Институт Философии
Российской Академии Наук




  Шохин Владимир Кириллович
Главная страница » » Сектор философии религии » Сотрудники » Шохин Владимир Кириллович

Шохин Владимир Кириллович

Заведующий сектором - Шохин Владимир Кириллович

Год и место рождения


1951, г. Москва

 

 

Образование


Московский государственный университет, философский факультет, специальность «Философия», 1974.

 

 

Ученые степени


  • 1991 – доктор философских наук, диссертация: «Историко-философский процесс в Индии: начальный период».
  • 1981 – кандидат исторических наук: «Источниковедческие проблемы изучения истории санкхьи (Древнейший период)».

 

Ученые звания

Профессор, 2005.

 

Сфера научных интересов

Философская теология, философия религии, аксиология и агатология, философская компаративистика.

 

Профессиональная деятельность

  • Заведующий сектором философии религии Института философии РАН
  • Заведующий кафедрой метафизики и сравнительной теологии философского факультета ГАУГН
  • Профессор кафедры систематического богословия и патрологии богносмлвского факультета ПСТГУ
  • Председатель  объединенного диссертационного совета по философии религии и религиоведению (Д.999.034.03)

 

Важнейшие результаты исследований

В трудах В.К. Шохина дана новая (в сравнении с предыдущей историко-философской индологией) периодизация истории индийской философии (на основании развития методов теоретической рефлексии и институционального принципа — "школьной истории") и написана актуальная история ее начального и ранних периодов на базе санскритских и палийских первоисточников и на основании общей концепции философии как теоретической рефлексии, реализующейся в критике суждений (диалектика) и систематизации понятий (аналитика), применяемых в исследовании сущего, познания и целей человеческого существования. Первоначальное диалогическое, полемическое ядро индийского философского дискурса (генетически восходящее не к мировоззренческим гимнам Ригведы и гносису Упанишад, а к дискуссиям древних  ритуаловедов и языковедов) реализуется на протяжении всей его последующей истории — в реальной практике функционирования индийских философских школ как общего дискусионного клуба и в самой структуре памятников основного жанра индийской философской литературы — классического комментария. Диалогическая структура является определяющей и для самого индийского многочленного силлогизма, "лишние члены" которого (ср. помимо классического пятичленного силлогизма, также семичленный и десятичленный) можно осмыслить исходя не столько из его индуктивного характера (распространенная точка зрения), сколько из рассмотрения его в качестве диалога с оппонентом и апелляции к аудитории. Акцентируется значимость  результатов философской компаративистики и для современного "практикующего философа" (например, возможности утилизации индийских теорий аргументации или стратификации уровней истины).

 

В общефилософском  контексте В.К. Шохин предпринимает попытки дифференциации как правило смешиваемых в истории философии и в самой философии предметностей. Он выступает с различением двух типов онтологии исходя из нетождественности понятий бытия и реальности как двух “равноправных” (в оппозиции Гуссерлю и Хайдеггеру) измерений сущего на основании сопоставления онтологических вертикалей. В "онтологии бытия" (она же — нетрансцендентальная) иерархизация рангов сущего (классический пример — "пирамида" Порфирия, вершину которой составляет высшие роды бытия, подножие — низшие виды) осуществляется при оставлении за скобками самого познающего субъекта, в "онтологии реальности" (она же — трансцендентальная) стратификация его уровней (классический пример — кантовское различение вещи в себе, объектов обычного и иллюзорного опыта) организуется по отношению к субъекту и потому с необходимостью учитывает и многообразие имагинативных объектов (например, художественных образов, золотой горы, круглого квадрата и т.д.), для первой онтологии значения не имеющих. Аналогичным образом Шохин различает как правило смешиваемые понятия предпочтений, благ и  ценностей, которые на деле располагаются на различных уровнях шкалы значимостей, должны быть отличаемы от составляющих шкалы интенций (ср. задачи, цели и проекты) и не могут отождествляться с общечеловеческими потребностями (в отличие от них ценности, например, даже не интерсубъективны, но чисто субъективны, и человек не в большей мере может иметь "чужие ценности" чем родиться или умереть за кого-то другого).

 

В области наук о религии и "наук о духе" Шохин настаивает на четком различении философии религии и философской теологии (которые также все чаще "сливаются" в аналитической и, последнее время, и европейско-континентальной традиции), предлагая учитывать, что между философией о религии и философии в религии существует не меньшая дистанция, чем между развитием науковедения и самой науки. В читаемом в настоящее время курсе «Введение в философию культуры» он акцентирует неспешность становления авторефлексии «культурфилософского господина Журдена» и сложность исторического сложения современного понятия культуры.

 

 

 

Научные публикации

I. Монографии, учебные пособия

  1. Шохин В.К. Агатология: современность и классика. М.: Канон+, 2014. 359 с.
  2. Шохин В.К. Введение в философию религии. М: Альфа-М, 2010. 286 с.
  3. Шохин В.К. Философия религии и ее исторические формы. М.: Альфа-М, 2010. 782 с.
  4. Шохин В.К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н. э.). СПб: Издательство СПб государственного университета, 2007. 421 с.
  5. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. М.: Издательство РУДН, 2006. 455 с.
  6. Шохин В.К. Школы индийской философии. Период формирования (IV вв. до н. э. – II в. н. э.). М.: Восточная литература, 2004. 413 с.
  7. Шохин В.К. Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты. М.: ИФ РАН, 2004. 289 с.
  8. Шохин В.К. Теология. Введение в богословские дисциплины. Методическое пособие. М.: ИФ РАН, 2002. 122 с.
  9. Шохин В.К. Ф.И. Щербатской и его компаративистская философия. М.: ИФ РАН, 1998. 248 с.
  10. Шохин В.К. Первые философы Индии. Учебное пособие для университетов и вузов. М.: Ладомир, 1997. 301 с.
  11. Шохин В.К. Брахманистская философия: начальный и раннеклассический периоды. М.: Восточная литература, 1994. 354 с.
  12. Шохин В.К. Древняя Индия в культуре Руси (XI – середина XV в.). Источниковедческие проблемы. М.: Наука, 1988. 335 с.

 

 

 

II. Большие комментированные переводы

  1. Ньяя-сутра. Ньяя-бхашья. Историко-философское исследование, перевод с санскрита, комментарий. М.: Восточная литература, 2001. 504 с.
  2. Сутры философии санкхьи: «Таттва-самаса», «Крама-дипика», «Санкхья-сутра», «Санкхья-сутры», «Санкхьясутра-вритти». М.: Ладомир, 1997. 363 с.
  3. Лунный свет санкхьи: Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. М.: Ладомир, 1995. 325 с.
  4. Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича). Сост. и ред. иероманах Серафим (Роуз) и игумен Герман (Подмошенский). Пер., предисл, послесл. и коммент. М., 1993. 350 с.

 

 

 

III. Статьи (выборочно)

  1. Шохин В.К. Как была сделана классическая метафизика? // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие, философия. 2015. №61. С. 41–58.
  2. Шохин В.К. Джаянта Бхатта и его философско-теологический дискурс // Философия религии: Альманах 2014–2015 / Отв. ред. В.К. Шохин. М.: Наука – Восточная литература, 2015. С. 355–368.
  3. Шохин В.К. Сакраментологическая полемика янсенистов с иезуитами и ее современная востребованность // Философия религии: Альманах 2014–2015 / Отв. ред. В.К. Шохин. М.: Наука – Восточная литература, 2015. С. 239–294.
  4. Шохин В.К. Русская духовно-академическая философия религии и религиология Фридриха Шлейермахера // Философия религии: Альманах 2014–2015 / Отв. ред. В.К. Шохин. М.: Наука – Восточная литература, 2015. С. 158–185.
  5. Шохин В.К. Аналитическая философия: некоторые непроторенные тропы // Философский журнал. 2015. Т. 8. №2. С. 16–27.
  6. Shokhin V. The Pioneering Appearances of Philosophy of Religion in Europe: François Para du Phanjas on the Nature of Religion  // Open Theology. 2015. Vol. 1(1). Р. 97–106. ISSN (Online) 2300-6579
  7. Шохин В.К. Философская теология и библейская герменевтика: дискурс о постструктуралистском вызове // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. 2014. №6(56). С. 41–51.
  8. Шохин В.К. Философская теология и основное богословие // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. 2014. 1(51). С. 57–79.
  9. Shokhin V. Methodological Pluralism and the Subject Matter of Philosophy of Religion // Knowledge, Action, Pluralism / Ed. by S.T. Kolodziejczyk and J. Salamon. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2014. P. 321–333.
  10. Шохин В.К. Возможно ли хорошее дефинирование блага? Опыты древней философии // Философия и культура. 2013. №11(71). С. 1588–1597.
  11. Шохин В.К. Четвертый путь? К этическому обоснованию агатологии // Этическая мысль. Вып. 13. Отв. ред. А.А. Гусейнов. М., 2013. С. 47–75.
  12. Шохин В.К. Философский теизм Уддйотакары // Философия религии: Альманах. 2012–2013 / Отв. ред. В.К. Шохин. М.: Восточная литература, 2013. С. 290–304.
  13. Шохин В.К. Так что же все-таки такое аналитическая философия? В защиту и укрепление «ревизионизма» // Вопросы философии. 2013. №11. С. 137–148.
  14. Shokhin V. Gratitude as the Foundation of Theistic Ethics // Ethics and the Challenge of Secularism: Russian and Western Perspectives / Ed. by D. Bradshaw. Washington, D.C.: The Council for Research in Values and Philosophy, 2013. Р. 19–36.
  15. Шохин В.К. Раджашекхара и его синтез двух форматов традиционного индийского науковедения // Вопросы философии. 2012. №5. С. 143–149.
  16. Shokhin V. Philosophy of Religion and Varieties of Rational Theology // Philosophical Theology and the Christian Tradition: Russian and Western Perspectives. Russian Philosophical Studies V. Christian Philosophical Studies III / Ed. by D. Bradshaw / Cultural Heritage and Contemporary Change. Series IV A, Eastern and Central Europe, Vol. 44. Series VIII, Christian Philosophical Studies, Vol. 3. Gen. ed. George F.Mc Lean. Washington, D.C., 2012. Р. 5–20.
  17. Шохин В.К. Античное понятие культуры и протокультурфилософия: специфика и компаративные параллели // Вопросы философии. 2011. №3. С. 51–61.
  18. Shokhin V. Vladimir S. Solov’ëv e la filosopfia Indiana // Quaderni Augusto del Noce 2010 / Comp. da G.Riconda et al. Lungro di Cosenza, 2010. P. 471–492.
  19. Шохин В.К. Философия религии: становление авторефлексии // Философия религии: Альманах 2008–2009 / Отв. ред. В.К. Шохин. М.: Языки славянских культур, 2010. С. 16–38.
  20. Shokhin V. Philosophical Theology and Indian Versions of Theodicy // European Journal for Philosophy of Religion. 2010. Vol. 2(2). P. 129–151.
  21. Shokhin V. Theism, Postmodern Burial of Metaphysics, and Indian Mind-Body Dualism // Faith and Philosophy. 2009. Vol. 26(5). P. 527–536.
  22. Shokhin V. La philosopphie de religion, un nouveau domaine de la philosophie russe // Diogène. 2008. T. 223. P. 58–74.
  23. Schockin W. Tetens und Kant vom “absolutem Wert” // Kant im Spiegel der russischen Kantforscung heute / Herausg. von N. Motroschilova und N. Hinske. Stuttgart–Cannstadt+, 2008. S. 127–143.
  24. Шохин В.К. Иудаизм как «контрпозиция» христианству: К.М. Пилкингтон о двух религиях // Философия религии: Альманах 2006–2007 / Под ред. В.К. Шохина. М.: Наука, 2007. С. 467–495.
  25. Шохин В.К. Васубандху и его стратификация уровней реальности. Васубандху «Определение трез уровней реальности». Пер. с санскрита // Вестник РУДН. Серия философия. 2007. 1(13). С. 117–125, 126–132.
  26. Шохин В.К. Категориальные системы и категориология в истории индийской философии // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2007. №3. С. 117–125.
  27. Шохин В.К. Станислав Шайер о философии ньяи и вайшешики // Исследования аналитического наследия Львовско-Варшавской школы. Вып. 1 / Отв. ред. В.Л. Васюков. СПб: МIPЪ, 2006. С. 122–160.
  28. Shokhin V. On Some Features of Buddhist Missionary Work and Double Standards in Religious Studies // Studies in Interreligious Dialogue. 2005. Vol. 15(2). P. 133–154.
  29. Шохин В.К. Концепции неэмпирических объектов и уровней сознания как истоки трансцендентальной онтологии // Философия сознания: история и современность. Материалы научной конференции  памяти А.Ф. Грязнова (1948–2001). М., 2003. С. 16–27.
  30. Шохин В.К. Становление и развитие сравнительной философии как научной дисциплины: индийский вектор // Сравнительная философия / Отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 2000. С. 8–60.
  31. Шохин В.К. Святитель Филарет в истории русской философии // Альфа и Омега. 1996. №4(11). С. 211–230.
  32. Шохин В.К. С чего началась индийская философия? // Вестник древней истории. 1996. №2. С. 3–19.
  33. Шохин В.К. Концепция страдания (duḥkha) в «Санкхья-карике» // Стхапакашраддха. Сборник статей памяти Г.А. Зографа / Под ред. Я.В. Василькова и Н.В. Гурова. СПб., 1995. С. 300–320.

 

Индивидуальные и коллективные проекты

  • Координатор серии переводов: Философская теология: современность и ретроспектива» (Институт философии РАН, Общество христианских философов)
  • РГНФ 2015–2017: «Метафизика в интеркультурном пространстве: история и современность» (руководитель проекта)
  • РГНФ: 2013–2014:  «Агатология: история и теория»
  • РГНФ 2009–2010: «Философский теизм Индии: от истоков до “Ньяякусуманджали” Удаяны (11 в.)»
  • РГНФ 2007–2008: «Категориальные системы индийской метафизики»
  • РГНФ 2003–2004: «Индийская философия (начало – II в. н.э.)»
  • РФФИ 2002–2003: «“Ценность” как категория европейской культуры»
  • РГНФ 2001–2002: «Стратификации реальности в истории философии»

 

 

Составление и  редактирование периодических изданий и сборников

 

  1. Философия религии: Альманах 2014–2015 / Сост. и отв. ред. В.К. Шохин. М.: Наука –Восточная литература, 2015. 590 с. 33,8 а.л.
  2. Философия религии: Альманах 2012–2013 / Сост. и отв. ред. В.К. Шохин. М.: Наука – Восточная литература, 2013. 582 с. 31,2 а.л.
  3. Философия религии: Альманах 2010–2011 / Под ред. В.К. Шохина. М.: Восточная литература, 2011. 536 с. 33,5 а.л.
  4. Философия религии: Альманах 2008–2009 / Отв. ред. В.К. Шохин. М.: Языки славянских культур, 2010. 527 с. 33,0 а.л.
  5. Наука и человеческая природа: российская и западная перспектива. Материалы международной конференции 8–8 ноября 2008 г. (Вако, Техас) / Под общ. ред. В.К. Шохина. М.: Институт философии РАН, 2009. 208 с.
  6. Всеволод Сергеевич Семенцов и российская индология / Сост. В.К. Шохин; редколлегия: А.М. Дубянский и др. М.: Восточная литература, 2008. 352 с.
  7. Философия религии: Альманах 2006–2007 / Под ред. В.К. Шохина. М.: Наука, 2007. 497 с. 31,5 а.л.
  8. Проблема зла и теодицеи. Материалы международной конференции 6–9 июня 2005 г. / Под ред. В.К. Шохина. М.: Институт философии РАН, 2006. 235 с. 14 а.л.

 

Конференции 2011–2015

  • 2015, 16 декабря, Москва, Институт философии РАН – организатор первой конференции «Метафизика в интеркультурном пространстве»; выступление с докладом  «Как была сделана классическая метафизика?»
  • 2014, ¸22–24 мая, Москва, Институт философии РАН -- организатор международной конференции: «Философия и мистический опыт: современные подходы и исторические контексты»; выступление с докладом: «Оценки мистической концепции религии в русском духовно-академическом богословии синодальногго периода и современные вызовы»
  • 2012, 27–30 июня, Москва, Институт Философии РАН – международная конференция «Философия религии: современность и ретроспектива», доклад «Уточнения в связи с концепциями теодицеи»
  • 2012, 25–26 мая, Университет Нотр-Дам, шт. Индиана (США) – участник международной конференции «Этика и вызовы секуляризма: российская и западная перспективы»; выступление с докладом: «Благодарность как основание теистической этики»
  • 2012, 25 февраля – участие в круглом столе «Соотношение науки и веры» в рамках XX Международных Рождественских образовательных чтений

 

Лекционные курсы

  • «Введение в сравнительную теологию» (ГАУГН). Учебно-методическое пособие
  • «История и методология теологии» (кафедра систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ)
  • «Тексты аналитической теологии» (кафедра систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ)

Е-mail: vladshokhin@yandex.ru