Институт Философии
Российской Академии Наук




  Философский журнал. 2014. № 2 (13)
Главная страница » Периодические издания » Журналы » Философский журнал » Философский журнал. 2014. № 2 (13)

Философский журнал. 2014. № 2 (13)

Весь номер в формате PDF (1,93 Mб)

В НОМЕРЕ


ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ


А.А. Гусейнов. Мораль и политика: уроки Макиавелли

В статье рассматривается проблема соотношения морали и политики в работе Макиавелли «Князь». Показано, что позиция Макиавелли по данному вопросу отличается от позиции Аристотеля и от позднейших вульгарных версий макиавеллизма. Не отклоняться от добра, когда возможно, и встать на путь зла, когда это необходимо для блага государства – такова общая идея Макиавелли.

Ключевые слова: мораль, политика, Аристотель, Макиавелли, макиавеллизм, добро, зло, меньшее зло, личность, государство


В.П. Визгин. Экзистенциализм и богословская мысль Георгия Флоровского

В статье исследуются связи между историческим богословием Георгия Флоровского и экзистенциализмом как философским направлением. При этом автор выделяет три главных момента. Во-первых, Флоровский свое собственное богословие характеризует как экзистенциальное. Во-вторых, в то же время он критически дистанцируется от экзистенциализма, в частности, резко критикует «диалектическую теологию» как типичное проявление «экзистенциализма в богословии». Наконец, в-третьих, Флоровский не дает философско-теологического прояснения основных понятий экзистенциальной философии, как это делает, например, Тиллих. Поэтому, заключает автор, отношение Флоровского к экзистенциализму сочетает позитивную рецепцию этого философского направления с критическим к нему отношением.

Ключевые слова: экзистенциализм, богословие, Георгий Флоровский


Н.П. Волкова. Иррациональный элемент в Мировой и индивидуальной душе согласно Плутарху из Херонеи

Данная статья подробно рассматривает пассаж 35а1 – 36b5 в диалоге Платона «Тимей». Исследование позволяет вычленить две античные традиции его понимания: первая из них отражена в переводе Ф.М.Корнфорда, опирающегося на комментарий Прокла; вторая, примером которой может служить интерпретация Джоуита и его последователей, восходит, как показывает автор настоящей работы, к толкованию Плутарха, данному в его сочинении «О возникновении души в “Тимее”». Плутарх, которому свойственно буквальное диахроническое понимание творения у Платона, рассматривает душу как смесь четырех сущностей (а не трех, о которых прямо говорит Платон) и допускает существование злого варианта мировой души. Эта теория, однако, как доказывает автор статьи, не дает основания считать Плутарха сторонником дуалистического воззрения на душу: скорее его надлежит рассматривать как оппортуниста в вопросах метафизики, сосредоточенного в первую очередь на этических интересах.

Ключевые слова: душа, мировая душа, творение, смесь, идеи, чувственно воспринимаемый мир, бытие, становление, причастность, дуализм, природа зла, буквальное и метафорическое прочтение мифа в «Тимее»

 


ЛОГИКА И ФИЛОСОФИЯ


А.С. Карпенко. Основной вопрос метафизики

Почему существует нечто, а не ничто? В статье анализируются теории, требующие реализации в актуальность всех физических возможностей, и более того – всего, что мыслится как возможное. Это знаменует переход от субстанционального мышления к модальному мышлению. Так появляется философская парадигма с совершенно новой проблематикой, поддержанная современным развитием космологии.

Ключевые слова: возможность, возможные миры, реальность, принцип изобилия, принцип плодовитости, миры Эверетта, модальный реализм, субстанциональное мышление, модальное мышление, контрфактуальное мышление, мультиверс


И.А. Герасимова. Древнерусские Шестодневы (логико-методологический анализ)

Исследуется роль приемов логики в традиции передачи знания от учителя к ученику. В казанной традиции особую роль играл прием аналогии. Эмпирическим материалом исследования стали тексты древнерусских Шестодневов. Тексты представляют собой толкования на шесть дней творения. Толкование предполагало использование приемов доказательства и аргументации. В центре внимания автора - древнерусский памятник «Палея Толковая».

Ключевые слова: средневековая Русь, книжность, учитель, ученик, Шестодневы, аналогия, понятие, образ, аргументация, буквализм, символизм, мысленный эксперимент

 


ПОИСКИ НОВОГО ЯЗЫКА В ФИЛОСОФИИ


В.П. Чинаев. Метаморфозы Прекрасного в художественных дискурсах прошлого и настоящего

Представления о прекрасном раннего и позднего эллинизма легли в основу аналитического экскурса в арт-практики прошлого и современности. Рефлексии прекрасного в романтизме, символизме, постмодерне, нью-эйдже манифестируют принципиально разные концепции красоты, трансформируя – нередко радикально – античную традицию. В условиях различных культурных кодов (эстетизм, неоакадемизм, китч, новая сакральность) дискурс прекрасного обретает неожиданные, порой парадоксальные интерпретации от «ностальгии по прекрасному» до его девальвации, от «отрешенной красоты» до творческих интенций возвращения к аттическим истокам «высокой красоты».

Ключевые слова: прекрасное, красота, китч, поставангард, постмодернизм, новая сакральность, Арво Пярт, Валентин Сильвестров, Билл Виола, Новая Академия, AES + F


И.Н. Инишев. Диапазон эстетического: от дискурса до текстуры

Статья посвящена проблеме определения и переопределения границ эстетического, ставшей особенно актуальной в последние полтора-два десятилетия в связи с расширением дискурсивного и предметного поля эстетики. В статье отстаивается тезис, согласно которому это расширение «эстетики за пределы эстетики» встроено в логику развития первоначального проекта эстетической теории. В сконфигурированном понятийными средствами эстетическом поле с самого начала была заложена логика эмансипации этого поля от обусловливающих его категориальных рамок. Это логика – под влиянием факторов модерного общества – привела в конечном итоге к изменению «топологии» эстетического: из сферы субъективной оценки и выражения «эстетическое» переместилось в сферу вовлеченных в социальное взаимодействие материальных поверхностей и соответствующих им способов восприятия. В статье, в заключение, рассматриваются теоретические, политические и антропологические импликации этих трансформационных процессов.

Ключевые слова: эстетизация, эстетическая поверхность, культурная материальность


Н.Н. Сосна. «Научно» прекрасное: от «нульмерного» к физике чувств

В статье намечается траектория движения, приведшего к высказываниям современных эстетиков новых медиа о том, что «все становится эстетическим». Нульмерные изображения как тема первых медиаисследований (В.Флюссер), изображения как карты возможных путей в качестве предмета размышлений представителей французской теории (Ж-Ф.Лиотар) рассматриваются как почва для возникновения такой интерпретации эстетического, которая всякое улавливание данных рассматривает как имеющее отношение к искусству по причине выборки элементов и интенсификации чувств.

Ключевые слова: айстезис, новые медиа, чувство, аффект, наука, Уайтхед


 

ФИЛОСОФИЯ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ


В.Ю. Кузнецов. Проблема единства культуры в постнеклассической перспективе

 

Если классическая западноевропейская философская традиция учит нас любой вариант рассматривать именно и прежде всего как вариант некоего инварианта, то в постнеклассическую эпоху разнообразие вариантов мыслится в отсутствие очевидных инвариантов как прежде всего множественное. Предлагается концепция единства (в том числе единство культуры), которое было бы способно включить в себя множественное, причем различными способами.

Ключевые слова: единство, единство мира, единство культуры, множественности, инвариант, варианты, постнеклассическая философия

 

Об авторах