Институт Философии
Российской Академии Наук




  Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2.
Главная страница » Периодические издания » Журналы » Философский журнал » Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2.

Философский журнал. 2015. Т. 8. № 2.


Весь номер в формате PDF (1,42 Mб)


В НОМЕРЕ

 

ДОКЛАДЫ И ЛЕКЦИИ


Майкл Дж. Лакс. Метафизика в аналитической традиции (перевод Павла Бутакова)

В докладе излагается история аналитической философской традиции через призму ее отношения к метафизическим проблемам. Показано, что само возникновение этой традиции явилось реакцией на метафизику британского абсолютного идеализма. Но уже на раннем этапе аналитической философии – в логическом атомизме и позитивизме, который отличался враждебным отношением к любой метафизике, – были выявлены неразрешимые внутренние теоретические противоречия, и попытки разрешить эти противоречия без обращения к метафизике оказались безуспешными. Следующий этап развития аналитической мысли в философии обыденного языка отличался более терпимым, но все еще не вполне заинтересованным отношением к метафизическим построениям. Далее на смену предыдущим этапам пришли новые направления: метафизический натурализм У.В.О. Куайна и дескриптивная метафизика П.Ф. Стросона. Настоящий расцвет аналитической метафизики и смещение ее центра из Европы в Америку произошел благодаря работам Р. Чизолма. С тех пор основная философская полемика вращается вокруг противостояния двух метафизических подходов – редукционистского и нередукционистского. Наконец, благодаря успешному внедрению и повсеместному применению лейбницевской схемы возможных миров, в аналитической философии наступает «золотой век» метафизики.

Ключевые слова: аналитическая философия, метафизика, логический атомизм, философия обыденного языка, редукционизм, возможные миры


В.К. Шохин. Аналитическая философия: некоторые непроторенные пути

В своем содокладе профессор Шохин вновь пересматривает каноническую историю аналитической философии, которую профессор Лакс видит как самоочевидную. Речь идет о том, что, казалось бы, бесспорное представление, будто аналитическая философия появляется в результате философской революции начала ХХ в., связанной с именами Мура, Рассела, Витгенштейна и отчасти Фреге, оказывается лишь одним из многочисленных историко-философских стереотипов. Как самоосознающее направление западной философии она начинает кристаллизоваться на полстолетия позже указанного времени, а как формат философствования, включавший сам аналитический метод, восходит к средневековью и древности, обнаруживая четкие параллели и за пределами европейской философской традиции. Во второй части доклада подвергается критике другое расхожее представление – о том, что концепция возможных миров открывает оптимальный путь для развития современной, прежде всего аналитической, метафизики. Этой концепции, которая оценивается как философски очень бедная, противопоставляется другая – не возможного, а ментального, неэмпирического существования объектов, которая имеет солидные средневековые корни, значительные индийские параллели и является опорной для построения стратификаций уровней реальности, которые автору видятся очень значительной перспективой для современной онтологии.

Ключевые слова: аналитическая философия, аналитический метод, контроверсия, диалектика, античность, средневековье, восточные философии, возможные миры, ментальные объекты, уровни реальности


 

АНАТОМИЯ ФИЛОСОФИИ


Ю.В. Синеокая. О проекте «Анатомия философии: как работает текст»


И.Д. Джохадзе. «Прагматизм» У. Джеймса: основные идеи и их развитие

Книга У. Джеймса, изданная в 1907 г. в Нью-Йорке, была воспринята современниками как манифест нового философского движения – прагматизма. В этой яркой работе, написанной увлекательным живым языком, дается первое развернутое изложение прагматической («инструментальной») концепции истины. Наши теории и гипотезы, заявляет Джеймс, суть инструменты, интеллектуальные способы приспособления к действительности. Любая идея, которая помогает оперировать, теоретически или практически, с известной реальностью и целесообразно воздействовать на нее, должна считаться полезной – следовательно, истинной. Истина, утверждает американский философ, есть родовое название всех видов рабочих ценностей в опыте – «то, во что нам было бы лучше верить». По мнению Джеймса, задаваться вопросом, что в нашем чувственном восприятии и познании «дается» объективно, а что «прибавляется» нами самими, столь же бессмысленно, как рассуждать о том, какая нога важнее для человека – левая или правая: в развитии познания отделить «объективный фактор» от «фактора субъективного» не представляется возможным. Такая интерпретация прагматизма пришлась не по вкусу родоначальнику этого направления Ч. Пирсу, и чтобы дистанцироваться от Джеймса, он ввел для своей философской концепции новый термин – «прагматицизм». Спор двух прагматистов-классиков получил продолжение в философской полемике «реалиста» Х. Патнэма и «антиреалиста» Р.Рорти, развернувшейся на рубеже ХХ–ХХI вв. Эта полемика имела значительный резонанс и показала, что ныне, спустя сто лет после выхода в свет книги Джеймса, прагматизм сохраняет свою привлекательность для профессиональных философов как в США, так и за их пределами.

Ключевые слова: прагматизм, истина, опыт, инструментальный метод, реальность, эмпиризм, У. Джеймс, Дж. Дьюи, Р. Рорти, Х. Патнэм


А.В. Серёгин. Трактат Оригена «О началах»

Статья посвящена трактату «О началах» Оригена, одному из самых влиятельных и спорных произведений патристической литературы, которое было написано по-гречески, но дошло до нас преимущественно в более позднем латинском переводе. Помимо ряда вопросов, связанных с жанровой спецификой трактата и степенью адекватности латинского перевода, в статье рассматривается общая проблематика своеобразного религиозно-философского мировоззрения Оригена, которая нашла наиболее яркое выражение именно в этом трактате и создала Оригену репутацию неортодоксального, а то и еретического мыслителя (в частности, его представления о предсуществовании душ, множественности миров и всеобщем спасении). Автор пытается показать, в чем именно эти представления отступают от стандартов ортодоксальной христианской мысли и какие мотивы побудили Оригена к формулировке подобных гипотез. В частности, Ориген допустил предсуществование душ, чтобы cоздать собственную версию теодицеи, всеобщее спасение – потому что универсум, на его взгляд, может быть совершенным, только если полностью лишен всякого зла, а множественность миров – чтобы быть в состоянии согласовать свою собственную универсалистскую эсхатологию с традиционным партикуляризмом.

Ключевые слова: всеобщее спасение, множественность миров, Ориген, патристика, происхождение души, раннее христианство, теодицея


 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ


В.В. Петров. Ареопагитский корпус как интертекстуальный проект

В статье обсуждается интертекстуальная природа Ареопагитик – корпуса сочинений, созданных на рубеже V–VI вв. н. э. в попытке совместить философию неоплатонизма и христианское богословие. Предпринимается попытка показать, что текст Ареопагитик представляет собой яркий образец интертекстуального подхода, при котором текст во многих случаях изначально двунаправлен и сознательно конструируется автором как отсылающий одновременно к двум разным традициям (неоплатонической и христианской) и формируется так, чтобы допускать вариативность прочтений, меняющихся в зависимости от того, какой иной текст и традиция принимается читателем в качестве интерпретирующего контекста.

Стратегия двунаправленности последовательно проводится на всех уровнях: доктринальном, лексическом, метатекстуальном. В доктринальном плане автор намеренно формулирует теоретические положения так, что его учение может оказаться приемлемым для обеих традиций. Среди метатекстуальных приемов можно указать практику введения в нарратив дополнительных персонажей (авторитетных исторических и вымышленных лиц) из обеих традиций, имеющих за плечами свою богатую историю. Текстуальная двунаправленность достигается и за счет лексических средств, когда нарочито используется узнаваемая христианская лексика или терминология неоплатонизма.

Как на декларативном, так и на практическом уровне автор последовательно выступает за многослойность дискурса, настаивая, что за завесой нарратива (или «мифа») скрывается доктринальное содержание, гетерогенное по отношению к манифестируемому. Ключами, открывающими доступ к имплицитно присутствующим, но явно не выраженным контекстам, формирующим метафизический каркас Ареопагитик, становятся искусно инкорпорированные в текст отсылки, однозначно направляющие внимательного и осведомленного читателя к не афишируемым автором источникам его мысли.

Ключевые слова: Ареопагитики, интертекстуальность, герменевтика, неоплатонизм, релевантные контексты, двунаправленность текста, метафизика, дискурс, метатекст


Seyed Javad Miri. Farabi and three different strategies of interpretation

There is no doubt that Farabi played a significant role in the history of world philosophy. What is not altogether clear, however, is the nature of Farabi’s significance for philosophy as such, since it seems that opinions about the weight of his contribution vary dramatically. In other words, how are the contrasting modes of discourse on Farabi to be conceptualized? Is his importance of a merely archaeological nature? Is Farabi’s significance of any historical value? Does he possess any contemporary meaning for post-secular social theorists of this day? In answering these questions, I have come up with a classificatory scheme which may be of use in conceptualizing contradictory trends in approaching Farabi’s intellectual legacy.

Keywords: Farabi, Eurocentrism, house mentality, field mentality

 


Ю.О. Азарова. Гегель и Деррида: философия, язык, рефлексия

Анализируя проекты Гегеля и Деррида, автор ставит вопрос: возможен ли сегодня разрыв с Гегелем, и если да, то насколько он радикален? Главная проблема здесь состоит в том, что гегелевский проект обладает самореференциальной природой. Он репрезентирует такой тип философской системы, которая сама себя объясняет, интерпретирует и комментирует. Поэтому его критика крайне сложна. Система Гегеля создает элемент, который Деррида называет «образом своего иного». Это позволяет гегелевскому проекту не только предвосхищать будущую критику, но и заранее отвечать на нее. Система Гегеля вписывает в себя другие системы, которые ее объясняют, поскольку их появление предусмотрено Гегелем как часть истории развития этой системы. Для преодоления подобного проекта нужен особый подход, который учитывает гегелевский способ защиты от критики. По мнению Деррида, способ, каким Гегель, предвосхищая будущую критику, конструирует свою систему, связан с апелляцией к истории Духа как истории мыслящего и объясняющего себя сущего. Поскольку проект Гегеля в своей архитектонике воспроизводит telos саморазвития Духа, то именно деконструкция такого telos’a обеспечивает критику гегелевского проекта без повторения его самого. Поэтому Деррида действительно осуществляет радикальный разрыв с Гегелем.

Ключевые слова: Георг Вильгельм Фридрих Гегель, немецкая классическая философия, Жак Деррида, французская философия ХХ века, система, тотальность, язык, рефлексия


 

МОРАЛЬ, ПОЛИТИКА, ОБЩЕСТВО


Д.Э. Летняков. К вопросу о генеалогии имперского сознания в России

Статья посвящена исследованию феномена имперского сознания в России. Реконструируя особенности домодерновой политической культуры русского крестьянства, автор показывает несостоятельность заявлений о том, что русский народ является имперским на протяжении многих столетий. В действительности крестьянское политическое сознание (а крестьяне составляли до 1930-х гг. подавляющее большинство населения России) имело сугубо локальный характер, не выходя за пределы общины. Народные массы имели самое смутное представление об имперских институтах, никогда не идентифицировали себя с ними, не рассматривали задачи имперской политики в качестве мотива своих собственных действий, им абсолютно чужда была идея русского мессианства (потому, что они не ощущали себя русскими) или мессианства православного (потому, что народное православие в основном сводилось к обрядоверию).

Комплекс идей и ценностей, связанных с понятием империи, великой державы входит в массовое сознание русских лишь в советскую эпоху. Это было связано с разрушением традиционного крестьянского уклада в ходе коллективизации и индустриализации. В модернизированном обществе идея государства стала доступной и понятной для широких слоев населения. При этом советская элита, отойдя от лозунгов мировой революции, стала с начала 1930-х гг. создавать импероподобное государственное образование, в котором русские по факту заняли место имперского народа, впервые действительно ощущая себя таковым. Именно в эпохе «советской империи» и следует искать корни постимперского синдрома, наблюдаемого в современной России. Однако не стоит переоценивать остроту этого синдрома – «имперско-державный» ценностный блок представляет собой всего лишь одну из политических субкультур современного российского общества.

Ключевые слова: империя, имперское сознание, крестьянство, народ, политическая культура, традиция, модернизация


 

ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ


Тереза Оболевич. Участие русских философов во Втором польском философском конгрессе в 1927 г.

Первые десятилетия ХХ в. – период напряженных размышлений об идентичности как для русской, так и для польской мысли. В первой декаде ХХ в. возникла инициатива проведения конгресса философов славянских стран, однако Первая мировая война нарушила эти планы. Возвращаясь к этой идее, в 1927 г. группа русских философов (Н. Лосский, Н. Бердяев, С. Франк, С. Гессен, И. Лапшин, С. Карцевский) была приглашена на Второй польский философский конгресс, на котором ими был прочитан ряд докладов. Почти все выступления (или тезисы) русских участников были опубликованы в «Памятной книге» конгресса по-польски, что способствовало популяризации русской мысли в Польше.

В статье рассматривается историко-философский контекст этого события, а также представленные на нем основные идеи русских философов; показано, какое развитие получила данная инициатива в дальнейшем. Особое внимание отводится дискуссиям вокруг возможности существования славянской философии, которые велись не только в Польше, но и в Чехословакии и Югославии, а также роли польского ученика Н.О. Лосского, Фомы (Томаша) Парчевского в организации участия во Втором польском конгрессе русской делегации. Подчеркивается, что традиция изучения русской философии в этой стране по-прежнему жива.

Ключевые слова: Польский философский конгресс, K. Твардовский, русская философия, Н. Лосский, Н. Бердяев, С. Франк

 


РЕЦЕНЗИИ И ОБЗОРЫ


Н.В. Шаропова. Кураторское искусство и вопрос о методе

Данная работа представляет собой рецензию на книгу «Живописный номинализм. Марсель Дюшан, живопись и современность», написанную бельгийским искусствоведом Тьерри де Дювом о творчестве Марселя Дюшана, и фокусируется на особенностях методологии, используемой де Дювом. Этот выбор обосновывается, с одной стороны, оригинальностью подхода, который выделяет рассматриваемое исследование среди прочих, написанных об искусстве вообще и Дюшане в частности, с другой, недостаточно подробной рефлексией над этим методом со стороны самого автора. В рецензии подробно анализируются сущность и достоинства указанного метода. В качестве основной метафоры, через которую предлагается его интерпретировать, избирается метафора «кураторского искусства». Ключевой особенностью здесь оказывается особый способ размыкания объекта посредством формирования контекста, пространства для высказывания вместо прямого приложения готовых понятий и теорий. Это позволяет сохранить автономность объекта. Дюшан и другие персоналии (прежде всего З. Фрейд) «помещаются» в единое «пространство», исключительным правом на которое не обладает ни один из них. Это позволяет, с точки зрения автора, до определенной степени говорить о статусе производных из этого «пространства» пропозиций как об объективном. Далее в рецензии рассматривается, как функционирует этот метод, на материале одной из сквозных линий исследования, а именно создании Дюшаном реди-мейда. Показывается, как в выстроенном пространстве между Фрейдом и Дюшаном де Дюв обнаруживает смыслы, позволяющие описать переход Дюшана к реди-мейду и возникновение новых фигур (Купка, Делоне, Малевич) при движении в этом пространстве. Разрабатываемый де Дювом механизм их взаимодействия с Дюшаном приводит к искомой цели – созданию реди-мейда.

Ключевые слова: авангард, реди-мейд, ремесло, абстракция, Зигмунд Фрейд, Марсель Дюшан, Казимир Малевич