Институт Философии
Российской Академии Наук




  Философский журнал. 2016. Т. 9. № 2.
Главная страница » Периодические издания » Журналы » Философский журнал » Философский журнал. 2016. Т. 9. № 2.

Философский журнал. 2016. Т. 9. № 2.

Весь номер в формате PDF (1,62 Mб)


В НОМЕРЕ

ЛОГИКА И ФИЛОСОФИЯ

 

А.СКарпенко. Сверхреализм. Часть 1. От мыслимого к возможному

Концепция сверхреализма предполагает мультиверс как многовариантность Вселенной, и все эти варианты равновозможны. Проблематика философии сознания, феномен контрфактуального мышления, модальная эпистемология, различные теории возможных миров, результаты современной космологии, антропный принцип – все это объединяется в одну глобальную тенденцию, цель которой – максимально расширить сферу реального. В статье на большом фактическом материале обосновывается следующий аргумент: (1) всё мыслимое возможно (Витгенштейн, Чалмерс и др.); (2) всё возможное реализуется (принцип изобилия, принцип плодовитости, модальный реализм, миры Эверетта и др.), откуда по транзитивности получается: (3) всё мыслимое реализуется (принцип полноты). Тогда основой принципа полноты является мыслящее существо, наделенное контрфактуальным мышлением, чья функция – генерировать своим сознанием все новые и новые возможности. И тогда реальность рождается из замкнутости на себя человеческого сознания, т. е. – из логики, пока всё возможное не реализуется. Два главных предрассудка мешают развитию мыслительных способностей человека: (1) беспрерывное повторение того, что у истории нет сослагательного наклонения; (2) надежда на то, что всё рано или поздно заканчивается. Как первое, так и второе говорит о жестких границах мышления человека. Преодоление этих предрассудков ведет к совершенно новому пониманию окружающего нас мира и к новым гораздо большим возможностям его философского осмысления.

Ключевые слова: логическое пространство, философия сознания, контрфактуальное мышление, метафизика модальностей, принцип полноты, антропный принцип, мультиверс, сверхреализм

DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-2-5-23

 

 

АНАТОМИЯ ФИЛОСОФИИ: КАК РАБОТАЕТ ТЕКСТ

 

И.И. Блауберг. «Философская интуиция» А.Бергсона – размышления о сущности философского творчества

«Философская интуиция» – это доклад Анри Бергсона на IV Международном философском конгрессе в Болонье (1911). В нем сформулирована трактовка истории философии, альтернативная гегелевской, а также кратко изложена собственная концепция Бергсона. Согласно Бергсону, всякое философское учение вырастает из первичной интуиции, которая может быть отчасти выражена в образах, но остается недоступной понятиям. Эта интуиция определяет все то новое, уникальное, собственно творческое, что содержит в себе учение. Следовательно, все интуиции равноправны; соответственно, можно предположить, что в истории философии нет прогресса. Но такому выводу противоречит вторая часть доклада, в которой Бергсон вольно или невольно, излагая собственное учение, все же в известном смысле занимает «высшую позицию». В целом в докладе выделены три значения интуиции: 1) интуиция как ядро философского учения; 2) интуиция как способ проникновения в изменчивую, подвижную реальность, в становление; 3) интуиция как максима поведения, позволяющая человеку радикально изменить свое существование.

Ключевые слова: международные философские конгрессы, интуиция, методология истории философии, образ, философия и наука, Бергсон, Спиноза, Беркли

DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-2-24-36

 

В.Г. Лысенко. Категории языка и категории мышления в индийском философском тексте (Прашастапада «Собрание характеристик категорий»

Фрагмент из трактата Прашастапады, мыслителя индийской философской школы вайшешика VI в., выбран для анализа в рамках данного проекта по той причине, что он наглядно демонстрирует два теоретических положения, важных для автора статьи. Во-первых, связь философских категорий с лингвистическими (например, существительное – субстанция, прилагательное – качество, действие – глагол); во-вторых, типологическое сходство индийской философской традиции с европейской, проистекающее из их общего индоевропейского корня. У Прашастапады сам термин падартха, толкуемый как «категория», означает буквально «значение слова». Лингвистическое происхождение многих терминов и понятий индийской философской традиции объясняется чрезвычайно ранним развитием лингвистики в Индии (возникновение которой датируется VI–V вв. до н. э.). В статье также рассматриваются некоторые общие принципы устройства и функционирования индийской философской традиции: культура философского диспута, виды диспутов, жанры философской литературы, разработка логической структуры философского текста.

Ключевые слова: лингвистические категории, философские категории, вайшешика, индийская философия, Прашастапада, диспут, лингвистика, логика

DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-2-37-53

 

 

А.А. Кара-Мурза. Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина: политико-философские проекции

Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкина (1833) является одной из вершин не только русской поэзии, но и русской политической философии. Как известно, одним из главных героев пушкинского «Медного всадника» является Нева, наводнение, которое обуздывается «Медным всадником», пушкинским воплощением Петра Великого. Автор выдвигает гипотезу, что «Медный всадник» написан Пушкиным в системе понятий трактата Никколо Макиавелли «Государь» (1513), главным из которых является образ «Государя», побеждающего варварскую стихию, метафорически представленную у Макиавели в образе неуправляемого всеразрушающего потока. По мнению автора статьи, поэма «Медный всадник» является интеллектуальным ответом Пушкина на критику (в стихотворной форме) со стороны бывшего друга Пушкина – польского поэта Адама Мицкевича, ранее обращавшегося в своем творчестве к текстам Макиавелли (автора, крайне популярного в польской католической традиции). Во время своего пребывания в России в 1824–1829 гг. Мицкевич неоднократно встречался с Пушкиным в Москве и Санкт-Петербурге и сдружился с ним. Одна их знаменательных встреч имела место у «Медного всадника», памятника Петру на Сенатской площади, и была позднее описана Мицкевичем в стихотворном отрывке «Памятник Петра Великого». После подавления польского восстания 1830–1831 г. Адам Мицкевич был оскорблен позицией «бывшего русского друга Пушкина», который написал по поводу «взятия Варшавы» восторженные стихи.

Ключевые слова: политическая философия, история России, цивилизация, варварство, империя, свобода, революция

DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-2-54-65

 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

А.Т. Юнусов. Первая философия как наука: теория научного знания Аристотеля во «Второй Аналитике» и в IV книге «Метафизики»

В статье производится сравнение общей теории научного знания (ἐπιστήμη) Аристотеля, как она изложена во «Второй аналитике», с теорией науки «первой философии», представленной в IV книге «Метафизики». При этом указанные две теории сопоставляются путем сравнения их локальных черт, не исходя из заранее принятого общего представления об их соотношении. Автор проводит сравнение по следующим пунктам: особенности предмета научного рассмотрения, особенности исследуемых свойств, отношение к «первым началам» науки, вопрос о доказательности науки в целом. Вопреки распространенному в научной литературе представлению, делается вывод о том, что проект «первой философии», данный в IV книге «Метафизики», подразумевает построение, пусть и существенно отличной от «частных» наук «Второй аналитики», но все же именно доказательной науки, главной целью которой оказывается доказательная характеристика любых существующих вещей с точки зрения их наиболее общих свойств на основе определений этих присущих всем существующим вещам свойств.

Ключевые слова: Аристотель, античная философия, философия науки, Γ «Метафизики», «Вторая аналитика», доказательство, первая философия, первые начала

DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-2-66-81

 

Н.В. Мотрошилова. Гегель и Шеллинг о Джордано Бруно: два философских портрета в интерьерах эпохи и «вечности»

Два философских образа Джордано Бруно как «героической личности» и его идей о целостной «жизни универсума», созданные соответственно Гегелем (в лекциях по «Истории философии») и Шеллингом (в диалоге «Бруно»), рассматриваются в их парадигмальном значении для истории философии и для развития современной философской мысли. Центральный пункт гегелевского понимания роли Бруно в истории философии – это идея конгруэнтности личности Бруно и его философских принципов «абсолютного, универсального единства всех вещей». Диалог «Бруно» расценивается как важнейшая веха раннего философского развития Шеллинга, приобретающая трансисторическое значение для тех философов, которые стремятся установить единство мира и разума, материи и формы, природы и человека. К рассмотрению привлекаются классические бруноведческие произведения, связанные с именами П. Бейля, Д. Дидро, а также относящаяся к теме вопроса литература на немецком и итальянском языках, неизвестная в России.

Ключевые слова: Бруно, Гегель, Шеллинг, единство мира, героическая личность, трансцендентальный идеализм, принцип свободы

DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-2-82-96

 

Д.Ф. Тестов. Структурализм и экология разума. Сравнительный анализ антропологических проектов К. Леви-Стросса и Г. Бейтсона

Статья представляет собой попытку сравнительного анализа антропологических проектов К. Леви-Стросса и Г. Бейтсона. Объектом сравнения становится не столько материал или методология, сколько форма мысли, понимаемая как условие порождения и обоснования метода. Сопоставляя центральные для двух антропологий понятия структуры и паттерна, автор обнаруживает, что оба концепта предстают результатом анализа двух различных видов трансформационных последовательностей: конкретной непрерывной (Леви-Стросс) и абстрактной прерывной (Бейтсон). Сравнение стратегий наблюдения демонстрирует существенные расхождения метода, несмотря на свойственную обоим исследователям апелляцию к понятию разума как объяснительному принципу. Ключевым является понятие дистанции между наблюдателем и другим, которая для Леви-Стросса становится условием наблюдения, позволяющим проявиться разуму. Для Бейтсона же разум проявляется благодаря избыточности коммуникации, которая позволяет отличить сигнал от шума, а дистанция предстает в качестве вторичной характеристики коммуникативного контура. В то же время совпадение критических стратегий, обращенных против функционализма, свидетельствует в пользу глубокого теоретического единства обоих проектов в рамках некоторого большего теоретического контекста. Анализ инструментальных и биологических метафор культуры, используемых Малиновским, Бенедикт, Бейтсоном и Леви-Строссом, позволяет реконструировать список специфических черт, к которым обращается «антропология формы» в попытке переосмыслить функционалистскую концепцию культуры.

Ключевые слова: Бейтсон, Леви-Стросс, структурализм, экология разума, функционализм, антропология, культура, паттерн, структура

DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-2-97-113

 

 

МОРАЛЬ. ПОЛИТИКА. ОБЩЕСТВО

 

Е.В. Шмелева. Городское «множество» и эстетика перформативности: новые формы публичной культуры

В данной статье предпринимается попытка преодолеть идею о конце публичной культуры. Обращаясь к концепции «множества» философа П. Вирно и идее перформативности Э. Фишер-Лихте, автор описывает игровое взаимодействие, построенное на физическом соприсутствии участников, как новую форму публичности, имеющую свои политические импликации. Статья начинается кратким анализом классических представлений о публичности и ее связи с идеей политического Х. Арендт, Ю. Хабермаса и Р. Сеннета. Затем автор обращается к современному теоретику П. Вирно и разбирает понятия «виртуозности» и «индивидуации», которые связаны с новыми формами труда и являются ключевыми с точки зрения политических свойств современного общества, описываемого через понятие «множество». Сравниваются модели старой и новой публичности. В качестве примера новых форм автор рассматривает феномен переноса театрального события в городское пространство. Осуществляется реконструкция возвращения театра в город как с точки зрения театральных процессов, так и с точки зрения урбанистических. По результатам обзора делается вывод о наличии политического измерения в коллективной трансформации повседневных норм через игру. В завершении статьи теоретические положения получают эмпирическое наполнение в виде анализа театрального проекта «Remote-Moscow», в рамках которого участники-зрители перемещаются в городе по заранее неизвестному маршруту и в своих действиях являются частью спектакля.

Ключевые слова: множество, публичная культура, перформативность, игровое (театральное) взаимодействие, Remote-Moscow

DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-2-114-126

 

 

РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ

 

М.АМаслин. «Поток идей»: новая книга Анджея Валицкого

Рецензия представляет монографию всемирно известного польского историка русской философской мысли. Анджей Валицкий – академик Польской Академии наук, заслуженный профессор университета Нотр Дам (Индиана, США). Монография является доработанным и дополненным изданием книги «История русской мысли от Просвещения до марксизма», основного англоязычного руководства по изучению русской философии за рубежом (переведена на русский язык в 2012 г.). Опубликование новейшей монографии Валицкого оценивается автором рецензии как серьезное событие для истории русской философии как науки. Эта книга заставляет по-новому оценить и переоценить результаты исследований в этой области за последние более чем тридцать лет, позволяет отбросить некоторые укоренившиеся штампы и стереотипы. Работа Валицкого является основой для реального диалога между российскими и зарубежными исследователями в области русской философии. Достоинства этого большого монографического исследования отнюдь не исчерпываются его историографической полнотой, логичностью построения, широтой и фундаментальностью охвата материала, ясностью научного языка. Это фундаментальное издание, основанное на самостоятельном авторском анализе русских первоисточников, а не на чужих заимствованных мнениях.

Ключевые слова: Просвещение в России, русская философия, религиозно-философский pенессанс, русская интеллектуальная история, поток идей

DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-2-127-137

 

Р.Г. Апресян. Моральная философия, мысленный эксперимент и неуправляемая вагонетка

Рецензируемая книга рассказывает об одном из наиболее популярных направлениях в современной экспериментальной философии – так называемой «вагонеткологии», в которой на материале мысленных экспериментов с потерявшей управление вагонеткой анализируются ситуации критического выбора, возможные варианты принятия решений, история их интерпретации, различные теоретические подходы в их изучении. Опыт вагонеткологии заслуживает внимания для прояснения теоретического значения мысленного экспериментирования и, шире, ситуационного анализа для моральной философии. Вагонеткология актуализировала такие теоретические проблемы, как роль намерения, соотношение цели и средств, мотива и результата, заострила внимание на сфере действенности моральных принципов, пределах индивидуальной ответственности. Эти проблемы имеют значение для обсуждения вопросов в нормативной этике и в разных направлениях прикладной этики – биоэтике, этике наказания, теории справедливого применения силы и т. д. Рецензируемая книга не только представляет замечательный образец популярной философской литературы, обеспечивающей на базовом уровне (а местами и более того) репрезентативность современных дискуссий и разработок в данной области, но и показывает полноценные возможности для внедрения этой тематики в философское образование.

Ключевые слова: вагонеткология, мысленные эксперименты, экспериментальная философия, учение о двойном результате, сопутствующие последствия, намерение, Фут, Томсон, нейронауки и мораль

DOI 10.21146/2072-0726-2016-9-2-138-144