Институт Философии
Российской Академии Наук




  Аида Соболева. Всемирный день философии // Радио «Голос Ирана». 22.11.2009.
Главная страница » Всемирный день философии 2009 » Аида Соболева. Всемирный день философии // Радио «Голос Ирана». 22.11.2009.

Аида Соболева. Всемирный день философии // Радио «Голос Ирана». 22.11.2009.

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ФИЛОСОФИИ  

 

Дорогие друзья, на прошедшей неделе Москва и Петербург стали местом проведения Международной конференции «Философия в диалоге культур», на которой встретились более 80 виднейших ученых из 50 стран мира. Конференция проходила в рамках Всемирного Дня Философии. Он проводится по инициативе ЮНЕСКО с 2002 года в третий четверг ноября месяца. Местом его проведения в предыдущие годы были Франция, Италия, Турция, Марокко. В следующем году философы всего мира соберутся в Иране. Россия для проведения Всемирного Дня Философии в 2009 году была выбрана не случайно – в этом году Институт философии Российской академии наук отметил свое 80-летие. Директор Института академик Абдусалам Гусейнов между заседаниями дал интервью корреспондентам Гостелерадио Ирана. На вопрос о возможности культурного многообразия в эпоху глобализации он сказал: 

 Абдусалам Абдулкеримович Гусейнов

«Глобализация не означает нивелирование культурных различий, а наоборот, в каком-то смысле, даже усиливает эти культурные различия. Мы исходим из концепции, что будущее человечества связано с культурным многообразием, с диалогом культур и их взаимным обогащением. Более того, только в условиях культурного многообразия возможен интеллектуальный и духовный прогресс человечества. Мы полагаем, что в этом вопросе исключительно важную роль играет философия. Потому что философия, с одной стороны, имеет глубокую национальную укоренённость. А с другой стороны, философия – это наука, которая имеет всеобщее содержание, занимается такими темами и проблемами, которые интересуют все народы, всех людей. И философия всегда существовала и развивалась как совокупность и внутреннее единство многообразных учений. 

 

Проведение следующей конференции в Тегеране совершенно понятно – это великая персидская культура, великая философия исламского мира. Кроме того. Сама концепция диалога культур и вклада философии в этот диалог культур предполагает рассмотрение философского вклада в диалог культур с точки зрения различных философских традиций. И в этом смысле традиция философии исламского мира – это великая традиция и исключительно важно, чтобы интеллектуальный и духовный потенциал этой традиции был мобилизован для диалога культур в современном мире. Это означает, чтобы потенциалом этой философии, философии исламского мира, пользовался не только мусульманский мир, но и представители всех других народов, которые не принадлежат к исламскому миру», – сказал академик Гусейнов, директор Института философии Российской академии наук.    

     

Приглашение философам всего мира принять участие в Тегеранской конференции торжественно сделал руководитель иранской делегации ходжат-оль-эслам Алиакбар Рашад, член Высшего совета культурной революции, директор Института исламской культуры и мысли Ирана. Он сказал: «Ислам не только религия разума и мудрости, но и фундамент для возникновения многих философских школ мира. В частности, ислам привел к развитию и зрелости философии в Иране. Мощная способность мусульман и иранцев к восприятию философских учений, пришедших из Греции и Индии, позволила усвоить и творчески переработать эти учения, исправить, развить и углубить, и снова преподнести  миру  уже на ином уровне», – сказал ходжат-оль-эслам Рашад.

 

На «Круглом столе», посвященном философским образам человека, большой интерес вызвало выступление виднейшего иранского ученого доктора Голамреза Аавани, директора Иранского Института Философии, члена Исполкома Международной Федерации Философских Обществ. Его доклад был посвящен метафизическим основаниям концепции человека в авраамических традициях и был сделан на прекрасном английском языке. «Человек – это «астролябия Бога», – утверждает философ.

 

В интервью корреспонденту радио «Голос Ирана» доктор Аавани сказал, что плодотворные связи Иранского и Российского Институтов философии насчитывают уже 12 лет (голос Авани на перс., 12 сек). Голамреза Аавани отметил и высокий организационный уровень российской конференции, давший возможность ученым из разных стран беспрепятственно понимать друг друга и вести настоящий диалог.

 

Во время конференции была организована масштабная выставка-продажа книг. Ученые из разных стран жертвовали драгоценными минутами кофе-брейка, чтобы приобрести или просто полистать труды своих коллег. Я, например, сразу заметила и купила только что вышедшую из печати монографию «Исламский мистицизм». Ее автор – профессор Степанянц является одним из самых авторитетных исследователей по этой теме и возглавляет сектор Восточных философий Института философии Российской академии наук. Мариэтта Тиграновна Степанянц в коротком интервью сумела ответить на вопрос о вкладе Ирана в мировую философию:  

 

Мариэтта Тиграновна Степанянц

– Вклад Ирана, безусловно, велик. Во-первых, как часть мусульманского вклада в мировую культуру и философию в особенности. Известно, что благодаря классической исламской философии, это была в то время арабская философия, сохранено античное наследие и Европе передано это наследие, которое до этого было на целый ряд веков утрачено. Это, прежде всего, заслуга восточных перипатетиков, среди которых были люди персоязычные. К ним относятся Аль-Фараби, например, Ибн Сина (Авиценна), но особо в этом была велика заслуга Ибн Рушда.

 

Что касается других направлений в исламской философии, то здесь, безусловно, велико влияние суфизма. И здесь Иран, больше, чем другая какая-либо другая часть исламского мира, способствовал развитию суфийского направления. Суфийского не как организованных орденов, но как суфийской поэзии, суфийской философии. Здесь вклад Ирана очень велик. Достаточно назвать имя Джалал ад-Дина Руми, чье творчество – самое поэтичное, самое образное представление идей суфизма, которое дано  в персоязычной поэзии и литературе.

 

Кроме того, надо сказать, что иранские современные философы тоже очень активно участвуют в международном философском дискурсе. И в этом смысле, есть и зарубежные, такие как Сейид Хусейн Наср, работы которого достаточно известны. Они, может быть, не всеми принимаются, но это профессиональные работы. Профессор Аавани, человек очень высокой культуры. Мы посещали Институт философии в Тегеране и знаем, как много его коллеги делают по изданию иранского философского и мусульманского наследия. В частности, они много сделали, чтобы мир узнал работы Муллы Садра. Кстати, Мулла Садр издавался и у нас, на русском языке, в серии, которую я редактирую. Так что мы всячески приветствуем это сотрудничество и рады, что в наших рядах теперь и иранские философы, – сказала профессор Мариэтта Степанянц.

 

О широте и важности тем, поднятых на конференции во время Всемирного Дня Философии в Москве, можно судить по названиям Круглых столов. Вот только некоторые из них: «Культурное самосознание в эпоху глобализации», «Освобождаясь от стереотипов в истории философии», «Технологические вызовы ХХI века», «Философия для детей», «Ценности и диалог культур», «Общие культурные основы в национальном самосознании народов стран СНГ и Балтии», «Преподавание философии в поликультурном мире». Помимо заседаний и презентаций ведущих философских организаций, в программу конференции входили торжественные приемы от имени Министра иностранных дел России и губернатора Санкт-Петербурга. Торжественный прием для участников Международной конференции «Философия в диалоге культур»  дал также Посол Исламской Республики Иран в Москве Сейид Махмуд Реза Саджади. Приветствуя пришедших в Посольство философов, господин Посол расценил предстоящий Всемирный конгресс философов в Тегеране как крупный шаг в деле развития связей и координации деятельности мыслителей в плане решения сложных проблем, стоящих перед мировым сообществом в современную эпоху.

 

О проведении Всемирного Дня Философии в России рассказывала Аида Соболева. Всего доброго и до новых встреч!