Институт Философии
Российской Академии Наук




  Петровская Елена Владимировна
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Сотрудники » Петровская Елена Владимировна

Петровская Елена Владимировна

Ученые степени


Должность

Кандидат философских наук, 1988.

 

Ведущий научный сотрудник, руководитель сектора эстетики. 

Ученые звания


ORCID ID

Researcher ID

Scopus Author ID

Старший научный сотрудник, 1997.

 

0000-0001-7189-4337

W-7176-2018 

26221892200

Сфера научных интересов

Современная философия; философия литературы и искусства; исследования визуального.

 

Профессиональная деятельность

  • 2011 – по наст. вр. – руководитель сектора эстетики ИФ РАН;
  • 2003 – 2018 – ведущий научный сотрудник Института «Русская антропологическая школа» (РГГУ);
  • 2002 – по наст. вр. – главный редактор журнала «Синий диван»;
  • окт. 1997 – июнь 1998 – редактор журнала «Пушкин»;
  • 1997 – 2011 – старший научный сотрудник Лаборатории постклассических исследований в философии, а ныне – сектора аналитической антропологии ИФ РАН;
  • 1991 – 1997 – научный сотрудник Лаборатории постклассических исследований в философии ИФ РАН;
  • 1990 – 1991 – младший научный сотрудник Лаборатории постклассических исследований в философии ИФАН СССР;
  • 1987 – 1990 – младший научный сотрудник Лаборатории философских проблем политики ИФАН СССР.

Исследовательские проекты

Участие в исследовательском проекте сектора «Авто-био-графия». 

 

Научные публикации

Книги:

  • Возмущение знака. Культура против трансценденции. 2-е изд. М.: Common place, 2022. 288 c. + 32 с. вкл. 500 экз. ISBN 978-999999-1-51-3.
  • Возмущение знака. Культура против трансценденции. М.: Common place, 2019. – 288 c. + 32 с. вкл. 
  • Антифотография 2. 2-е изд., доп. М.: Три квадрата, 2015. – 184 с.: вкл. 48 с. (Серия «Artes & media», вып. 7). 
  • Что остается от искусства (в соавт. с О. Аронсоном). М.: Институт проблем современного искусства, 2015. – 344 c. (Труды ИПСИ. Том II).
  • Безымянные сообщества. М.: Фаланстер, 2012. – 384 с.
  • Теория образа. М.: РГГУ, 2010. – 284 с. 
  • По ту сторону воображения. Современная философия и современное искусство. Лекции (в соавт. с О. Аронсоном). Нижний Новгород: Приволжский филиал ГЦСИ, 2009. – 230 с.
  • Антифотография. М.: Три квадрата, 2003. – 112 с. 
  • Непроявленное. Очерки по философии фотографии. М.: Институт философии, Ad Marginem, 2002. – 208 с. 
  • Глазные забавы. М.: Ad Marginem, 1997. – 176 с. 
  • Часть света. М.: Ad Marginem, 1995. – 178 с. 

 

Составленные и отредактированные издания:

  • Розалинда Краусс. Холостяки. Общая редакция и Предисловие. М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 144 с. 
  • Гертруда Стайн. Автобиография Элис Б. Токлас. Пикассо. Лекции в Америке. Составление, общая редакция и послесловие («Словарь раскрепощенных ритмов») М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001. – 608 с. 
  • Илья Кабаков, Борис Гройс. Диалоги (1990 – 1994). Общая редакция и вступительная статья. М.: Ad Marginem, 1999. – 192 с. 
  • Жан-Люк Нанси. Corpus. Составление, общая редакция и вступительная статья (пер. с фр. совместно с Е. Гальцовой; автор «Отрывков из беседы с Жан-Люком Нанси»). М.: Ad Marginem, 1999. – 256 с. 
  • Ad Marginem ’93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии Российской Академии наук. Редактор и автор предисловия («От редактора»). М.: Ad Marginem, 1994. – 424 с. (соредактор – Е.В. Ознобкина).
  • Жак Деррида в Москве: деконструкция путешествия. М.: РИК «Культура», 1993. – 208 с. (редактирование вместе с А.Т. Ивановым).

“Technical Arts and Reality: Status of the Referent in Photography and Cinema”, www.usc.edu/tympanum/4/ (USA)

“Boris Mikhailov: A New Metaphysician”, www.artmargins.com (13 June 2005; English version)

“The Anonymous Community”, www.kogni.narod.ru/community.htm

 

 Избранные публикации:

  • Общность и ее пластические воплощения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: Сб. науч. статей. Вып. 12 / Под ред. А.В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 634–641. DOI: 10.18688/aa2212-07-50. ISSN Bib-ID 2312-2129. 
  • Доверяя образу [Послесл.] // Мондзен М.-Ж. Образ, икона, экономия. Византийские истоки современного воображаемого / Пер. с фр. М. Гринберга под ред. А. Шестакова. М.: V–A–C Press, 2022. С. 314–322. 
  • [Тексты] // Komar & Melamid [Кат. выставки] / Сост. А. Ерофеев. М.: Московский музей совр. иск-ва, 2021. C. 22, 25–26, 43–44, 63, 83, 96, 106, 118, 125–126, 155, 179–180, 197, 215, 221. 
  • Мир без картины (икона – «насыщенный феномен» – нейросеть) // Логос. 2021. Т. 31. № 5. С. 189–201. 
  • Меланхолия как культурная болезнь // Муз. академия. 2021. № 4 (776). С. 23–29.
  • Насилие: стратегии изображения // Человек. 2020. Т. 31. № 5. С. 167–179.
  • Фотография: формулы памяти // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 1 (38). С. 166–177.
  • «Brainy Is the New Sexy»: Шерлок Холмс, абдукция и нейросети // Филос. журн. / Philosophy Journal. 2019. Т. 12. № 1. С. 74–89. 
  • Назад к материи! // Диалог искусств. 2019. № 3. С. 47–51.
  • Сергей Эйзенштейн: от биографии к произведению (Валерий Подорога. Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. Т. 1. Зеркальная подпорка. Материалы к психобиографии. М.: BREUS, 2017) // Искусствознание. 2018. № 3. C. 300–311.
  • Своеволие знака // Своеволие философии: собрание философских эссе / Сост. и отв. ред. О.П. Зубец. М.: Издательский Дом ЯСК, 2019. С. 386–393.
  • Следуя радости // Ознобкина Е.В. Избранные работы: статьи, рецензии, воспоминания / Сост. и ред. А.Г. Жаворонков. М.: Культурная революция, 2019. С. 352–354. 
  • Возмущение знака. О перформативе, лозунгах и Ленине // Vox. Филос. журнал. Июнь 2018. № 24. С. 1–14. URL: https://vox-journal.org/content/Vox%2024/Vox24-1-PetrovskayaE.pdf
  • «На стороне новых варваров»: знаки поколения у Балабанова // Новое литературное обозрение. 2018. № 149 (1). С. 489–508.
  • Демон и демос. Политическое в искусстве Д.А. Пригова // Искусствознание. 2018. № 1. С. 124–137.
  • Мыслить образами. От иконы к динамическому знаку // Вопр. философии. 2018. № 11. С. 57–64.
  • The Avant-Garde as Continuous Experience (on the Proscription of Representing Utopia) // Russian Studies in Philosophy. 2017. Vol. 55. № 3–4. P. 252–264.
  • Art of the Passing Moment: The Anti-Projective Nature of Prigov’s Utopia // Actographe. Revue de sciences humaines, sociales et politiques: Arts, Langages et Frontières. 2017. № 1. P. 11–28. URLhttp://www.actographe.eu/izd/2017_1_1/2017-1-Petrovsky.pdf.
  • The Future – Mediator or Participant? // Russian Studies in Philosophy. 2016. Vol. 54. № 3. P. 233–238.
  • Beleza sem prata. As polaroides de Andrei Tarkóvski // Kinoruss / Кинорусс2016. № 7. P. 180–211.
  • Боль повседневности // Vox. Электронный философский журнал. Июнь 2016. Вып. 20. С. 1–7. URL: http://vox-journal.org/content/Vox20/Vox20-PetrovskayaE.pdf.
  • Фотография: гравитация демоса // Философский журнал. 2015. Т. 8. № 1. С. 23–32.  
  • Послесловие // Лаку-Лабарт Ф. Поэзия как опыт / Пер. с фр. Н. Мавлевич; пер. с нем.; послесл. Е. Петровской. М., 2015. С. 171–189.  
  • Бессеребряная красота (пересечения кино и фотографии) // Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре. Иваново, 2014. С. 195–221.
  • Изображение и образ // THEORY&PRACTICE. 11.11.2013. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/7978-izobrazhenie-i-obraz.
  • Фундамент – пыль (Заметки о поэзии А.Т. Драгомощенко) // Новое литературное обозрение. 2013. № 121. С. 267–273. URL: http://www.nlobooks.ru/node/3578).
  • «Ширпотреб определяет наше восприятие искусства» (интервью; записал Ф. Палванзаде) // THEORY&PRACTICE. 13.05.13. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/6896-filosof-elena-petrovskaya-shirpotreb-opredelyaet-nashe-vospriyatie-iskusstva.
  • Verloren in der Zeit. Boris Mikhailovs Studien des Sowjetischen // Boris Mikhailov. Bücher / Books / I.Schube (Hg.). Köln, 2013. S. 143–156. (ISBN 978-3-86335-303-2, http://d-nb.info/1031398457/04).
  • Boris Mikhailov: Towards a New Universality // Everything Was Moving: Photography from the 60s and 70s / Ed.: K. Bush. London: Barbican Art Gallery, 2012. P. 184–185.
  • Материя и память в фотографии. Новая документальность Б. Михайлова // Новое литературное обозрение. 2012. № 117 (5). С. 186–203.
  • Back to the Basics // Foam. International Photography Magazine. Spring 2012. № 30 Micro (Amsterdam). P. 185–188.
  • «Какая угодно» фотография // Экранная культура. Теоретические проблемы: Сб. статей / Отв. ред.: К.Э. Разлогов. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2012. С. 605–631.
  • Документ: факт и вымысел // Ex Cathedra: Современные методы изучения культуры: Сб. статей / Сост.: О.В. Гавришина, Ю.Г. Лидерман, М.С. Неклюдова, А.А. Олейников. М.: РГГУ, 2012. С. 207–218.
  • Этика и современное искусство (круглый стол) // Синий диван. 2011. № 16. С. 29–82.
  • Matter and Memory in Photography // The Archive as Project / Archiwum jako projekt / Ed. / red.: K. Pijarski. Warszawa: Archeologia Fotografii, 2011. P. 92–105 (на польск. яз.: P. 106–113).
  • Этика закона (М.К. Мамардашвили – Ж. Деррида) // Мераб Мамардашвили: «Быть философом – это судьба...». Материалы Международной конференции «Мераб Мамардашвили: вклад в развитие философии и культуры». Москва, 9–11 декабря 2010 г. М.: Прогресс-Традиция, 2011. C. 236–246.
  • Искусство чувственных понятий // Ирина Нахова. Комнаты. М.: Московский музей современного искусства, Maier, 2011. С. 18–27 (на рус. и англ. языках).
  • Das Unübersetzbare in der Übersetzung // Kultur und/als Übersetzung. Russisch-deutsche Beziehungen im 20. und 21. Jahrhundert / Ch. Engel, B. Menzel (Hg.). Berlin: Frank & Timme, 2011. S. 319–338.
  • Вторжение и гостеприимство (Ж.-Л. Нанси и Ж. Деррида) // Философские науки. 2011. № 3. C. 108–115.
  • Сообщество: идея без истории // Интеллектуальный язык эпохи: история идей, история слов / Отв. ред. С.Н. Зенкин. М.: Новое литературное обозрение, 2011. C. 83–94.
Интервью, публикации в СМИ

Доклады и выступления

на конференциях, семинарах

  • Международная конференция «Мировоззрение / картина мира: вехи интеллектуальной истории» (г. Санкт-Петербург, Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский филиал, 28–30 ноября 2019 г.). – Доклад на тему: «Мир без картины (икона – «насыщенный феномен» – нейросеть)». 

  • Презентация книги Е.В. Ознобкиной «Избранные работы: статьи, рецензии, воспоминания» (г. Москва, ИФ РАН, Всемирный день философии, 21 ноября 2019 г.). 

  • Презентация книги Е.В. Петровской «Возмущение знака. Культура против трансценденции» (г. Москва, образовательный проект Science.me, книжный магазин «Фаланстер», 13 ноября 2019 г.).

  • «Rethinking Beauty / Переосмысление красоты». Семинар архитектурной школы МАРШ, г. Москва (рук. Е.В. Асс; совместно с О.В. Аронсоном, 7 октября 2019 г.). 

  • Круглый стол «Аффективные формации, структуры чувствования» (г. Москва, Центр современного искусства «Винзавод», 24 июня 2019 г.). 

  • Модерирование круглого стола «Книга в цифровую эпоху» (г. Москва, ИФ РАН, День философской книги, 18 июня 2019 г.). [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=VmYGaPnANrg

  • Круглый стол «Чувственность как эстетическая проблема» (г. Москва, ИФ РАН совместно с СПбГУ и СПбГУП, 5 июня 2019 г.). – Выступление на тему: «“Формулы пафоса” и границы чувственного». [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=JwpxzZkvUUE; https://www.youtube.com/watch?v=vqQm12AkIAE

  • «После (пост)фотографии», 5-я международная конференция по визуальным исследованиям, истории и теории фотографии (г. Санкт-Петербург, Европейский университет в Санкт-Петербурге, 23–25 мая 2019 г.). – Пленарный доклад на тему: «Фотография: формулы памяти»; участник круглого стола «Исследования фотографии в России: задачи и перспективы». 

  • Круглый стол «О любви живописи и фотографии» (г. Москва, Государственная Третьяковская галерея, 12 апреля 2019 г.). 

  • Круглый стол памяти академика Вяч.Вс. Иванова в рамках XII Международного гуманитарного научного форума «Гуманитарные чтения РГГУ» (г. Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 10 апреля 2019 г.).

  • Член Оргкомитета конференции и участник круглого стола. - 3-я Международная конференция по геопоэтике (г. Москва, Институт философии РАН, Библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, Московский государственный лингвистический университет, Белградский университет (Сербия), Лозаннский университет (Швейцария), 18–20 мая 2018 г.). 

  • Выступление на тему о событиях во Франции в рамках секции «1968 и его влияние на современные дискурсы». - Международная конференция «Уроки 1968» (г. Москва, Представительство ЕС в России, Международный Мемориал, Горбачев-Фонд, Чешский центр в Москве, Словацкий институт в Москве, Французский институт в России, Мемориал Чешская Республика, Институт по изучению тоталитарных режимов в Праге, 30 мая – 1 июня 2018 г.).

  • Модератор и участник дискуссии «Чувства города». - Ежегодная международная конференция «Музей в городе – город в музее» (г. Москва, Музей Москвы, 7–8 декабря 2018 г.). 

  • Публичная дискуссия «Беспредметная живопись и идеи больших утопий» в рамках выставки «Некто 1917» (совместно с А.А. Парамоновым; г. Москва, Государственная Третьяковская галерея, 12 ноября 2017).

  • Публичная лекция «Философия и фотография» в рамках лекционного цикла «IN FIERI: философия в МАММ» (г. Москва, Мультимедиа-арт-музей, 2 ноября 2017).

  • «InARTiculation», беседа с Жан-Люком Нанси (на англ. и фр. яз.). - «Обращение к гражданам», день Дмитрия Пригова в рамках выставки «Коллекция!» (г. Париж, Франция, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, 5 марта 2017).

  • «Теория изображения». Публичная лекция в рамках цикла «Университетские субботы» (Департамент образования г. Москвы, РГГУ, 1 апреля 2017).

  • «Критик как теоретик искусства». Лекция в рамках спецкурса «Современная российская художественная критика в лицах» (г. Москва, Московский музей современного искусства, 20 февраля 2017).

  • Выступление на тему: «От логики идентичности (тождественности) к логике множества» (на англ. яз.); лекция на тему: «О лозунгах как перформативах» (на англ. яз.). - 10-я Международная Летняя школа Института проблем современного искусства (г. Москва) совместно с Лондонским университетом Голдсмит (г. Вышний Волочек, 28–30 июля 2016).

  • «Indignation: Disturbance of the Sign» («Возмущение знака») (на англ. яз.). - Международная философская конференция «Нормы возмущения» (г. Фленсбург, Германия, Европейский университет г. Фленсбурга, 4–5 июля 2016).

  • Публичная лекция «Что остается от искусства?» (г. Екатеринбург, образовательная программа «От воображения к инициативе: опыты самоорганизации» (образовательно-дискуссионный цикл в рамках выставки «Открытые системы»), Уральский филиал ГЦСИ совместно с Музеем современного искусства «Гараж», 3 мая 2016).

  • «Исследуя фотографический знак». - «Между “старой объективностью” и “наивным концептуализмом”». Международный симпозиум, посвященный «Свидетельствам» Зофии Рыдет (г. Варшава, Музей современного искусства, 8–9 января 2016).

  • «Что остается от искусства. Об акционизме и роли действия в современном искусстве». - 4-й фестиваль интеллектуальной литературы «Зимний книжный фестиваль» (г. Казань, Центр современной культуры «Смена», 12-13 декабря 2015).

  • «Политические интервенции в искусстве: современный российский опыт» (на англ. яз.); обсуждение проекта диссертации К.В. Головко «Социальное искусство Татлина и его рецепция критиками и художниками (1914–1991)» (соруководитель; совместно с проф. У. Шмидом) (Швейцария, г. Санкт-Галлен, Университет Санкт-Галлена (HSG), 16–20 ноября 2015).

  • «Демон и демос: политическое в искусстве Д.А. Пригова». - 5-е международные Приговские чтения (г. Москва, Минкульт РФ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Фонд Пригова, РГГУ, изд. дом «Новое литературное обозрение», 05–07.11.2015).

  • «Иллюзия и реальность: борьба оптических стратегий». – Образовательная программа «По ту сторону медиума» (г. Калининград, Балтийский филиал Государственного центра современного искусства, 29-31 октября 2014).

  • «Фотография: гравитация демоса». – Международный коллоквиум «Нестандартная философия Франсуа Ларюэля» (Франция, г. Серизи-ла-Саль, Международный культурный центр Серизи-ла-Саль, сентябрь 2014). 
  • «Советское и постсоветское искусство: фигуры сопротивления» (лекция на англ. яз.). – Летняя школа русистики Сеульского государственного университета (Южная Корея) (г. Москва, июль 2014).
  • «Эстетика vs. искусство». – Регулярный научный семинар по проблемам теории искусства и эстетики под руководством О.А. Кривцуна в Институте теории и истории изобразительных искусств РАХ (г. Москва, март 2014). 
  • «Будущее как посредник или участник?». – Международная научная конференция «Футурологический конгресс» (г. Москва, «Гоголь-центр», Гёте-Институт, letterra.org, Венгерский культурный центр, Польский культурный центр, февраль 2014).
  • «Фотография: интернациональность vs. интенциональноcть» (лекция на англ. яз.). – Институт славистики при Инсбрукском университете (Австрия, г. Инсбрук, январь 2014).
  • «Борис Михайлов: возвращение домой». – Международная конференция, посвященная творчеству Бориса Михайлова (Украина, г. Харьков, теоретическая платформа юбилейной выставки «Unrespectable», ноябрь 2013).
  • «Бессеребряная красота (пересечения кино и фотографии)». – II Международная научная конференция «Феномен Андрея Тарковского в интеллектуальной и художественной культуре – “Зеркало 2013”» (г. Иваново, июнь 2013).
  • «Боль повседневности». – Международная конференция XXI Большие Банные чтения «Неофициальная меморизация травматического опыта» (г. Москва, журнал «НЛО», апрель 2013).
  • «Искусство преходящего момента: антипроективная природа приговской утопии» (на англ. яз.). – Международная конференция «Утопия III: современное русское искусство и руины утопии» (Великобритания, г. Лондон, Институт искусства Курто, февраль 2013).
  • «Фундамент – пыль». – Философско-поэтический коллоквиум (всероссийский) «Поэзия против философии: памяти А.Т. Драгомощенко» (г. Санкт-Петербург, Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, февраль 2013).
  • «Тело народа: сопротивление, вторжение, инакомыслие». – Четвертые международные приговские чтения (Государственный Эрмитаж, Международный фонд им. Д.А. Пригова, РГГУ, г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012).
  • «Суждение как действие». –Международная философская конференция «Judgment Day, или Проблема эстетического суждения» (Художественный фонд «Московская биеннале», г. Москва, сентябрь 2012).
  • «Политика и культура: взгляд из России». –Международный семинар по глобальной культуре «В какой культуре мы живем?» (Цюрихский университет искусств, Швейцария, г. Цюрих, июнь 2012).
  • «Конец утопии? Время истории по Беньямину». – «Философия на перекрестке культур и дисциплин: наследие Вальтера Беньямина», международная конференция (НГЛУ им. Н. Добролюбова, Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, Россия (Нижний Новгород), июнь 2011).
  • «Символ у М.К. Мамардашвили. – «Symbolarium», межвузовская конференция (Институт «Русская антропологическая школа» (РГГУ), Россия (Москва), июнь 2011).
  • «Минимальные сообщества». – «Опыты сообщества», межвузовская конференция (Институт «Русская антропологическая школа» (РГГУ), Московский философский колледж, Россия (Москва), май-июнь 2011).
  • «Matter and Memory in Photography». – «Архив как проект. “Поэтика” и “политика” (фото)архива», международная конференция (Варшава, Фонд «Археология фотографии», май 2011).
  • «Авангард и запрет на изображение (реализм авангарда)». – «Художники и авангард: исторические и современные трансформации», международная конференция (Париж, Международный философский колледж, март-апрель 2011).

Аудио и видеоматериалы