Р.Г.Апресян. Спецкурс «Нормативная этика»
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Тема 1. Нормативная этика

 

1. Этика и нормативная этика.
Структура этического знания: философская, нормативная и прикладная этика. – Предмет и задачи философской, нормативной и прикладной этики.
Предмет нормативной этики – конкретные моральные нормы и ценности в их историческом развитии и социокультурной динамике. Задача нормативной этики – изучение, критика и рационализация (включая теоретическое обоснование) моральных норм и ценностей.

2. Типы нормативно-этической теории.
По характеру моральной мотивации и основаниям принятия решений: а) консеквенциалистская этика (ориентация на результат), б) деонтологическая этика (ориентация на исполнение долга), в) этика добродетели, г) этика прав человека, д) коммунитарная этика (ориентация на традиции и/или существующий порядок сообщества).
По характеру конечной цели: а) гедонизм, б) прагматизм, в) перфекционизм, г) агапизм.

3. Пути и методы нормативно- этического исследования.
Источники: а) «аутентичные» источники – исторически фиксированные установления: утвержденные и документально зафиксированные или предполагаемые обычаем кодексы и нормы; б) морально-религиозные учения; в) философские учения; г) моралистика и художественная литература; д) фольклор; сравнительное языкознание.
Методы нормативно-этического анализа: а) сравнительно-аналитический, б) контекстуальный, в) типологический, г) аксиологический.
Нормативная этика и другие гуманитарные науки – социальная антропология, культурология, (семанти­ческая) лингвистика, психология, модальная логика.

 

Литература: