Институт Философии
Российской Академии Наук




  Проект «Школа диалога культур»
Главная страница » Ученые » Кафедра ЮНЕСКО » Проект «Школа диалога культур»

Проект «Школа диалога культур»

            

 

2-4 апреля 2012 года в штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась сессия (brainstorming session) по вопросам межкультурного диалога и образования, организованная совместно ЮНЕСКО и Мировым общественным форумом «Диалог цивилизаций».

Мероприятие было инициировано Президентом МОФ «Диалог цивилизаций» В.И.Якуниным с целью реализации проекта по созданию «Школ диалога культур» в рамках действующего Соглашения о сотрудничестве между ЮНЕСКО и МОФ.

Концепция проекта была разработана академическим координатором Степанянц М.Т. - заслуженным деятелем науки РФ, профессором, зав. кафедрой ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур», учрежденной при Институте философии РАН.  

Ключевую роль в подготовке сессии в штаб-квартире ЮНЕСКО принадлежала Директору Межсекторальной платформы по культуре мира и ненасилию г-же Катерине Стену, которой была разработана концепция сессии с учетом запросов и замечаний российской стороны.

На открытии Сессии выступили заместитель Генерального директора по стратегическому планированию Ганс д’Орвил, Посол и Постоянный представитель РФ в ЮНЕСКО Э.В.Митрофанова, Катерина Стену, М.Т.Степанянц и Е.А.Иванова, зам. начальника управления персоналом РЖД.

В качестве докладчиков выступили 4 представителя сектора ЮНЕСКО по вопросам образования,  а также по одному от секторов культуры, общественных и гуманитарных наук, коммуникации и информации, естественных наук, а также представители ряда неправительственных организаций, в частности, Международной ассоциации университетов, Французского института образования, Фонда «Хорошая планета» и др.

С российской стороны приняло участие 17 человек: два представителя департамента образовательных учреждений РЖД, зам. начальника департамент управления персоналом РЖД, 13 директоров школ и преподавателей академический руководитель и координатор проекта.

Сессия имела продуктивный характер, позволила российским педагогам ознакомиться с методиками воспитанию детей в духе культуры мира, ненасилия и межкультурного понимания. Со своей стороны, российские педагоги рассказали о своих достижениях и практиках в указанных областях дошкольного и школьного образования.

Осмысление информации и методических материалов, полученных на прошедшей сессии, позволит приступить к конкретной реализации Программы поликультурного образования в образовательных учреждениях ОАО РЖД, включающей переподготовку педагогических кадров на базе кафедры ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур» (лекционные курсы, разработка программ и учебных пособий и т.д.)

Проект по созданию «Школ диалога культур», задуманный МОФ «Диалог цивилизаций» и реализуемый в сотрудничестве с ЮНЕСКО, следует рассматривать в качестве «пилотного» проекта для реформы школьного образования в РФ в целом.

 

Концепция проекта "Школы диалога культур"


Уроки двух мировых войн ХХ века напомнили народам, что «Все войны начинаются в умах людей». Эта, казалось бы, самоочевидная истина была зафиксирована в Уставе ЮНЕСКО, определила содержание и пафос ее будущей деятельности. В Преамбуле Устава, принятого в 1945 г. говорилось: «Мир должен основываться, если мы не хотим потерпеть неудачу, на интеллектуальной и моральной солидарности человечества". Подобная солидарность не приходит сама по себе. К ней требуется подготовка, она может быть обеспечена только в результате целенаправленной и неустанной работы. Сознавая это, ЮНЕСКО начинает разработку программы «Культура мира». На конгрессе «Мир в умах людей» в Ямоссукро (1989) программа начала приобретать статус основной идеологии ЮНЕСКО. Официально концепция Культуры мира стала Программой действий ЮНЕСКО в 1992 г.

 

В 1999 году в качестве важной международной инициативы эта концепция была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в специальной резолюции, которая включила в себя Декларацию и «Программу действий» ООН по распространению культуры мира. По инициативе группы лауреатов Нобелевской премии мира Генеральная Ассамблея ООН 2000 год был объявлен «годом Культуры мира», а позже период 2001- 2010 годов -  «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001-2010)». Главная задача, которая была поставлена, – «учиться жить вместе».

 

Известно, что основную роль в обучении людей во все времена и повсюду играло образование. Еще на заре развития человечество прилагало усилия к “уважению” морали и культуры, сначала отдельно взятого рода и племени, а затем более обширного сообщества — государства, империи, цивилизации. Главную роль в передаче из поколения в поколение и закрепление исторически устойчивых культурных ценностей, в подготовке человека к успешному функционированию в соответствующем обществе и культуре всегда играло образование. Эта универсальная миссия образования не исключала принципиальных различий в образовательных стратегиях и методах, обусловленных временными и культурными особенностями.

 

Эпоха глобализации диктует необходимость внесения корректив в области образования, которые соответствовали бы требованиям времени. Образование не может более оставаться ограниченным исключительно рамками национальной культуры. Моральным императивом является образование, учитывающее культурное многообразие человеческого сообщества, само выживание которого зависит от способности налаживания диалога культур и цивилизаций.

 

Хотя сегодня повсюду и на всех уровнях принято говорить о диалоге цивилизаций и культур, однако, в действительности, к налаживанию такого диалога не готовы ни верхи, ни низы, т.е. ни политические элиты, ни общественное сознание в целом. Это утверждение верно и в отношении России. Желание России (вполне обоснованное, учитывая масштабы страны, ее экономический и военный потенциалы, наконец, богатство культурного наследия) играть ведущую роль на международной арене требует от ее представителей умения вести диалог с другими. В обретении добрососедских отношений, партнеров, а тем более союзников, нельзя надеяться лишь на военную мощь и высокую экономическую конкурентоспособность. Необходимо также понимание позиции другой стороны и умение донести до нее свою точку зрения. А в этом деле не мало зависит от менталитета, от культурных традиций и нравов.

 

Еще более диалог культур необходим России для решения внутренних проблем. Россиянам требуется обрести коллективную идентичность вместо утраченной общности - «советский народ». Дело это не легкое, учитывая стремление к самоидентификации, автономии и даже полному суверенитету национальных и этнических групп, населяющих Российскую Федерацию.

 

Конечно, и другие государства сталкиваются с проблемами отчасти того же рода. Так, в Европе, например, во Франции, Германии, Великобритании, Дании чрезвычайную остроту приобрела проблема иммигрантов, в основном из стран мусульманского мира. «Новые» граждане, в соответствии с принципами демократического государства, требуют для себя равных прав с коренными нациям. В то же время они не готовы или не желают менять своих традиции, привычного образа жизни, религиозных верований. Так кто же они – эти турки, алжирцы, пакистанцы, иранцы? Европейцы желают сохранить свое национальное единство, но затрудняются признать собратьями по нации людей, недавно поселившихся на их землях и работающих здесь во благо всей нации. Иммигранты хотели бы, чтобы их считали европейцами, но, тем не менее, не готовы отказаться от идентичности, унаследованной от рождения. Так нарастает взрывоопасная неприязнь, недоверие и ненависть.  

 

В России также наблюдается небывалый прежде приток иммигрантов. Часть из них – граждане СНГ, другие – выходцы их Китая, Вьетнама, Юго-Восточной Азии. Экономически иммиграция для России необходима, учитывая нехватку рабочих рук. Однако нередко иммигранты вызывают сильную неприязнь. Их ненавидят за то, что они занимают свободные рабочие мест, за то, что они стараются держаться вместе, демонстрируют групповую солидарность, за то, что придерживаются непривычных традиций и обычаев в быту. Неприязнь достигает иногда расистского накала.

 

И все же иммигранты не главная «головная боль» для россиян. В отличие от Европы, в России процессы национальной самоидентификации осложнены другими обстоятельствами. Татары и башкиры, якуты и буряты, осетины и чеченцы – только небольшая часть многочисленных народов, этносов, проживающих обычно компактно и являющихся коренными жителями страны. В связи с распадом СССР и демократизацией страны повсеместно наблюдается пробуждение национального самосознания больших и малых нерусских народов. Остро встает проблема российской идентичности как таковой и ее самоопределения.

 

И так, диалог культур не имеет себе альтернатив. Он жизненно необходим. Какие методы фундаментально значимы для успеха диалога?   

а) Для вступления в диалог необходима готовность одной стороны выслушать позицию другой. Слушать, конечно, еще не значит услышать, а тем более, понять. Понимание сопряжено с трудностями освоения «языка» инокультуры. Речь идет не столько о лексике, сколько о смысле, заложенном в словах, обозначающих понятия, особенно те, которые составляют остов той или иной культуры.

б) Наряду с наличием номинально общечеловеческих универсалий, каждая культура обладает набором собственных универсалий, составляющих ее «хребет». В культуре, представляющей собой сложноорганизованный набор надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, содержатся мировоззренческие универсалии. Они аккумулируют исторически накопленный социальный опыт, и в их системе человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир.

Для индусов такого рода универсалиями являются понятия Брахман, атман, дхарма, мокша, карма и др. «Каркас» китайской культуры, в первую очередь составляют категории Дао и дэ, инь-ян, жэнь, ли. Никакой диалог с индийцами или китайцами не может состояться, если о ключевых понятиях их культуры у «противоположной» стороны нет элементарных знаний, отсутствует открытость к корректировке и углублению их.

в) Напряженность или конфликтность между различными культурами зачастую  возникает вследствие непонимания того, что широко распространенные стереотипы,  коренятся в ошибочном представлении о существовании в культуре статичных констант. В действительности же, время всегда оставляло свои отпечатки даже на том, что принято считать догматами. Это утверждение особенно верно и существенно, когда речь идет об эпохе радикальной трансформации традиционных обществ, подключения их к современному постиндустриальному миру. 

г) При вступлении в диалог следует трезво оценивать его возможности. Не реально, да и не допустимо,  стремиться к достижению единообразия в мировосприятии, в понимании смысла человеческого бытия и норм его поведения. В то же время необходимо прилагать усилия к выработке единых подходов к проблемам мирового порядка, от которых зависит судьба человечества.

 

Навыки ведения диалога не возникают сами по себе. Они обретаются. И в этом процессе обретения решающая роль принадлежит образовательным институтам и применяемым ими практикам. Поликультурное образование способно стать одним из самых важных инструментов перехода от абстрактных, а нередко и просто демагогических, заявлений к практической реализации. Задача поликультурного образования не только в создании благоприятного климата для сосуществования, совместно бытования разных культур, но еще и в максимальном использовании многообразия для индивидуального и общественного совершенствования.

Несмотря на растущее понимание необходимости поликультурного образования, эталонов системы подобного рода пока нигде не существует. Думается, что в целом к полномасштабному введению поликультурного образования, нацеленного на роль модератора диалога культур, пока никто не готов. Два фактора здесь играют особую важность.

 

Первое — наличие у правящей элиты политической воли к подлинной, а не мнимой реформе образования в указанном направлении. В России такое положение дел отчасти объясняется обремененностью инерцией исторического прошлого. Для образования, в том числе и университетского, в дореволюционной России характерно было постоянное противоборство двух полярных течений: одно из которых ориентировало на открытость, на включенность России в интеллектуальный мир Запада, на свободу принятия и выражения идейных различий; другое — напротив, отстаивало необходимость изоляции, поддержания и укрепления столпов  царской идеологии. Причем, именно второе течение, в конечном счете, было доминирующим. Как это ни парадоксально, но и Октябрьская революция 1917г., радикально изменившая все стороны общественной жизни и порушившая идеологические столпы царизма, тем не менее, до конца не “выкорчевала” их. Прежние были заменены новыми, однако же,  “выращенными” из лона старых корневищ. Ортодоксию Православия сменил догматизм марксистско-ленинской идеологии, самодержавие — коммунистическая диктатура; народность — советский патриотизм. В итоге, духовная жизнь, и образование, в частности, оказались в значительной степени изолированными от идейного многообразия внешнего мира.

 

Второе — серьезное поликультурное образование не возможно без подготовки соответствующих педагогических кадров, учебных пособий и методических разработок, которые в свою очередь находятся в прямой зависимости от состояния науки. Наука призвана обеспечить комментированные переводы инокультурных текстов, тем самым, обеспечив хотя бы элементарную источниковедческую базу, расширить и углубить исследования, позволяющие выявить специфику той или иной культуры и вывести на уровень плодотворного сравнительного анализа.

 

Поликультурное образование по сей день нигде не практикуется как неотъемлемая часть образования. По существу первая серьезная инициатива на практике изменить ситуацию исходит от Фонда «Диалог цивилизаций», руководство которого в лице В.И.Якунина намерено превратить сеть школ РЖД в «школы диалога культур». Понятно, что осуществить масштабный проект, который мог бы стать «пилотным» в деле трансформации всей образовательной системы РФ, дело не одного дня. Он может быть реализован поэтапно в течение нескольких лет.   

Начать следует с проработки самой концепции «школы диалога культур», при которой необходимо иметь в виду общее число школ РЖД, их территориальное место расположение, действующие на сей день учебные программы, квалификацию и профессиональные возможности педагогического состава. Требуется обсудить с директорами школ и учителями их интересы и возможности, учесть их пожелания и рекомендации.

Следующий шаг - разработка Общей программы курса «Диалог культур».

Возможности курса лимитированы небольшим числом часов, которые могут быть выделены на его преподавание в рамках и без того перегруженной школьной программы. Учитывая это, представляется целесообразным ограничиться включением в программу материала по культурам  основных не-западных цивилизаций современного мира: мира ислама, Китая и Индии.  

Далее - написание пособий для преподавателей и проведение курсов повышения квалификации для учителей школ РЖД. Наконец, подготовка и издание школьного учебника (или Пособия для школьников) по курсу «Диалог культур». Для успешной реализации проекта необходим постоянный мониторинг проведения курса «Диалог культур» в школьном учебном процессе.

Из вышесказанного допустимо сделать вывод, что поликультурное образование — это определенный ориентир продвижения вперед, трудно досягаемая цель, требующая времени и больших коллективных усилий. Оно должно быть направлено на созидание, творческое решения проблемы причастности разных идентичностей к  некоторому общему пространству идентичности, так чтобы  целое могло стать совокупностью частей. Оно призвано помочь людям, различным по своей идентичности, но в то же время вынужденным или желающим жить вместе, самим продумать, обсудить и  добровольно прийти к неизбежным компромиссам. Таков путь к формированию общероссийской идентичности, а также к бесконфликтному сосуществованию народов нашей планеты.

 

 

Встреча президента ОАО "РЖД" Якунина В.И. с руководителями образовательных учреждений ОАО "РЖД


vstrecha                                  vastrecha 2



Награждение почетной грамотой академического руководителя учебно-методического проекта "Диалог культур" проф. Степанянц М.Т.


vruchenie                                                                                       gramota

 

 

Программа поликультурного образования для старших классов общеобразовательных школ ОАО «РЖД»

 

В 9 и 10 классах за счет школьного компонента в вариативную часть учебного плана  общеобразовательных учреждений вводится курс  «Диалог культур». Объем курса – 68 часов на 2 года обучения (один учебный час в неделю). Всего в 9-10 классах 34 учебных недель в год. В 11 классе вопросы поликультурного образования планируется интегрировать в курсы обществознания, истории, литературы и иностранного языка.

 

2013-2014 уч. г. (34 часа)   9-ые классы

 

Введение в курс (Степанянц М.Т.) 2 часа
Китайская цивилизация (Анашина М.В.) 10 часов
Буддийская цивилизация (Лысенко В.Г.) 10 часов
Исламская цивилизация (Ефремова Н.В.) 10 часов
   
2014-2015 уч. г.  (34 часа)  10-ые классы  
Западная цивилизация (Федорова М.М.) 12 часов
Россия в цивилизационном пространстве (Громов М.Н.) 12 часов
Проблемное поле современного мирового диалога культур (М.Т.Степанянц)                  12 часов

 

Основные задачи программы:

  1. Познакомить учащихся с ценностными основаниями каждой из представляемых цивилизаций – культур.
  2. Показать различия в подходах к узловым проблемам современного мирового диалога (права человека, равенство, справедливость, свобода, демократия, идентичность, возможности и границы межрелигиозного диалога, война и мир).

 

В сентябре 2013 г. текст программы был опубликован: См.: Диалог культур. Программа учебного курса для 9-10 классов негосударственных  общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД». М: ФГБУ «Учебно-методический центр по образованию на ж-д транспорте». 2013 – 178 с.

1 февраля 2014 г. английский перевод Программы (Intercultural Dialogue. Curriculum programme for high secondary schools of the Russian Railways, OJSC) представлен Международному координационному Совету Мирового Общественного форума «Диалог цивилизаций» в Вене.

 

 

 

Школа диалога культур

Всемирный общественный форум – Диалог цивилизаций (World Public Forum – Dialogue of Civilizations)

и немецко-российский форум. Берлин, 14 мая 2014 г.

 

Интервью с профессором Мариэттой Тиграновной Степанянц


 

 

 


Professor Marietta Stepanyants'

(Institute of Philosophy, Russian Academy of sciences)

report and discussion on the progress in implementation of the project "Schools of the Dialogue of Cultures"

at The World Public Forum “Dialogue of Civilizations” International Coordinating Committee meeting which took place in Vienna, Austria, on March 4, 2015.


Talking about implementation of the “Schools of the Dialogue of Cultures”

Project the ICC participants agreed on the necessity of spreading the experience of this educational project on international level.

 

Аудиозапись выступления и дискуссии (MP3 74,6 Mb)

 

 


Rhodes Forum 2012

Round Table “Culture Dialogue Schools”

Marietta Stepanyants (Russia) – Chairholder, UNESCO chair in philosophy,
main research fellow of Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences

 

 

 

 

Круглый стол «Школы диалога культур», Родос, 1 октября 2016 г.


В рамках XIV Всемирного общественного форума «Диалог цивилизаций» озаглавленного «Хаос многогранности: срочный призыв к диалогу» (Родос, Греция) 1 октября 2016 года провел работу круглый стол «Школы диалога культур» (организатор и координатор – М.Т. Степанянц). На открытии круглого стола состоялась презентация проекта «Школы диалога культур» Исследовательского Института «Диалог цивилизаций» (штаб-квартира Берлин). Также был представлен препринт английского перевода Учебника для старшеклассников с грифом кафедры ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур» Института философии РАН (Intercultural Dialogue. A Text Book for higher Secondary schools. Edited by Marietta Stepanyants. DOC Research Institute: Preprint, 2016. 223 pp.). 

Документ презентации в формате PDF



Презентация проекта «Школы межкультурного образования», 23 ноября 2016 г.

 

 

23 ноября в 15.00 в Московском государственном педагогическом университете (МПГУ) (Москва, пр-т Вернадского, 88) состоялась презентация проекта «Школы межкультурного образования», разработанного сотрудниками Института философии РАН, кафедрой ЮНЕСКО «Философия в диалоге культур» ИФ РАН в рамках сотрудничества с Исследовательским институтом «Диалог цивилизаций» по реализации масштабного проекта  мировой сети школ межкультурного образования. Презентацию вела зав. кафедрой ЮНЕСКО Института философии РАН, заслуженный деятель наук РФ М.Т. Степанянц

Фото и презентация проекта

 

 

 

Встреча Мариэтты Тиграновны Степанянц с Людмилой Леонидовной Секачевой,

Президентом Региональной общественной организации «БРИКС. Мир традиций»,

руководителем Международной и Межрегиональной программы «Парад творческого наследия народов БРИКС»


 

Встреча Мариэтты Тиграновны Степанянц с Людмилой Леонидовной Секачевой Встреча Мариэтты Тиграновны Степанянц с Людмилой Леонидовной Секачевой Встреча Мариэтты Тиграновны Степанянц с Людмилой Леонидовной Секачевой