Институт Философии
Российской Академии Наук




  Заключение по модулю «Основы мировых религиозных культур»
Главная страница » Экспертная деятельность » Учебник «Основы религиозных культур и светской этики» » Н.А.Канаева. Экспертиза учебников по буддизму » Заключение по модулю «Основы мировых религиозных культур»

Заключение по модулю «Основы мировых религиозных культур»

Экспертное заключение
по разделам по буддизму и общие замечания,
касающиеся модуля «Основы мировых религиозных культур»
курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

(извлечения)

 

В учебнике ничего не сказано о значимости религии в жизни человека и о том, что главные ценности мировых религий (Царствие Божие, нирвана) выходят за пределы реальной человеческой жизни.

 

С первых страниц и на протяжении всего текста о «душе» говорится как о реальности, но «душа» – не научный термин, т.к. наука существования души не признает. Даже не все религии признают ее существование (в буддизме, например, души нет).

 

Определения базовых понятий («культура», «традиции», «духовный мир» и др.) некорректны. Так, в дефиниции духовного мира (С.4) знания противопоставляются «другой информации» непонятно по какому критерию и в духовный мир включается «содержание отношений», но почему-то не сами отношения. Также не учтено, что в духовный мир входят не только мысли, но и чувства, что духовный мир называют не просто «миром культуры», но «миром духовной культуры», поскольку культура делится на духовную и материальную.

 

Чрезвычайно скупо в учебнике представлен индуизм, который в качестве идеологии совместного бытия и «благоговения перед жизнью» чрезвычайно поучителен. Буддизм в этом смысле ему проигрывает.

 

Выводы: 1. Общая концепция курса плохо проработана, т.к. содержание общих разделов учебников в 6 модулях не пересекается, а дублируется, что разрушает смысловые связи внутри отдельных модулей, а значит, и всего курса в целом.

 

2. В учебнике чрезвычайно много фактических неточностей и ошибок.

 

Заключение: в настоящем виде учебник не может быть допущен для распространения в школах РФ как не дающий адекватного представления о духовной культуре, но представляющий ее упрощенно-искаженную картину, навязывающий ученикам религиозную идеологию и не соответствующий светскому характеру образования в РФ. 

 

 

 

12 февраля 2010 г.

 

 

Кандидат философских наук, доцент,

старший научный сотрудник Сектора восточных философий

Учреждения Российской Академии наук Института философии РАН

 

Н.А. Канаева