментализм). М., 1987; Виноградов Н.Д. Философия. Д.Юма. Ч. II. Этика Д.Юма в связи с важнейшими направлениями британской XVII-XVIII вв. М., 1911; Грязнов А.Ф. О шотландской философии. М., 1979; Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 377-384, 397-413; Иодль Ф. История этики в новой философии. Т.1-2. М.,1896; Хатчесон Ф. Исследование о происхождении наших идей красоты и добродетели // Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М.: Искусство, 1973; Шефтсбери Эстетические опыты. М.. 1975; Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм. Д. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль. 1996.

б) формально-рациональная теория (И. Кант),
Объекты критики Канта: эвдемонизм, всепроникающий психологический детерминизм, сентиментализм. Этика Канта как обоснование нравственной суверенности личности в качестве разумного существа. Два мира к которым одновременно принадлежит человек – мир необходимости и мир ответственной свободы. Добрая воля как единственная данность безусловного добра. Долг (уважение к нравственному закону) как единственно возможный нравственный мотив. Долг и склонности – два измерения одной и той же реальности человеческого поведения. Категорический императив и его основные формулировки. Категорический императив как категорический запрет на безнравственные поступки. Механизм функционирования категорического императива: интерпретация категорического императива в качестве мысленного эксперимента. Постулаты практического разума и их роль в этической теории Канта. Роль этики долга в рационально-упорядоченной стилистике жизни западного человека.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 138-155; Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М. 1963; Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 432-464; Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1; Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант – Гегель – Соловьев. М., 1996; Скрипник А.П. Категорический императив Иммануила Канта. М., 1978, Слинин А.Я. Этика Иммануила Канта // Кант И. Критика практического разума. М., 1995; Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992. С. 45-148; Судаков А.К. Абсолютная нравственность: Этика автономии и безусловный закон. М., 1998; Этика Канта и современность. Рига, 1989; Этика: Учебник [для философских ф-тов] / под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 1999. С. 60-85.

в) объективно-рациональная теория (Гегель),
Смысл мирового развития по Гегелю. Место человека в системе самопостижения абсолютной идеи и освобождения духа от инобытия. Взаимоотношение практической общественной деятельности и высших форм познания (место и роль объективного духа). Мораль как одна из сфер развивающегося общества – его отдельный фрагмент, не замыкающий на себе весь смысл существования человека и мира. Аргументы против формальной кантианской этики (недостижимость идеала, а значит, самоустранение морали; формальная «пустота» категорического императива). Право, мораль и нравственность: проблема соотношения. Мораль как ложное сознание и, вместе с тем, необходимый этап развития нравственности. Совесть как форма перехода от морали к нравственности. Слияние индивидуальной и всеобщей воли. Совпадение прав и обязанностей. Признательность, добропорядочность, заслуга, честь – черты нравственного гражданина.

ЛИТЕРАТУРА: Гегель Г.Ф.В. Философия права. М., 1990; Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. С. 464-479; Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. М., 1994. С. 255-443; Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант – Гегель – Соловьев. М., 1996; Перерва В.В. Этические взгляды Гегеля. М., 1988.

г) добро, удовольствие и польза (утилитаристская этика),
Польза, успех, эффективность – основные категории утилитаристского мышления. Аксиоматика классического утилитаризма: высшее благо есть величайшее счастье и, одновременно, наибольшая польза. Аргументы в пользу тождества пользы, счастья и добра. Два возможных вывода из аксиоматики: отождествление всякого стремления к собственной пользе с добром и признание необходимости рациональной корректировки представлений о собственной пользе. Рыночная экономика как модель безличных взаимополезных отношений (А. Смит, Ф. Хайек). Классификация удовольствий у Эпикура и Дж. С. Милля. Бентамовский принцип «наибольшее счастье наибольшего количества лиц». Критика кантианского априоризма в этике. Решение ситуаций морального выбора в утилитаризме: правило или результат действия. Соотношение утилитаристского расчета и традиционных моральных предписаний и запретов. Добро есть ценность, но не цель. Разумный эгоизм и утилитаризм: единство посылок и различие акцентов. Проблема жертвенности и человеческая свобода. Критика кантовского ригоризма (совмещение источника долга и желания в одном Я обрекает его на трагический конфликт (Л. Фейербах)). Есть ли у человека долг перед собой? Разумный эгоизм и теория среды.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. С. 197-238; Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 156-171; Азнауров А.А. Этическое учение Н.Г. Чернышевского. М., 1960; Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства // Антология мировой философии в 4-х т. Т. 3. М., 1971. С. 586-593; Милль Д.С. Утилитарианизм. СПб., 1866; Фейербах Ф. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли // Избранные философские произведения в 2-х томах. Т.1. М., 1955; Фейербах Ф. Эвдемонизм // Там же; Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Избранные философские сочинения. Т.3. М., 1950.

д) интуитивизм Дж. Мура,
Перенос исследовательского интереса этики на языковые формы выражения морали. Что такое добро или какова общая основа применения суждений одобрения? Сложности в дефинировании добра: перечисление предметов, обладающих свойством, подменяет характеристику самого свойства. Суждения о добре носят не аналитический, а синтетический характер. Добро как простое и неразложимое понятие не поддается дефинированию. Натуралистическая ошибка в этике: смешение добра и естественных предметов. Критика гедонистической этики (смешения добра и удовольствия). Критика натуралистической этики (смешения добра и эволюционной необходимости). Критика метафизической этики (попытки вывести добро из природы сверхчувственных ценностей). Интуитивное постижение добра.

ЛИТЕРАТУРА: Мур Дж. Э. Принципы этики. М., 1984.



ТЕМА 4. ОСНОВНЫЕ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ (5 часов)

а) добро и зло,
Понятие ценности как обобщенного, устойчивого представления о благе, т.е. о том, что отвечает потребностям и интересам человека или сообщества. Проблема классификации ценностей. Ранг и сила ценностей. Оценка как соотнесение предмета, события, явления – с ценностью. Моральные ценности и идеал морали. Парадоксальность нравственного идеализма. Добро и зло – понятия, выражающие морально положительное и отрицательное значение явлений. Историческая дифференциация ценностного сознания и формирование моральных понятий о добре и зле. Критерии и нормативно-ценностная определенность добра и зла. Проблема метафизических корней добра и зла. Идея непреодолимой связности добра и зла в ее различных концептуальных выражениях. Проблема выбора «меньшего зла». Абсолютное и относительное добро и зло. Добро и зло в контексте антропо, космо и теодицеи.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 241-252; Этика: словарь изречений и афоризмов / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. М., 1995. С. 71-72, 96-97; Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 37-54, 85-87, 100-106, 121-130; Карсавин Л.П. Добро и зло // Карсавин Л.П. Малые сочинения. М., 1994. С. 250-284; Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994. С. 286-307, 344-361; Лосский Н.О. Условие абсолютного добра. М., 1991, Сабиров В. Два лика зла (размышления русских мыслителей о добре и зле). М., 1992; Скрипник А.П. Моральное зло. М., 1992; Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М„ 1988. Т.1.С.543-548; Шердаков В.Н. Добро и зло (очерк нравственной философии). М., 1992.

б) милосердие и справедливость,
Справедливость как принцип взаимоотношений между людьми по поводу распределения блага и достоинства. Аристотель о восстановительной, уравнивающей, распределительной справедливости. Платоновская концепция справедливости в диалоге «Государство». Моральные, правовые и социально-экономические аспекты проблемы справедливости. Уважение, соблюдение договоров, права человека как различные основания справедливости. Справедливость как мера соотношения прав и обязанностей, деяния и воздаяния. Справедливость и честность – концепция справедливости Дж. Ролза. Проблема социальной справедливости в истории этической мысли. Справедливость и милосердие: проблема совмещения двух ключевых ценностей морального сознания. Исторические модификации идеала милосердия (человеколюбия). Различие этического содержания милосердной любви и любви чувственной. Неприятие милосердной любви с позиций «этики себялюбия». Отличие милосердия от сочувствия и симпатии. Альтруизм как абстрактно-формальное выражение милосердия. Заповедь любви. Соотношение любви к себе и любви к ближнему: различные трактовки проблемы.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г. Заповедь любви // Человек. 1994. № 1-3; Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 336-362; Этика: словарь изречений и афоризмов / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. М., 1995. С. 242-244, 123; Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роулса. М., 1992; Аристотель. Никомахова этика. Кн. V // Аристотель. Сочинения: В 4-х т. Т. 4. М., 1984. С. 145-171; Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей: Первая половина XIX в. М., 1976; Он же. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII в. М., 1976; Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал. Справедливость. Счастье. М., 1989; Мальцев Г.В. Буржуазный эгалитаризм: эволюция представлений о социальном равенстве. М., 1984; Оганесян А.К. Равенство и справедливость (концепции Д. Роулса и Д. Белла) // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. 1990. М., 1991. С. 214-229; Платон Государство // Платон Сочения. В 3-х т. Т. 3 (1); Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Соловьев В.С. Оправдание добра // Указ. изд. С. 188-191; Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма. М., 1992 (гл. 4); Хеффе О. Политика. Право. Справедливость. М., 1994; Шпеман Р. Справедливость или: я и другие // Шпеман Р. Основные понятия морали. М., 1993. С. 33-43; Этика: Учебник [для философских ф-тов] / под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 1999. С. 137-156.

в) счастье,
Различные понимания счастья, их этический и психологический смысл. Объективный и субъективный источники счастья (Сократ и Аристотель). Гедонистическое, утилитаристское, перфекционистское понимания счастья. Несводимость счастья к радости. Счастье и страдание. Психология восприятия и переживания собственного счастья. Добродетель и счастье; достоинство и счастье. Счастье как цельное, полное и длительное удовлетворение; идеал счастья – в совершенной длительности (счастье на всю жизнь). Антиномичность эвдемонистического идеала. Счастье и проблема человеческого существования. Счастье и смысл жизни. Счастье и спасение в религиозном сознании и религиозной этике.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 295-308; Аристотель. Никомахова этика // Указ. изд. С. 54-77; Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал. Справедливость. Счастье. М., 1989; Этика: словарь изречений и афоризмов / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. М., 1995. С. 153-155, 252-255; Мелешко Е.Д., Назаров В.Н. Счастье (систематизация мудрых изречений) // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. 1988. М., 1989. С. 214-229; Сенека Л.А. О счастливой жизни // Римские стоики. М., 1995; Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981. С. 31-335; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 135-152.

г) порок и добродетель (2 часа),
Различные традиции этической оценки человеческой природы Обусловленность морального самосознания личности ее социальной и культурной идентификацией. Мораль и характер; моральные качества личности. Доминирующие ценностные ориентации и типы личности. Личность в добрых и злых проявлениях. Учение Аристотеля о добродетели как мере («золотой середине») по «Никомаховой этике». «Кардинальные» (философские) добродетели: воздержность, мужество, мудрость, справедливость. «Богословские» (христианские) добродетели: вера, надежда, милосердие. Добродетель как сила и стойкость человека в исполнении повелений морали, деятельном осуществлении добра. Добродетель и святость. Грех и порок. Порок как качество характера, выражающееся в принципиальном и осознанном нарушении нравственных повелений. Классификация пороков: православная схема восьми прочных помыслов и католическая схема семи смертных грехов. Анализ отдельных пороков и развития представлений о них в европейской культуре. Чревоугодие. Блуд. Лень. Гнев. Алчность. Зависть. Уныние. Тщеславие и гордость.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 279-294; Этика: словарь изречений и афоризмов / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. М., 1995. (исчерпывающее алфавитное перечисление основных пороков и добродетелей); Аристотель. Никомахова этика // Указ. изд. С. 78-94; Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. В 6 т. Т.4. Ч. 2 М.: Мысль, 1965; Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 89-124; Соловьев В. С. Оправдание добра // Указ. изд. С. 119-204; Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. С. 53-99, 162-181; Bloomfield M.W. The seven deadly sins. An Introduction of a Religious Concept with Special Reference to Medieval English Literature. Michigan State College Press, 1952; Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. М., 1996.

 

ТЕМА 5. ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ЭТИКИ (5 часов),

а) биоэтика,
Эвтаназия – этимология слова и содержание понятия. Активная и пассивная эвтаназия. Добровольная и недобровольная эвтаназия. Обязанности врача в ситуации, когда лечение лишь длит страдания больного. Аргументы за и против эвтаназии. Этика и психология поведения в процессе умирания. Умирание – заключительный этап жизни. Стадии умирания и этико-психологические трансформации поведения. Аборт и контрацепция как вопросы биомедицинской этики. Проблема определения момента появления человека как самостоятельного субъекта этических отношений. Моральные и нравственно-религиозные аспекты аборта. Аргументы за и против аборта. Биомедицинские проблемы, возникающие в связи с положением душевнобольных в обществе: история вопроса и современное положение дел. Отношение к сексуальным меньшинствам в свете прикладных этических исследований. Отношение к животным как проблема нравственности.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 423-433; Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Прикладная этика: на краю исследовательской ойкумены? // Этика: новые и старые проблемы. М., 1999; Введение в биоэтику: учебное пособие. М., 1998; Игнатовская П. Отношение к животным как проблема нравственности // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1988. М., 1989. С. 220-240; Коновалова Л.Г. Новые моральные проблемы // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1990. М., 1991. С. 200-205; Коновалова Л.Г. Прикладная этика (по материалам западной литературы). Вып. 1. Биоэтика и экоэтика. М., 1998; Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Вопросы философии. 1994. № 3; Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1990. М., 1991. С. 205-212; Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 1990. № 6; Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1998; Этика: Учебник [для философских ф-тов] / под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 1999. С. 464-475.

б) благотворительность,
Филантропия (благотворительность) в истории общества. Понятие благотворительности как организованной (нередко институционализированной) и, как правило, негосударственной деятельности, направленной на оказание помощи (в первую очередь материальной) частным лицам и некоммерческим организациям. Различие милостыни, благотворительности и услуги. Этические и практические критерии филантропии. Благотворительность и проблема мнимого благодеяния. Различные традиции критики благотворительности в истории мысли. Благотворительность и справедливость. Благотворительные фонды; цели и приоритеты благотворительных программ.
ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 411-424; Этика: словарь изречений и афоризмов / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. М., 1995. С. 30, 34, 123-124, 279; Апресян Р.Г. Дилеммы благотворительности // Общественные науки и современность. 1997. №6; Его же. Филантропия: милостыня или социальная инжененрия? // Общественные науки и современность. 1998. № 5; Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности, 3-е изд. М., 1988. С. 131-154; Лафарг П. Благотворительность // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1988. М., 1989. С. 334-363; Сенека О благодеяниях // Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М., 1995.

в) уголовное наказание и смертная казнь,
Смертная казнь как государственно-правовой акт, необходимость ее нравственной легитимации. Практика смертной казни и тенденции ее изменения: от публичных форм казни – к тайным; от квалифицированных форм казни – к обыкновенным; от единодушного одобрения – к нарастающему осуждению; от широкого использования смертной казни – к ее ограничению и отмене. Основные аргументы в пользу смертной казни и возможные возражения на них: «как справедливое возмездие»; «для устрашения и предупреждения злостных преступлений»; «ради блага общества»; «из-за гуманных соображений» и др. Аргументы против смертной казни: брешь в абсолютном нравственном законе; развращающее воздействие на общество; невозможность исправления судебной ошибки; отрицание возможности исправления преступника; девальвация человеческой жизни.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 434-442; Этика: словарь изречений и афоризмов / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. М., 1995. С. 104, 120, 139, 263; Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1995; Когда убивает государство. М., 1989; Смертная казнь: за и против / Сост. О.Ф, Шишов, Т.С. Парфенова. М., 1989; Соловьев В.С. Оправдание добра // Указ. изд. С. 379-405.

г) ненасилие: теория и практика.
Феномены насилия и ненасилия. Заповедь любви и принцип непротивления злу насилием. Традиции ненасилия в истории. Ненасилие как форма социальных действий по конструктивному разрешению общественно-политических конфликтов. Моральные (принципиальные) и прагматические аспекты ненасилия. Стратегические и технические особенности ненасильственных действий. Учения Л.Н. Толстого, М.К. Ганди, М.Л. Кинга о роли ненасилия в социально-нравственном переустройстве общества. Выдающиеся эпизоды ненасильственной борьбы в XX столетии. Ненасилие и непротивление злу насилием. Насилие и ненасилие в школе. Сочетание принципиальной требовательности и заботы. Этико-психологические аспекты методов убеждения и принуждения в воспитании детей. Принципы и техника ненасильственной педагогики. Права ребенка в школе.

ЛИТЕРАТУРА: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 434-442; Этика: словарь изречений и афоризмов / Сост. В.Н. Назаров, Е.Д. Мелешко. М., 1995. С. 140, 147, 152; Гржегорчик А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия // Вопросы философии. 1992, № 3; Гусейнов А.А. Этика ненасилия // Вопросы философии. 1992. № 3; Мелешко Е.Д Понятие непротивления и способы его истолкования в истории культуры // Этика: новые и старые проблемы. М., 1999; Ненасилие: философия, этика, политика / Под ред. А.А. Гусейнова. М., 1993; Опыт ненасилия в XX столетии: Социально-этические очерки / Отв. ред. Р.Г. Апресян. М., 1996; Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991 / Под ред. А.А. Гусейнова М. 1992. С. 154-285; Этика: Учебник [для философских ф-тов] / под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 1999. С. 396-417, 475-486.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

ТЕМА 1. Нравственно-религиозные доктрины (по «Дхаммападе», «Люнь юю», «Пятикнижию», «Евангелию от Матфея»)
Основные задачи: Выделить ключевые ценности нравственно-религиозных доктрин и определить специфику их интерпретации в конкретных религиях. Установить особенности соотношения морального кодекса и идеала. Определить приоритетные сферы жизни, регулируемые нравственными нормами в различных моральных доктринах. Проследить связь моральных доктрин с догматикой рассматриваемых религий.
Обзорная литература: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 44-96.

Источники для самостоятельного изучения и вопросы к ним:
Лунь Юй // Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972. С. 139-174 (сокращенная выборка см.: Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995. С. 272-277.)

  1. Почему в конфуцианском нравственном идеале благородный муж является именно чиновником (сановником)?
  2. Каково этическое содержание понятия «жень»?
  3. Почему Кун-цзы уделяет так много внимания ритуалу?
  4. Является ли конфуцианство доктриной социально-нравственного конформизма?
  5. Почему сыновняя почтительность обладает для Кун-цзы этической самоценностью?
  6. Есть ли в конфуцианской этике элементы милосердия, превосходящего требования справедливости? На основании чего можно судить об этом?
  7. Как проявляется нравственная автономия личности в учении Кун-цзы?
  8. Почему, по Кун-цзы, для процветания государства недостаточно роста его экономической и военной мощи?
  9. Каково этическое содержание понятия «низкий человек»?

Дхаммапада. М., 1960. С. 59-129 (сокращенная выборка см.: Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995. С. 278-282).

  1. Как интерпретируются моральные предписания в контексте мистического учения Будды?
  2. Какая двойственность заложена в буддийском понимании добра и зла?
  3. Почему буддийский аскетизм не делает центром внимания активную и деятельную борьбу с собственной плотью?
  4. Почему Будда не проводит, казалось бы, очевидного разграничения между удовольствием и страданием?
  5. Почему для Будды нет «беды большей, чем ненависть»?
  6. Почему простое знание «дхаммы» не может послужить началом просветления?
  7. Что в соответствии с Дхаммападой служит лучшим способом избавления от межчеловеческих конфликтов?
  8. Каково этическое значение представления о мире как «мираже»?

Учение. Пятикнижие Моисеево / перевод, введение и комментарии И.Ш. Шифмана. М., 1993 (Исход Гл. 20, Второзаконие Гл.5, Левит. Гл. 19.) (сокращенная выборка см.: Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995. С. 282-285).

  1. Как соотносятся между собой религиозные и моральные запреты Декалога?
  2. Что определяет безусловную, категорическую форму заповедей Моисея?
  3. Исследовав образ Бога и образ идеального человека, ответьте на вопрос: в чем выражается ориентированность иудаистской культуры эпохи Моисея на принцип талиона?
  4. Как проявляется в иудаистской этике императив заботы о соплеменнике?
  5. Какие ограничения имеет Декалог по сфере своего действия?
  6. Какой этический смысл имеет сочетание фундаментальных нравственных заповедей Десятисловия с мелкими культово-ритуальными и обрядовыми запретами?

Святое Евангелие от Матвея, Марка, Луки и Иоанна на старославянском и русском языках. СПб.: Синодальная типография, 1914 (От Матфея Святое Благовествование. Гл. 5) (сокращенная выборка см.: Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995. С. 286-288).

  1. Как соотносятся между собой Нагорная проповедь Иисуса Христа и Десятисловие Моисея и почему Нагорная проповедь построена как своеобразный комментарий к Десятисловию?
  2. Что означает христианская любовь и предполагает ли она отрицание других форм и стадий любви?
  3. Каково нормативное содержание требования любить собственных врагов?
  4. Можно ли обосновать этику любви к ближнему в рамках нерелигиозного мировоззрения?
  5. Является ли христианская этика этикой слабости?
  6. Как проявляется в христианской этике автономность нравственного субъекта и незаинтересованность (бескорыстность) нравственного поступка?
  7. Каков смысл и пределы заповеди «не судите»?
  8. Каково основание и каковы пределы аскетичности христианской этики?
  9. Какую добродетель по преимуществу выражает основная христианская молитва «Отче наш»?

 

ТЕМА 2. Свобода как основание нравственной ответственности.
Основные задачи: Определить, почему представления о свободе человеческой воли является обязательным условием независимого и внутренне непротиворечивого существования нравственного сознания. Установить связь этого представления с понятиями нравственной ответственности и вменяемости наших поступков. Продемонстрировать этическое и метафизическое измерение проблемы. Выяснить способы метафизического обоснования и опровержения свободы воли.
Обзорная литература: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 266-281.

Источники для самостоятельного изучения и вопросы к ним:
Шопенгауэр А. О свободе воли // Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики; Афоризмы житейской мудрости. М., 1997. С. 43-50, 112-118, 146-148.

  1. В чем состоит отличие понятий физической и моральной свободы?
  2. Как соотносятся между собой понятия «необходимость», «случайность» и «свобода»?
  3. Каким образом в учениях предшественников Шопенгауэра устанавливается связь вопроса о свободе воли с проблемами нравственной ответственности индивида и теодицеи?
  4. Чем, по мнению Шопенгауэра, отличается истинная моральная свобода от абсолютной свободы действий?
  5. Как обоснование моральной свободы Шопенгауэром связано с кантовским учением о двух характерах («эмпирическом» и «умопостигаемом»)?

Фейербах Ф. О спиритуализме и материализме, в особенности в их отношении к свободе воли // Фейербах Ф. Избранные философские произведения в 2-х томах. Т.1. М., 1955. С. 446-448, 452-445, 465-467, 476-482, 491-495.

  1. 1.Почему Фейербах отрицает интерпретацию самоубийства как проявления свободной воли?
  2. 2. Почему Фейербах считает возможным вести речь не о свободе человека, а только о временной изменчивости его воли?
  3. 3. Каким образом эвдемонистическая интерпретация морали связана с отказом Фейербаха от защиты тезиса о свободе воли?
  4. 4. С чем связано утверждение Фейербаха о том, что свобода воли относится исключительно к внешнему, а не глубинному и субстанциональному слою проявлений человеческой личности?
  5. 5. Какие аргументы приводит Фейербах против учения о двух характерах, являющегося, по мнению Канта и Шопенгауэра, единственно возможным обоснованием нравственной ответственности?
  6. 6. Какие из упомянутых выше аргументов носят сугубо теоретический, а какие – моральный характер?

Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Т. 3. М., 1951. С. 210-220.

  1. С помощью каких доводов Чернышевский аргументирует отрицание воли, как особой человеческой способности, и ее возможной свободы?
  2. Как эта аргументация связана с разделением наук на «точные» и «нравственные»?
  3. Как отрицание свободы воли влияет на характер проектов искоренения нравственного зла?
  4. Почему Чернышевский не опасается того, что без допущения свободной воли человек будет восприниматься как сугубо автоматическое существо?

 

ТЕМА 3. Проблема соотношения морального и мистического опыта.
Основные задачи: Выявить точки соприкосновения мистики и морали, проанализировать выдвигаемые философами доказательства принципиального различия установок нравственного и религиозно-мистического опыта. Проследить существующие в моральной философии варианты непротиворечивого совмещения мистики и этики.
Обзорная литература: Гусейнов А.А. Великие моралисты. М„ 1995. С. 59-64, 248-250.

Источники для самостоятельного изучения и вопросы к ним:
Кьеркегор С. Страх и трепет // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. С. 30-38, 53-61, 65-70, 75-76.

  1. В чем парадоксальность библейской истории об Аврааме с точки зрения этики?
  2. С чем связана закрытость веры для внешнего понимания и как это влияет на ее отношение к морали?
  3. Почему для веры, по мнению Кьеркегора, абсурдная надежда выше жертвенного самоотречения?
  4. В чем состоит отличие трагического героя (героя моральной жертвы) от человека веры?
  5. Как для Кьеркегора соотносятся понятия «долг», «искушение», «воля Бога», «грех»?
  6. Почему рыцаря веры бессмысленно судить по исходу его деяния?
  7. Почему «этический взгляд на жизнь» делает из веры сугубо психологическое явление?
  8. Как объясняется то, что моральная позиция всегда предполагает возможность коммуникации, а позиция веры – абсолютное одиночество?
  9. Почему «телеологическое устранение этики» не отрицает любовь к ближнему?

Шестов Л. Potestas clavium (власть ключей) // Шестов Л. Сочинения в 2-х томах. М., 1993. С. 40-46, 52-55, 73-78.

  1. С чем связано недоверие философов к абсолютной Божественной произвольности (свободе)?
  2. Какое отношение к Богу и к миру, Им созданному, складывается на основе признания вечности и самодостаточности добра?
  3. На каком основании моральный суд может пониматься как узурпация суда Божественного?
  4. Как моральная нормативность, будучи одной из форм рациональности, может сужать и обеднять человеческий опыт?
  5. В каком соотношении для Л. Шестова, по вашему мнению, находятся понятия «Бог», «свобода», «творчество», «мораль»?
  6. Чем это соотношение отличается от традиционной для философии морали позиции?

Бергсон А. Два источника религии и морали. М., 1994. С. 58-62, 104-106, 237, 242-255, 272-276.

  1. В чем разница между «открытой» и «закрытой» моралью по способу регулирования, методам распространения и объекту приложения?
  2. Каково определение мистики, предлагаемое Бергсоном?
  3. Какую форму морального опыта Бергсон соглашается определять как мистическую и почему?
  4. Почему нормативность, порождаемая «открытой», или «динамической», моралью с формальной точки зрения выглядит как противоречиво?
  5. Почему восточный мистицизм кажется Бергсону неполным и как эта неполнота связана с проблемой «мистика и мораль»?
  6. Чем любовь к человечеству, связанная с переживанием присутствия Бога в душе, отличается от обыкновенной симпатии, солидарности или братства?
  7. Являются ли рационалистическое и механическое восприятие мира неустранимыми препятствиями для мистической любви?
  8. В чем конечный смысл и задача мистической любви к Богу и человечеству?

 

ТЕМА 4. Проблема взаимодействия морали и права.
Основные задачи: Определить полярные точки зрения на проблему соотношения права и морали. Установить внешние (поверхностные) и глубинные (качественные) различия между моралью и правом. Охарактеризовать такие явления как правовой позитивизм и правовой морализм. Раскрыть перспективы гармоничного соотношения морального и правого подходов к установлению справедливости.
Обзорная литература: Мораль и политика // Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. М., 1989. С. 191-193, Мораль и право // Там же. С. 193-194.

Источники для самостоятельного изучения и вопросы к ним:
Толстой Л.Н. Царство Божие внутри нас // Толстой Л.Н. Избранные философские произведения. М., 1992. С. 291-296, 308-310, 319-323, 335-343, 351-358.

  1. Почему мораль как способ устранения общественных недостатков представляется Толстому более эффективной, чем право?
  2. Почему Толстой считает возможным заключить, что правительства и правящие классы ни в коей мере не опираются на право в значении справедливости?
  3. Что, по Толстому, служит их действительной опорой?
  4. Почему Толстого не удовлетворяет оправдание государственно-правового насилия с помощью аргумента защиты «добрых» от «злых»?
  5. В чем противоречивость положения христианина, считающего необходимым подчинение внешнему юридическому закону?
  6. Какие проблемы возникают при обсуждении вопроса о всеобщем переходе от привычного общественного жизнепонимания к христианскому жизнепониманию и образу жизни? 7. Почему страхи, связанные с этим неизбежным переходом, кажутся Толстому мнимыми?
  7. Какие глобальные изменения в общественном мнении свидетельствуют о том, что государственно-правовое регулирование общества изжило себя на современном этапе исторического развития?

Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1988, (гл. XVII).

  1. Почему моралисты могут негативно относится к праву и в чем ошибочность такого отношения?
  2. Покажите основные отличия права и морали? Имеют ли место деяния, которые будучи противоправными не были бы одновременно безнравственными и наоборот?
  3. Чем определяется конечное единство правой и моральной сфер?
  4. Какова роль права в контексте общечеловеческих нравственных задач?
  5. Почему предоставление «свободы быть безнравственным» необходимо для существования морали, тогда как свобода нарушать закон губительна для правовой системы?
  6. В чем состоит опасность попыток построения всей системы морали по правовому образцу?

О. Хеффе. Политика. Право. Справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М., 1994. С. 51-79.

  1. Чем отличается естественное право от позитивного закона и как это различие отражает соотношение моральной и правовой сферы?
  2. Перечислите аргументы против естественного права и укажите их основные недостатки?
  3. Что такое «правовой позитивизм» и «правовой морализм»?
  4. Как понимается в правовом морализме взаимодействие позитивного права и понятия «справедливость»?
  5. Есть ли глубинные, качественные различия между правом и моралью с позитивистско-правой точки зрения?

 

ТЕМА 5. Эгоизм и нравственное зло.
Основные задачи: Рассмотреть различные определения эгоизма. Установить его связь с ключевыми витальными потребностями человека. Проанализировать доводы философов, трактующих эгоизм как основной источник нравственного зла, и аргументы их оппонентов. Проследить связь нравственного зла как с себялюбивыми (эгоистическими в узком смысле слова), так и с деструктивными импульсами человеческой психики. Определить действительное место любви к себе в мире нравственных аффектов и ценностей.
Обзорная литература: Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. С. 157-197.

Источники для самостоятельного изучения и вопросы к ним:
Шопенгауэр А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости. М., 1997. С. 278-295.

  1. Какое определение дает эгоизму Шопенгауэр?
  2. Каковы истоки эгоистического импульса (мотива)?
  3. Есть ли, по мнению Шопенгауэра, какие-либо иные источники морального зла, кроме эгоизма?
  4. В чем состоят основные проявления эгоистического импульса (мотива) по Шопенгауэру?
  5. По каким признакам определяется эгоистический характер того или иного поступка или, иными словами, что лишает наши деяния моральной ценности?
  6. Не является ли тройственная классификация мотивов по Шопенгауэру (эгоизм, злоба, сострадание) противоречивой при сопоставлении ее с той ролью, которую он отводит эгоизму в генезисе нравственного зла? С чем связано возможное противоречие?

Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. Т. 3. М., 1951. С. 238 – 251.

  1. С помощью каких аргументов Чернышевский доказывает тезис о существовании единой эгоистической основы поведения человека?
  2. Почему случаи самопожертвования могут быть интерпретированы как эгоистические поступки?
  3. Почему признание эгоизма единственным реальным мотивом человеческого поведения не ведет к отрицанию различия между добром и злом?
  4. Какова иерархия степеней пользы, по Чернышевскому, и какую роль она играет в сфере нравственной регуляции общества?
  5. В чем состоит нравственная рациональность, по мнению Чернышевского, и почему она не противостоит всей области эгоистических устремлений человека?
  6. Почему Чернышевский считал, что нравственное исправление человечества лежит на пути исправления материальных условий бытия человека?

Фромм Э. Фрейдова теория деструктивности и агрессивности // Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности М.. 1998. С. 580-606; Фромм Э. Душа человека. М., 1992. 30-33, 49-54, 62-64.

  1. Как в теории Фрейда возникло представление о существовании особой мотивации поведения человека, отличной от стремления к удовольствию и бегства от страданий (естественного эгоизма)?
  2. В какую связь эта мотивация была поставлена с проявлениями жестокости и агрессивности?
  3. В чем сходны и чем отличаются друга от друга характерные черты некрофильной установки и патологий нарциссизма по Фромму?
  4. Почему проявления некрофильного типа не могут быть исчерпывающим образом объяснены через особенности эгоистической мотивации поведения?
  5. Как приведенная выше особенность психических патологий связана с проблемой бескорыстного зла?

 

ТЕМА 6. Нравственный релятивизм, имморализм и аморализм в новоевропейской этике (Ф. Ницше и А.Д.Ф. де Сад).
Основные задачи: Определить основания релятивизации нравственных норм и ее соотношение с гуманистической установкой на раскрепощение личности. Охарактеризовать различие логики аморализма и имморализма. Определить уязвимые места аморализма и имморализма.
Обзорная литература: Апресян. Р.Г. Пределы релятивизма // Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М., 1997. С. 189-212.

Источники для самостоятельного изучения и вопросы к ним:
Ницше Ф. «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей». М., 1994 (фрагменты 266, 255, 256, 258, 268, 274, 276, 277, 279, 280, 296, 317, 318, 679, 682, 686).

  1. Почему мораль не может рассматриваться как сфера абсолютных ценностей?
  2. Раскройте понятие «стадной морали». В чем, по мнению Ницше, она обедняет человеческий опыт?
  3. Определите новую концепцию добродетели и порока по Ницше. В чем она родственна и в чем враждебна христианской морали?
  4. Является ли ницшеанская критика морали апологией порока?
  5. Раскройте смысл выражения «по ту сторону добра и зла».
  6. Можно ли говорить о «сверхчеловеческой» морали?

Маркиз де Сад. Философия в будуаре // Маркиз де Сад. Философия в будуаре. Тереза-философ. М., 1991. С. 142-223.

 

Тема 7. Нравственное зло и исторический процесс (о позитивной роли морального зла в мировой истории).
Основные задачи: Определить возможности, критерии и пределы моральной оценки социальных явлений и процессов. Установить, существуют ли варианты совмещения моральности и социально-политической эффективности исторических деяний.
Обзорная литература: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 243-252.

Источники для самостоятельного изучения и вопросы к ним:
Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974. С. 52-75.

  1. Каков механизм превращения пороков частных лиц в благо общественного целого?
  2. Почему моралистическая проповедь сделала сообщество пчел нежизнеспособным?
  3. Как исторически возникает тот общественный режим, при котором своекорыстие индивидов ведет к общественному благу?
  4. Почему не природное качество побуждений и поступков, а лишь соотнесение с общественным интересом и разумом делает их добродетельными или порочными?
  5. Почему необходимость легального допущения определенных порочных деяний не исключает необходимости квалифицировать их как пороки?

Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. М., 1993. С. 41-47, 73-88.

  1. Может ли быть применима к всемирной истории максима «цель оправдывает средства»?
  2. Как Гегель аргументирует свое отрицание значительной роли человеческого стремления к моральному совершенствованию в крупных исторических событиях?
  3. Можно ли объяснить исторический имморализм Гегеля отсутствием морального чувства? Если нет, попытайтесь раскрыть его действительные основания.
  4. Почему, по мнению Гегеля, своекорыстный мотив исторического деятеля не обязательно влечет за собой отрицательную нравственную оценку его деяния?
  5. В чем принципиальное различие моральной ситуации исторического деятеля и частного человека?
  6. В чем Гегель видит действительную причину нравственного осуждения «великих людей» со стороны обыкновенного человека?
  7. Как Гегель пытается уйти от превращения единичного человека в простой материал всемирно исторического процесса? Насколько, по-вашему, удачна его попытка?

Леонтьев К. Византизм и славянство // Леонтьев К. Избранное. М., 1993. С. 68-84.

  1. Почему Леонтьев считает честное и беспристрастное историческое исследование необходимо «безнравственным»?
  2. Как этот вывод связан с его убеждением, что «субъективное страдание и блаженство» не являются признаками, доступными для количественной оценки в социальных науках?
  3. Почему равенство и всеобщее благоденствие, по убеждению Леонтьева, не должны быть целью сознательной исторической деятельности?

Троцкий Л.Д. Их мораль и наша (Памяти Льва Седова) // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. 1991. М., 1992. С. 217- 223, 226-234, 239-242.

  1. Почему Троцкий считает общеобязательные и надисторические нормы морали несостоятельными?
  2. В чем заключается «диалектический подход» к морали, отличающийся от ее понимания с точки зрения «здравого» смысла?
  3. Как признание классового характера всякой морали влияет на разрешение Троцким проблемы «целей и средств»?
  4. О чем свидетельствует, по мнению Троцкого, тот факт, что «демократия появилась на свет вовсе не демократическим путем»?
  5. Как на примере проблемы заложников Троцкий иллюстрирует положение, что «история выбирает жестокие пути»? Почему он уверен, что наш долг – следовать за ней?
  6. Какие средства все же не позволены в революционной борьбе и с чем это связано?
  7. Является ли, с вашей точки зрения, позиция Троцкого по отношению к проблеме «целей и средств» внутренне непротиворечивой?

 

ТЕМА 8. Природно-биологические корни морали.
Основные задачи: Проследить общую логику биоэволюционных сюжетов в этике. Установить, как в них проявляются стремление построить непротиворечивую версию происхождения морали и желание обосновать общезначимость нравственных норм. Определить, на каком из этих направлений биоэволюционизм добился больших успехов. Обозначить наиболее существенные возражения против биоэволюционной теории происхождения морали.
Обзорная литература: Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. М., 1995. С. 32-62.

Источники для самостоятельного изучения и вопросы к ним:
Кропоткин П.А. Этика. М.1991, С. 45-62.

  1. Что представляет собой общественный инстинкт у животных, по мнению Дарвина?
  2. Какую роль играет общественный инстинкт в процессе естественного отбора?
  3. Покажите сходства и различия между развитыми формами человеческой нравственности и общественным инстинктом?
  4. Каково соотношение общественного инстинкта и родительского?
  5. Какие психологические механизмы, позволяют общественному инстинкту возобладать над индивидуальными?
  6. В каком отношении, по мнению Дарвина и Кропоткина, находятся общественный инстинкт и научение солидарности у природы?

Рьюз М., Уилсон. Э. Дарвинизм и этика // Вопросы философии. 1987. № 1; Рьюз М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление. Вопросы философии. 1989. № 8.

  1. В чем состоит суть концепции «родственного отбора»?
  2. В чем состоит суть концепции «взаимного альтруизма»?
  3. Почему М. Рьюз утверждает, что альтруистическая детерминация человеческого поведения не может быть задана как автоматичным инстинктом, так и точным рациональным прогнозированием последствий поступков?
  4. Почему отказ от необходимости метафизически обосновывать мораль и признание ее «коллективной иллюзией, порожденной биологией», не означает крушения морали?
  5. Как связаны между собой моральная способность и развитие высших внеморальных функций, делающих человека человеком?

Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994. С.233-257.

  1. Почему человек, по мнению Лоренца, не может обладать сильным природно-инстинктивным механизмом, предотвращающим убийство представителя своего вида?
  2. Как приведенное выше обстоятельство влияет на оценку значимости природных корней морали?
  3. Почему технический характер человеческой цивилизации снижает возможности непосредственно-эмоционального нравственного регулирования поведения?
  4. Какие собственно человеческие, социальные механизмы регулирования компенсируют ослабление сугубо инстинктивных регуляторов?
  5. Какую роль в этих механизмах играет рациональность?

 

ТЕМА 9. Образы справедливости.
Обзорная литература: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 243-252.
Основные задачи: Рассмотреть различные определения справедливости. Проанализировать ее соотношение с понятием милосердия. Выявить основные формы справедливости (в том числе уравнивающую и воздающую, индивидуальную и социальную).

Источники для самостоятельного изучения и вопросы к ним:
Шопенгауэр А. Об основе морали // Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. Афоризмы житейской мудрости. М., 1997. С. 278-295.

  1. Как связаны между собой сострадание и справедливость?
  2. Почему справедливость, по Шопенгауэру, есть отрицательное выражение морального импульса?
  3. Как милосердие и справедливость соотносятся с рациональной и аффективной стороной духовной жизни человека?
  4. Что Шопенгауэр понимает под количественным измерением справедливости? Какую несправедливость он называет двойной?
  5. Какие частные проявления несправедливости выделяет Шопенгауэр?
  6. В каком отношении находятся понятия «несправедливость» и «ложь»?

Ролз Д. Теория справедливости. М., 1995. С..25-34, 66-70, 97-103.

  1. Чем отличается подход Ролза к справедливости как честности и добродетели институтов от шопенгауэровской трактовки справедливости?
  2. Что такое «исходное состояние» и «занавес неведения»? Как эти понятия связаны с трансформацией идей общественного договора в концепции Ролза?
  3. Каковы два основных принципа справедливости по Ролзу?
  4. Возможно ли, конструируя базисную структуру общества, поступаться равенством свобод в пользу общих преимуществ?
  5. Почему принцип уравнительного распределения не выражает, по Ролзу, идеи справедливости?

Прудон П.Ж. Что такое собственность? Или исследование о принципе права и власти. СПб., 1907. С. 209-218, 220-223, 225-226, 229-230, 240-242, 265-266.

  1. В чем различие проявлений импульсивного стремления к справедливости у человека и животного?
  2. Какие основания существуют для распространения предела действия долга взаимопомощи до установления системы равного распределения имущества?
  3. Почему собственность по Прудону эквивалентна несправедливости и воровству?
  4. Почему неравное распределение талантов и способностей не может и не должно препятствовать установлению равенства?
  5. Как собственность подтачивает жизнеспособность человеческих обществ?
  6. Почему коммунистическая общность имущества не является средством от бед собственности?
  7. Каков средний путь между несправедливостью собственности и несправедливостью обобществления?

 

Тема 10. Критика идеи непротивления злу силой в русской религиозно-философской мысли
Основные задачи: Определить исходные положения критики учения Л.Н. Толстого видными представителями русской религиозной философии. Последовательно рассмотреть основные аргументы против идеи непротивления злу силой. Установить возможности сохранения за концепцией ненасильственного действия права на существование после ее критического осмысления в русской религиозно-философской мысли.
Обзорная литература: Апресян Р.Г., Гусейнов А.А. Этика. М., 1998. С. 31-33, 443-461.

Источники для самостоятельного изучения и вопросы к ним:
Соловьев В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 651-666, 712-719, 725-731.

  1. Отчего универсальное нравственное правило «не убий» не может автоматически распространяться на любой случай причинения телесного ущерба и убийства?
  2. Почему молитва и ненасильственные действия не являются достаточными в том случае, когда нравственный человек сталкивается с насилием против слабого?
  3. Может ли использование аргумента защиты слабых в ходе войн как-то повлиять на наше решение защитить слабого с помощью силы в конкретной жизненной ситуации?
  4. Почему «действительная доброта» по отношению к злодею не может быть единственным средством его исправления?
  5. Почему толстовская трактовка зла позволяет говорить о «поразительной неудаче дела Христова в истории»?
  6. Какова альтернативная трактовка зла? Как победа над злом связана с победой над смертью?

Бердяев Н. А. Л. Толстой. Ветхий и новый в религиозном сознании Л. Толстого // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. В 2-х т. М., 1994. С. 456-483.

  1. Почему Бердяев считает, что всепроникающий этический рационализм Толстого противоречит его идее непротивления?
  2. Отчего толстовское понимание зла как «неразумия» кажется Бердяеву «невидением» зла?
  3. Что подразумевает Бердяев под чуждостью Толстого духовной жизни?
  4. Почему превращение христианства в религию морального правила представляется Бердяеву абсолютно нехристианским по духу?
  5. В чем отличие христианского аскетизма от моралистического аскетизма Толстого?

Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. С. 17-22, 36-52.

  1. Как Ильин классифицирует формы «заставления»?
  2. Почему он считает, что приравнивая всякое «заставление» к насилию, а насилие ко злу, Толстой заранее предрешает исход спора об этической роли силы?
  3. Каковы условия правильной постановки вопроса о сопротивлении злу силою? В чем толстовство нарушает эти непременные условия?
  4. Почему Ильин считает возможным назвать внешне очень строгую и даже ригористическую моральную позицию Толстого «эгоцентризмом» и «гедонизмом»?
  5. В чем отличие «реальной» любви к человеку от «сентиментальной любви», по Толстому?
  6. Каковы причины непонимания Толстым сути зла и необходимых способов борьбы с ним?