Институт Философии
Российской Академии Наук




  Швырев Владимир Сергеевич
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор теории познания » Сотрудники » Швырев Владимир Сергеевич

Швырев Владимир Сергеевич

 1934, г. Иваново - 2008 г. Москва

"Владимир Сергеевич –  признанный авторитет в отечественных исследованиях проблем эпистемологии, философии и методологии науки. Сформулированные им идеи существенно повлияли на развитие этих дисциплин в нашей стране.

Его анализ философско-методологической доктрины логического позитивизма, с которого началась его научная деятельность (книгу на эту тему он опубликовал в 1966 г.) был не только лучшим из всего того, что об этом тогда писали у нас, но и одним из наиболее содержательных в мировой литературе. Отталкиваясь от этого анализа и осмысливая материал истории науки, Владимир Сергеевич сформулировал оригинальную концепцию соотношения теоретического и эмпирического в научном знании, основанную на исследовании взаимоотношения генетического и функционального аспектов научного познания и изложенную им в известной книге (1978 г.) и ряде статей. Эта концепция оказала большое влияние на отечественные философско-методологические и теоретико-познавательные исследования, Все, кто изучал эти вопросы после появления работ Владимира Сергеевича о теоретическом и эмпирическом, так или иначе исходил именно из этой концепции. А затем последовал цикл его работ, посвященных деятельностному анализу научного познания, проблемам познавательной рефлексии, вопросам понимания. И наконец, очень интересно осуществляемое им в последние годы изучение типов рациональности, выделение закрытой и открытой рациональности, формулирование особенностей неклассической рациональности. Особенность исследовательской работы Владимира Сергеевича –  умение найти именно те проблемы, которые в тот или иной момент оказались центральными для развития всей области исследования проблем эпистемологии и философии науки. Другая его особенность –  понимание вопросов методологии науки в широком философском и культурном контексте. Поэтому он обращается и к истории философии, и истории науки, и современной западной литературе по эпистемологии и философии науки (одним из крупнейших знатоков которой он является), и к современной логике, психологии, семиотике, наконец, к теории и истории культуры".

 

В.А.Лекторский

 

(Слово о юбиляре. К СЕМИДЕСЯТИЛЕТИЮ В.С.ШВЫРЕВА //Философия науки. Вып. 10. С. 220 – 221)

Памяти В.С. Шверева посвящена коллективная монография сектора "На пути к неклассической эпистемологии" (ИФ РАН, 2009). Из предисловия В.А.Лекторского:

"Владимир Сергеевич большую часть своей жизни работал в секторе теории познания Института философии РАН, в последние годы главным научным сотрудником. Для нас, сотрудников сектора, он был не просто коллегой, а близким другом, замечательным товарищем и непререкаемым философским авторитетом. Это был человек большой одарённости, работать с ним было интересно и увлекательно: Владимир Сергеевич – неиссякаемый источник новых идей, нетривиальных подходов. Его лекции, выступления, беседы, участие в секторских обсуждениях всегда производили огромное впечатление. Круг его интересов в разнообразных областях культуры был исключительно широк. Он притягивал к себе. У него было множество друзей и поклонников.И при жизни Владимира Сергеевича мы хорошо понимали значение его работ для развития отечественной философии. Сегодня, когда его уже нет с нами, это понимание стало более осознанным.Мы говорим с полным основанием о том, что вторая половина XX в. была ренессансом нашей философии. В это время появился ряд исключительно ярких философов с оригинальными идеями, возникли различные школы. Хотя новое философское движение встречало большое противодействие со стороны официальной философии и ее деятелей, занимавших руководящие посты в научных и образовательных учреждениях, в стране возникла интересная и интенсивная философская жизнь. В центре внимания нового философского движения первоначально были проблемы теории познания, методологии и философии науки. Этой проблематике придавался большой культурный и социальный смысл, т. к. именно критическая рефлексия, опирающаяся на знание и понимание, считалась главным в социальном реформировании, которое было необходимо для нашей страны по мнению участников этого движения. Эта «когнитивная революция» захватила не только философов, но и многих учёных, начиная с психологов и кончая лингвистами, математиками, специалистами по истории естествознания и техники, которые начали в это время серьёзно взаимодействовать с философией.Владимир Сергеевич был одним из лидеров этого движения. Его анализ философско-методологической доктрины логического позитивизма, с которого началась его научная деятельность (книгу на эту тему он опубликовал в 1966 г.), был не только лучшим из всего того, что об этом тогда писали у нас, но и одним из наиболее содержательных в мировой литературе. Отталкиваясь от этого анализа и осмысливая материал истории науки, Владимир Сергеевич сформулировал оригинальную концепцию соотношения теоретического и эмпирического в научном знании, основанную на исследовании взаимоотношения генетического и функционального аспектов научного познания и изложенную им в известной книге «Теоретическое и эмпирическое в научном познании» (1978) и ряде статей. Эта концепция оказала большое влияние на отечественные философско-методологические и теоретико-познавательные исследования. Все, кто изучал эти вопросы после появления работ Владимира Сергеевича о теоретическом и эмпирическом, так или иначе исходили именно из этой концепции. А затем последовал цикл его работ, посвящённых деятельностному анализу научного познания, проблемам познавательной рефлексии, вопросам понимания. И, наконец, очень интересно осуществлявшееся им в последние годы изучение типов рациональности, выделение закрытой и открытой рациональности, формулирование черт неклассической рациональности.Особенность исследовательской работы Владимира Сергеевича – умение найти именно те проблемы, которые в тот или иной момент оказались центральными для развития всей области исследования проблем эпистемологии и философии науки. Другая его особенность – понимание вопросов методологии науки в широком философском и культурном контексте. Поэтому он обращался и к истории философии, и к истории науки, и к современной западной литературе по эпистемологии и философии науки (одним из крупнейших знатоков которой он был), и к современной логике, психологии, семиотике, наконец, к теории и истории культуры.Владимира Сергеевича интересовала возможность неклассического понимания философии, эпистемологии, рациональности. Эти вопросы он рассматривал не как частные, а как связанные с пониманием эпистемологии в целом, с разработкой новой программы исследований в ней и нахождением новых способов формулировки и обсуждения проблем. Для него идея неклассической эпистемологии связана с пониманием современного этапа в изучении познавательных процессов, в частности, с появлением и интенсивным развитием специальных когнитивных наук. С другой стороны, необходимость неклассического понимания эпистемологии определяется, с его точки зрения, новой ролью и новым обликом знания, производство, распределение и использование которого определяет важнейшие социальные и экономические процессы возникшего «общества знаний».Я не только работал в одном секторе с Владимиром Сергеевичем. Он был моим близким другом.Ряд работ мы написали вместе. Из наших совместных публикаций я назову только две, которые, как мне представляется, имели в своё время резонанс. Это статья «Философия» в 5 томе «Философской энциклопедии» (М., 1970; другие соавторы этого текста – такие интереснейшие люди, как Э.Г.Юдин и А.П.Огурцов) и «Методологический анализ науки (типы и уровни)» в книге «Философия, методология, наука» (М., 1972). По поводу второй статьи скажу только, что обоснованная в ней идея о наличии разных уровней методологических исследований, не сводимых, таким образом, только к философским, вызвала гневную отповедь с обвинениями в отступлении от марксизма одного из главных тогда идеологов от философии Л.Ф.Ильичёва (одно время он был секретарём ЦК КПСС по идеологии). Между тем обоснованная в статье идея о наличии разных уровней методологии была использована потом в интенсивно развивавшихся в те годы системно-структурных исследованиях и в анализе общенаучных методов...".

 

 

Образование

Философский факультет МГУ, 1956.

Ученые степени

Д.ф.н. 1977. Онтология и теория познания, Институт философии РАН.

Ученые звания

Профессор, 1987 г.

Сфера научных интересов

Теория познания, философия и методология науки.

Профессиональная деятельность

Научная и преподавательская работа.

Лекционные курсы

Деятельностный подход к человеку: философско-методологический анализ.

Исследовательские проекты

Деятельностный подход к феномену человека: история и современность (2001-2003); Рациональность как ценность культуры: традиция и современность ( 1999-2001).

Список научных публикаций

Опубликовано 5 монографий, более 200 статье на русском и иностранных языках.

 

Монографии:

  • Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., «Наука»,1966;
  • Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., «Наука», 1978;
  • Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы, проблемы. М., «Наука», 1988;
  • Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. Традиция и современность. 2003. 176 с.

Статьи: 

  • Знание и мироощущение //Философия науки. Вып. 1: Проблемы рациональности. М.: ИФ РАН, 1995.   Читать

  • О соотношении познавательной и проектно-конструктивной функций в классической и современной науке // Познание, понимание, конструирование. М.: ИФ РАН, 2007. Читать

и другие.

 

Основные научные результаты

Экспликация проблемы теоретического и эмпирического научного познания, анализ проблемы рациональности, анализ деятельностного подхода в истории и современности.

Награды,

премии, дипломы

Звание «Заслуженный деятель науки РФ».

Воспоминания

Мой путь в философии