Институт Философии
Российской Академии Наук




  Выступление на закрытии Всемирного Дня философии в Санкт-Петербурге 19 ноября 2009 г.
Главная страница » Всемирный день философии 2009 » Аудио- и видеоматериалы » Выступление на закрытии Всемирного Дня философии в Санкт-Петербурге 19 ноября 2009 г.

Выступление на закрытии Всемирного Дня философии в Санкт-Петербурге 19 ноября 2009 г.

«Философия: ответственность перед будущим»

 

Уважаемые коллеги!

 

Прежде всего, разрешите поздравить всех вас с профессиональным праздником – Всемирным  днем философии, который  в этом году по решению ЮНЕСКО отмечается в России. Весьма символичен тот факт, что празднование его в Петербурге совпало с проведением традиционных Дней  Петербургской философии. Я благодарен вам за приглашение принять участие в работе этого замечательного и весьма представительного форума.

 

За последние годы Дни Петербургской философии стали  значительным событием в интеллектуальной жизни страны. Надеюсь, их результатом будет дальнейший рост интереса  российской общественности к  философии. А сами  философы получат новые  возможности заявить о себе,  показать «НЕфилософам» значение своей работы.

 

И в стране,  и в мире  появляется все больше и больше сложнейших проблем, которые без участия  философского  сообщества, вашего участия, не решить.

 

Проблемы философии носят вечный и неустранимый характер, как и сама человеческая жизнь. Во все времена – от Сократа до Канта, от Владимира Соловьева до Эвальда Ильенкова философы задавались одним  и тем  же вопросом «Что есть человек?», и каждый раз они приходили к новым идеям и новым проблемам. Сегодня перед нами стоит тот же самый вопрос. Современное общество ждет от философов новых интеллектуальных прорывов, расширения горизонтов человеческой свободы, нового видения сущности человека и мира, новых прочтений ценностей и смыслов человеческой жизни.

 

Я стараюсь внимательно следить за философской жизнью в нашей стране. Вспоминаю очень точную мысль, высказанную перед IV Российским философским конгрессом  одним  из видных наших философов. Он посетовал на то, что философы уступили общероссийское духовное пространство юристам, политологам, социологам, экономистам, богословам, а сами перешли в режим внутрицеховой жизни. С тех пор прошло пять лет. Что изменилось?

 

В конце лета нынешнего года состоялся V Российский философский конгресс, по всей стране прошли многочисленные философские чтения и конференции. Наши философы сегодня раскованно и свободно чувствуют себя в своем интеллектуальном, гуманитарном пространстве. Отрадно видеть в Программе «Дней петербургской философии» новые темы и новое видение традиционных проблем. Но всё же создается впечатление, что возвращение философов  в общероссийское духовное пространство идет медленно и неравномерно.

 

Какие задачи может ставить современное общество перед философами?

 

Возьму на себя смелость сформулировать, безусловно, не претендуя на исчерпанность этого перечня и на очевидность этих задач.

 

Первое.  Добиться понимания сути глобализации, глобальных проблем современности.

 

Философия  приобретает особое значение в переломные моменты истории. Такой момент наступил. Угрозы и вызовы, с которыми столкнулась цивилизация, не имеют аналогов в прошлом, как по масштабам, так и по возможным  последствиям. 

 

Взаимодействие человека и общества с природой является традиционной темой  для философии на протяжении всей ее истории. Сегодня эта тема особенно актуальна. Разрушительное воздействие техногенной цивилизации на природную среду, на взаимоотношения людей, на их психику и здоровье буквально зашкаливает. Растущее загрязнение среды, фальсификация пищевых продуктов, этические риски  генетических исследований, энергетическое расточительство – все  это и многое другое ставит под вопрос само существование человека и человеческого общества, а также его способность адекватно и своевременно реагировать на возникающие угрозы и вызовы.

 

Практически на всех крупных мировых саммитах последних лет обсуждаются  возможные последствия глобального изменения климата, нехватки питьевой воды, продовольствия. В сентябре этого года в Нью-Йорке в ООН состоялся представительный Саммит по проблемам изменения климата. Обсуждались темы, имеющие первостепенную геополитическую и экономическую значимость в  XXI  веке.

 

Угроза существованию и развитию мира велика и продолжает расти. В этом мне приходилось не раз убеждаться, когда я принимал участие как Председатель партии «Справедливая Россия» в работе Комиссии Социнтерна по устойчивому развитию. Вы знаете, какими бурными  дискуссиями сопровождалось подписание Киотского протокола, растянувшееся на несколько лет. Сейчас уже полным ходом идет посткиотский процесс. Возможно, к концу года будет подписано новое соглашение.

 

Итоговые документы разных встреч и совещаний выражают сдержанный оптимизм. Но, должен сказать, «в товарищах согласья нет».  Причем несовпадение точек  зрения связано не только с разной оценкой факторов антропогенного воздействия на природу. Лидеры стран по-разному смотрят на пути и способы разрешения глобальных проблем, на механизмы регулирования межгосударственных отношений. По сути, они выражают разные мировоззренческие позиции.

 

 Перечень глобальных проблем современности производит внушительное впечатление. Среди них – мировой финансовый кризис, значительное ослабление мирового вектора устойчивого развития, рост экономического и социального неравенства в мире, угрозы терроризма, растущие сложности в диалоге между различными культурами. Общаясь со своими коллегами, я всякий раз убеждаюсь, что люди, которые по долгу службы обязаны принимать ответственные решения по такого рода вопросам,  не могут не быть сегодня хотя бы немного философами.

 

XX век передал третьему тысячелетию не только глобальные проблемы, но и достаточно мощные интеллектуальные  практики, способные помочь в  решении этих проблем. Вклад мировой и отечественной философской мысли в понимание истоков и причин глобальных проблем общепризнан. Материалы работы международного «Римского клуба», отечественной школы изучения глобальных проблем, созданной при активном участии академика  Ивана Тимофеевича Фролова, до сих пор оказывают большое влияние на общественное сознание.

 

Однако задела, доставшегося нам от прошлого века, уже недостаточно. Общество располагает неизмеримо большим объемом информации, чем даже десять лет назад. Нужны новые философские концепции, на основе которых будут создаваться конкретные практики по предотвращению угроз и вызовов нового века.  Русская философская мысль в XX столетии – и  прежде всего работы  Владимира Вернадского и Павла Флоренского – многого достигла в понимании роли природы в жизненном обустройстве человека. Важно принять эстафету. Между тем, сегодня экологические ценности, к сожалению, стоят далеко не на первом месте в массовом сознании.

 

Современный  мир – это сложная взаимосвязь глобализации и регионализации. По мере глобализации экономических и социальных процессов человечество превращается в единую взаимосвязанную целостность, в систему. Но одновременно с этим  общество распадается на локальные общности, становится все более дискретным. Как это меняет картину мира?  На место разрушенных барьеров, таких как Берлинская стена, приходят новые стены и новые барьеры между  государствами, культурами, людьми и поколениями.  Как и почему они появляются? Можно ли их разрушить? От ответов на эти вопросы зависит вектор развития мировой цивилизации – будет ли и дальше цивилизация сползать к хаосу или люди планеты найдут совместными усилиями путь к новому социальному порядку?

 

Я бы так образно сказал: современному обществу нужны новые философские пророки, способные влиять на сознание людей,  интеллектуальные кумиры, чьи концепции проектировали бы новую, привлекательную для человека, социальную реальность. Все мы хорошо знаем, что «нет ничего более практичного, чем хорошая теория». 

 

Философия – это всегда выход за достигнутые пределы. Поэтому методологические ресурсы философии неисчерпаемы. Никто лучше философов  не увидит  причин того, что происходит в мире, системных рисков, с которыми сегодняшний мир сталкивается.

 

Осмысление модели будущего устройства общества как информационной цивилизации, развивающейся в гармонии с природной средой – это, вероятно, одна из центральных стратегических задач, стоящая перед философской мыслью.

 

Второе. О наших текущих  отечественных проблемах.

 

Уже двадцать лет российское  общество находится в поисках своей идентичности, новой системы ценностей и собственного пути развития.

 

Еще не так давно казалось очевидным, что переход России на новый путь развития тормозиться наследием недавнего прошлого. Отсюда и лозунги 90-х: «сломаем», «выбросим», «закрытые окна откроем». На этом  фоне начались реформы, поиски людьми новых жизненных ориентиров и смыслов, которые, однако, не дали желаемых результатов. 90-е годы войдут в историю страны не столько как десятилетие реформ, а, перефразируя слова одного философа, как «десятилетие сломанных символов».

 

Экономисты и социологи довольно точно установили масштаб экономических и социальных потерь. Они огромны, но еще более существенными оказались потери духовные и нравственные. Люди  до сих пор задают вопросы:  мы идем или блуждаем, а если все-таки идем, то куда? Какое общество мы строим? Ради чего нужно терпеть тяготы и лишения? Ради чего результат труда трех советских поколений был передан  в руки узкого круга лиц?

 

Как не построить дом без фундамента, так не поднять страну без четко очерченной перспективы. Подчеркну:  речь идет не о насаждаемых доктринах, которые становятся инструментами манипуляции общественным сознанием, а об идейных основах  культурной самоидентификации  людей. О той особой сфере духовной жизни, которую нельзя потерять, не потеряв себя. За эту сферу отвечают философы, которые, как говорят, и были первыми идеологами.

 

Основным ориентиром политики на протяжении последних десяти  лет было достижение экономического роста.  Однако результаты этого роста крайне неравномерно распределялись в обществе. Поэтому экономический рост и прекратился. Мне не раз приходилось говорить, что нынешний  кризис – в первую очередь кризис социальный и лишь затем экономический и финансовый. Социальная ткань нашего общества не становится  более прочной и упругой. Напротив, она напоминает дырявый кафтан, на который приходится ставить все новые и новые заплатки. Главная проблема нашего общества, которую надо решать незамедлительно, – преодоление немыслимых для любой развитой страны масштабов социального неравенства во всех его разнообразных формах.

 

Почему мне об этом приходится говорить? Социальное неравенство – это  не только проблема, порожденная экономическими отношениями между людьми. Глубина социального расслоения  напрямую зависит от действенности институтов социализации, таких, как образование, участие в политической жизни, приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, доступ к информационным ресурсам. 

 

Здесь существуют серьезнейшие проблемы. Значительная часть россиян  ощущает себя ненужной государству и обществу. Они  безразличны к делам государства.  Они не чувствуют себя полноправными гражданами, не хотят участвовать в выборах, идти к избирательным урнам. У них не сформирована гражданская идентичность.

 

Заявление некоторых московских чиновников после недавних выборов в Москве, отмеченных крайне низкой явкой, что «молчание - знак согласия»,  не имеет ничего общего с действительностью.  На самом деле возникла одна из самых опасных и разрушительных угроз для новой России, связанная с растущим отчуждением людей от власти на всех ее уровнях. Причин здесь много, но главную причину я вижу в отсутствии доверия: доверия людей к власти, доверия между различными социальными группами, доверия управленческой элиты к обществу,  доверия людей друг к другу.  Вообще ДОВЕРИЕ мне представляется ключевым фактором, обеспечивающим эффективную власть, заинтересованное участие граждан в политическом процессе и успешное развитие страны в целом.

 

Давайте зададимся вопросом, почему даже социально активные граждане, и особенно молодежь, не идут на избирательные участки? Они не доверяют власти  по той причине, что на нашем политическом поле отсутствует реальная конкуренция идей и партий. А им нужен выбор. Они пойдут на выборы, когда  от их мнения будет что-либо зависеть.

 

Если оценить, к примеру, сколько сил и средств местные чиновники тратят  сегодня на  борьбу с оппозицией, то  всей этой энергии и денег хватило бы  как минимум на несколько отопительных сезонов.

 

Иногда создается впечатление, что Россия в своем политическом  развитии  пошла  по кругу, воспроизводя целые пласты недавнего застойного прошлого теперь уже в виде фарса.

 

Недаром  Президент Дмитрий Медведев в своем Послании Федеральному Собранию так настойчиво подчеркивает необходимость преодоления гражданской пассивности людей.  Более того,  ставит задачи последовательного законодательного обеспечения политической конкурентности, гражданского участия и демократического процесса в целом. 

 

Отсюда и проблема, какой должна быть философия обновления страны, или, каким должен быть ее философский выбор. Чтобы движение шло не по кругу, а  по спирали.

 

Философский выбор – это не выбор покупателя. Поэтому философскими однодневками, расцветшими в эпоху становления общества потребления, здесь не обойдешься.  Этот выбор должен опираться  на историю страны, на все богатство духовной культуры народа, на ментальность людей, на их миропонимание.

 

Наше общество готово к переменам, но не принимает зубодробительных реформ. Именно философия должна  выработать цельное представление о будущем. Это должна быть реальная перспектива, а не философский вариант фабрики грез.

 

Третье. Сегодня ключевой темой общественной дискуссии становится  «модернизация»,  которая должна вывести страну на новые исторические рубежи. В своем Послании Президент Дмитрий Медведев четко заявил: «В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии».

 

Хотелось бы иметь определение модернизации, включая его философскую составляющую, это крайне важно для положительного конечного результата. Свеж пример того, как, не определившись с понятиями и смыслами, страна включилась в «перестройку», в надежде, что по ходу эти категории определятся сами. Печальный результат такого подхода всем нам известен.

 

Что тормозит модернизацию? Как преодолеть «вечное возвращение» к догоняющему  развитию?

 

 Причин много. Но есть и смысловые проблемы. К сожалению, для значительной части экономической и управленческой элиты модернизация – это просто совокупность программ, позволяющих получить дешевое  финансирование из государственного бюджета.

 

Сколь бы ни были важны управленческие и технологические  решения, главным объектом любой модернизации должно быть само общество. Проблема – не  в технологиях как таковых, а в социуме.

 

Без оздоровления социальной жизни, повышения жизненных стандартов значительной части населения, без отладки базовых социальных институтов – науки, образования, культуры, здравоохранения, образующих каркас общества, – никакой  модернизации не будет. Любая значительная модернизационная программа должна быть сначала теоретически встроена в широкий социальный  контекст.

 

Возьмем информационные технологии. Философия просто обязана внимательно изучать новую коммуникативную ситуацию, влияние средств массовых коммуникаций, в первую очередь Интернета как открытой информационной среды на сознание человека, его поведение, на систему ценностей.

 

Современное информационное общество не только объединяет нас, создавая  гигантские банки данных, компьютерные сети, навязывая  нам одни и те же стандарты, но и разъединяет. Люди перестают  думать, искать, оценивать события самостоятельно – им предлагают все то, что уже решено другими. Интеллектуальные усилия людей все чаще сводятся  к выбору из стандартного набора вариантов. Это, в частности,  отразилось на образовании, в  пресловутом ЕГЭ и тестировании студентов. Фрагментарное, «клиповое» сознание нашей молодежи уже в самое ближайшее время может превратиться в серьезную проблему для развития страны.

 

В неблагополучной социальной среде Интернет используется в основном не как средство извлечения знаний, а как средство прожигания времени и, в лучшем случае, участия в сетевых коммуникациях. Информационная активность не гарантирует успешной социализации молодежи. Напротив, возрастает риск того, что большинство сегодняшних студентов и школьников уже не смогут овладеть основами научного исследования, селективного отбора информации, выделения в ней важного и отсеивания лишнего. Один из парадоксов интернетизации страны состоит в том, что в сельских школах Интернет становится частью повседневной жизни школьников гораздо быстрее, чем меняется окружающая их отсталая социальная реальность.

 

К сожалению, модернизация все еще не осознана как актуальная философская задача первостепенной значимости. Страна не может никуда двигаться без  ясно осознанных и твердо усвоенных стратегических  перспектив.

 

Четвертое. Не могу не сказать вновь о связи философии и политики.  Встречаясь с вами в прошлый раз – а  это было два года назад – я  призывал вас не уходить в чистый академизм.  Крайне необходимо  активное участие философов в политическом процессе, в продвижении политической культуры населения.  Я хотел бы сегодня вновь вернуться к этой теме.

 

Философия своими концептуальными разработками общественных проблем, таких, как политические институты общества, социальная справедливость, демократические процессы, гражданское участие,  межкультурный диалог и многих других прямо влияет на содержание политической деятельности. К примеру, на те программы, которые создают современные политические партии. Многие известные западные философы, в частности, Поппер, Хабермас, Хантингтон, Роулз  активно привлекались для политических консультаций. Можно заглянуть в историю еще глубже – идеи английских либералов и французских просветителей оказали огромное воздействие на творцов американской Конституции. К сожалению, в коридорах нашей власти мы редко видим сегодня видных философов и ученых, а ведь значимость их консультаций и конкретной помощи для принятия ответственных политических решений и общего развития политической культуры общества  трудно переоценить.

 

Вместе с тем, «вторжение» философских идей в политику не должно  служить политической конъюнктуре, строится на сервилизме, не должно, прямо скажем, угождать начальникам. Вульгарное или утилитарное отношение  к  философии со стороны политиков превращает ее в «интеллектуальное мелководье». Философия в политике – это, прежде всего, формирование  содержательного и ответственного стиля политического мышления.

 

*  *  *

 

Сегодня философ действует как «свободный ху­дожник». Но нужно уметь распорядиться этой свободой.  Философия больше не нужна ни в роли  служанки,  интерпретатора или высокомерного наставника. Ее задача в другом. Она располагает такими средствами решения современных проблем человека,  какими не располагает ни одно другое гуманитарное знание. В этом ее сила и ответственность.  Хочется надеяться, что философы в этот переломный момент мировой и российской истории окажутся на высоте задач, стоящих сегодня перед Россией, помогут обрести ей новое видение будущего.

 

Еще раз с праздником, дорогие коллеги. Успехов в проведении Дней Петербургской философии.

 

19 ноября 2009 года

г. Санкт-Петербург

 

 

Источник: http://www.mironov.ru/firstface/speeches/357.html