Институт Философии
Российской Академии Наук




  Философский журнал. 2013. № 2 (11)
Главная страница » Периодические издания » Журналы » Философский журнал » Философский журнал. 2013. № 2 (11)

Философский журнал. 2013. № 2 (11)

Весь номер в формате PDF (1,7 Mб)

В НОМЕРЕ

 

ПОИСКИ НОВОГО ЯЗЫКА В ФИЛОСОФИИ

 

Г.В. Вдовина. Бернард Лонерган: метод в теологии и гуманитарные науки

Статья посвящена концепции метода в теологии, разработанной канадским философом и теологом Бернардом Лонерганом. В первой части статьи рассматриваются предпосылки методологической концепции Лонергана: стиль мышления, в котором он сформировался как философ и методолог, последующая рефлексия Лонергана по поводу этого стиля, а также идеи, связанные с проблемой культурных смыслов. Во второй части затрагивается вопрос о необходимой соотнесенности теологии, во-первых, с уровнями и ступенями интенционального сознания и, во-вторых, со сферой гуманитарного знания.

Ключевые слова: метод, теология, интенциональность сознания, гуманитарные науки, смысл, культура

 

Ивон Бре. Привязанность (эрос и агапэ)

Доклад посвящен понятию привязанности, которое, по мнению автора, заслуживает того, чтобы играть гораздо более значительную роль в современной философской, психологической и богословской традиции, чем та, которую оно играет фактически. Для подтверждения этого тезиса автор рассматривает самые разные аспекты этого понятия, имеющие отношение к психологии животных, детской психологии, психоанализу вообще и фрейдизму в частности, мировоззрению Платона, христианскому богословию и японской культуре.

Ключевые слова: любовь, Платон, привязанность, психология, психоанализ, Фрейд, христианство, Эрос, японская культура

 

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

 

А.А. Столяров. Физика Посидония: новаторство или стоический канон? (К вопросу о том, был ли Посидоний «стоическим платоником»)

Довольно долгое время Посидоний был для историков античной философии таинственной и «модной» фигурой. Его считали предтечей «великого синтеза», подготовившего рождение неоплатонизма (через посредство среднего платонизма). Однако при внимательном рассмотрении базовые тексты Посидония, относящиеся к физике, свидетельствуют о том, что он был вполне каноничным стоиком и вряд ли мог сыграть столь ключевую роль в неоплатоническом синтезе, какую ему приписывали.

Ключевые слова: античная философия, Посидоний, средний платонизм, неоплатонизм

 

Бертрандо Спавента. Итальянская философия в ее отношении к философии европейской

Настоящая публикация представляет собой перевод первой и третьей лекций Бертрандо Спавенты из его знаменитого «Введения в курс лекций по философии», прочитанного в 1961 году в Неаполитанском университете. В этих лекциях Спавента ставит целью преодолеть предрассудки современного ему национального мышления и доказать общность характера и путей развития итальянской и европейской спекулятивной мысли. Для подтверждения данного тезиса автор формулирует основные положения философии Возрождения и обращается к краткому изложению идей некоторых философов этой эпохи.

Ключевые слова: Спавента, итальянская философия, европейская философия, Возрождение

 

В.П. Визгин. К обновлению истории философии: размышление ad hoc

В статье рассматривается ситуация в истории философии, для которой, по мнению автора, характерно господство «стандартного подхода», типичными чертами которого являются имманентная ориентация исследования, сводящая основную работу историка к анализу собственно философских текстов и их интерпретации, к раскрытию филиации философских идей и понятий. Иными словами, считает автор, основу такого подхода составляет истолкование философской мысли как учения, возникающего по внутренней логике из предшествовавших ему учений. В работе проводится мысль, что обновление методологии истории философии может идти по пути ее сближения с историей идей. Автор также обращает внимание на опыт истории науки и ее методологии для поисков путей обновления подходов к истории философской мысли. Культуроцентрическая ориентация, экзистенциальный тонус мысли и использование художественного ресурса в философском и историческом дискурсе и нарративе рассматриваются как основные критерии эффективности путей такого обновления.

Ключевые слова: философия и история, методология истории философии, история идей

 

 

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

Никола Руссо. Нигилизм логоса. «Истинно ложное» в «Софисте» Платона

Статья Н.Руссо посвящена анализу избранных отрывков диалога Платона «Софист», в которых, по мнению автора, ставятся и по-своему решаются ключевые онтологические (соотношение сущего и не-сущего) и гносеологические (соотношение истинного и ложного) вопросы философии. Отдельно критикуются оценки позиции Платона М.Хайдеггером и Ф.Ницше, но при этом подтверждается фундаментальность положений древнегреческого мыслителя для становления проблематики соотношения онтологии и нигилизма, занимающей как в учениях этих немецких философов, так и в современной философии вообще одно из центральных мест.

Ключевые слова: Платон, Ницше, Хайдеггер, «Софист», «Бытие и время», диалог, онтология, нигилизм, бытие, вещь, сущее, логос

 

П.С. Гуревич. Векторы современного постижения человека

Автор рассматривает исторические судьбы философской антропологии в связи с радикальными изменениями в самом характере философского постижения человека в наши дни. Анализирует концепт дивидуума как урезанного индивида. Отмечает новые тенденции в разработке антропологической темы после завершения значительного этапа гуманитарной мысли, связанного со «смертью человека». В статье рассматривается феномен редуцированной личности. Особое внимание уделяется распаду идентичности в современном мире. На материале постмодернистской философии рассматривается нечеловеческое в человеке. Подчеркивается, что новые подходы в философской антропологии расширяют горизонт человеческого существования.

Ключевые слова: человек, личность, индивид, философская антропология, дивидуум, постмодернизм, нечеловеческое в человеке, субъект, целостность, идентичность

 

В.К. Кантор. Любовь к двойнику. Двойничество – миф и реальность русской культуры

В статье речь идет о двойничестве как русской проблеме, осмысляемой русской литературой и философией. Двойник – это, как правило, некий миф, создаваемый русскими интеллектуалами как средство спасения России. Но двойник обладает невероятным разрушительным потенциалом. Большевики, будучи двойником интеллигенции, губили ее от имени крестьянства и выживших рабочих, убедив и оставшийся народ, что интеллигенция – главный враг народа. Опыт правых из эпохи самодержавия в создании мифа о «гнилой интеллигенции» был использован Лениным и его партией весьма успешно. Двойник, как тень у Шварца, убивает ученого, но гибнет сам, в результате возникают русские катастрофы.

Ключевые слова: двойник, миф, реальность, русская культура, большевизм, интеллигенции, народ, тень

 

 

ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ

 

Л.А. Маркова. Этика в контексте трансформаций мышления XX века (в связи с концепцией «негативной этики»)

Понятие негативного поступка в этике фиксирует внимание на той точке в деятельности человека, когда он должен сделать выбор между следованием общепринятым нормам морали и выходом за их пределы. Человек оказывается в ситуации конфликта между моралью (общее начало) и нравственностью, которая определяется его индивидуальным решением. Негативный поступок встраивается в один ряд с такими новыми для мышления последних десятилетий понятиями, как точка бифуркации, мутационные изменения, революция как перерыв постепенности, и некоторыми другими.

Ключевые слова: мораль, нравственность, поступок, добро, зло, истина, этика, наука, негативный поступок, личностная ответственность, абсолютность моральных норм

 

 

О НОВЫХ ИЗДАНИЯХ

 

М.А. Блюменкранц. К истории духовных подмен

Статья представляет собой отклик на книгу Владимира Карловича Кантора «Крушение кумиров, или Одоление соблазнов (становление философского пространства в России)». В своей статье автор размышляет над ролью мифа в исторических и культурных реалиях Нового времени, в частности в ХХ столетии. Анализируются позитивные и негативные аспекты мифотворчества, присущие религиозному и идеологизированному типам сознания.

Ключевые слова: религия, идеология, сакрализация, секуляризация, мифологическое мышление, духовные подмены, рационализм, редукции исторического сознания

 

Н.М. Савченкова. Искусство веры

В рецензии сделана попытка реконструировать герменевтическую технику, реализованную в книге А.Черноглазова «Лакан. Приглашение к реальному…», и продемонстрировать, что для автора этой книги одним из значимых источников формирования современного психоаналитического дискурса являются религиозный опыт и эстетическое переживание. При этом вера в метафору, забота о метафорах, производство метафор понимается автором как совокупность техник и практик субъективации. Обретение желания и открытость существования, явленная в опыте веры, рассматриваются автором в качестве предельно актуальной перспективы становления субъекта в контексте современной культуры.

Ключевые слова: религиозный опыт, эстетическое переживание, желание, субъект, Другой, Реальное, аскетическое испытание, «выбор худшего», евхаристическая жертва, фантазия, фантазм, наслаждение, повторение

 

Е.А. Яичникова. «Искусство участия» 1990–2000-х годов: попытка историографии и метода анализа

 

Книга британского историка и критика современного искусства Клер Бишоп посвящена рассмотрению и генеалогии «искусства участия» (participatory art) 1990–2000-х годов, в котором люди считаются основным художественным средством (media) и материалом произведений. Бишоп предлагает взглянуть на мировую историю искусства XX в. сквозь призму театра и рассматривает искусство Западной Европы, Латинской Америки, Восточной Европы и России, созданное в ключевые для становления «искусства участия» эпохи – европейского исторического авангарда 1917 года, неоавангарда 1968 года и падения коммунизма в 1989 году. Автор отстаивает необходимость оценивать «искусство участия» прежде всего с эстетической, а не этической точки зрения и предлагает применять к анализу произведений категории активный / пассивный, единоличное авторство / коллективное авторство, участники / зрители, обращая внимание на возникающее между этими понятиями напряжение (tension) и на политику зрительской вовлеченности.

Ключевые слова: «искусство участия», социально-вовлеченное искусство, эстетика, этика, зрительская вовлеченность

 

Об авторах