Институт Философии
Российской Академии Наук




  Письмо поддержки ИФ РАН от Киргизского философского общества (в составе РФО)
Главная страница » Судьба нашего философского дома на Волхонке » Письмо поддержки ИФ РАН от Киргизского философского общества (в составе РФО)

Письмо поддержки ИФ РАН от Киргизского философского общества (в составе РФО)

19 ноября 2009 г., отмечая в Кыргызско-Российском Славянском университете День философии ЮНЕСКО, мы, 72 члена Киргизского философского общества (в составе РФО), специальным решением нашего собрания выражаем поддержку Институту философии РАН в той сложной ситуации, в которой он оказался из-за непродуманных решений российского правительства «по выселению из собственного дома» российской философии.

 

Воспринимаем предстоящую угрозу как собственную драму, поскольку считаем себя «плоть от плоти» русской философией, а важнейшим воплощением последней – знаменитый и славный ИФ РАН. Именно здесь в декабре 1971 г. состоялся Учредительный съезд философского общества, на котором в составе киргизской делегации присутствовал и А.Ч. Какеев – впоследствии директор Института философии и права НАН КР, академик НАН КР, министр образования, науки и культуры, ректор национального университета, один из трех кыргызстанцев, упомянутых в известной энциклопедии «Философы России XIX–XX столетий». Именно здесь работали научные руководители большинства тех киргизских философов, кому время обеспечило славу подлинных ученых. Именно здесь находится Российское философское общество, в состав которого в 2001 г., как первое иностранное подразделение РФО, вошли и мы. Именно здесь в 2005 г., во время работы IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации», наша философская организация была выдвинута для представительства в Президиуме РФО.

 

Мы уверены, что успешное становление нашего уникального вуза было определено его академической политикой, изначально базировавшейся на обеспечении должного места философии в университетской пайдейе. Особенное внимание при этом уделялось приобщению всех студентов КРСУ к изучению русской философии, понимание которой как рационального осмысления бытия пытаются донести до каждого главные в университете «рыцари философии», профессора философского отделения В.П. Тутлис и А.Ч. Какеев. И если что-то на этом пути не ладилось, мы, ощущая себя единым с русской философией организмом, знали: где-то там, на родной Волхонке, бьется наше общее «философское сердце», оно бьется ровно, а это значит, что в итоге и у нас все будет в порядке.

 

Увы, пришли другие времена. В России, все более убеждающей себя, что «умом Россию не понять», национальная мудрость все менее увязывается с разумом, а особенно – с подлинным, философским. Институту философии РАН, этому абсолютно здоровому «философскому сердцу» России, собираются устроить искусственную «пересадку», причем пересадку «в никуда». Не нужно быть мудрецом и пророком, чтобы предсказать, к каким катастрофическим последствиям, затрагивающим сами основы российской ментальности, приведет реализация подобных намерений. И это, в конечном счете, станет демонстрацией действительного отношения к национальной идеологии тех органов государственного управления, где громче всего говорят о необходимости выработки национальной идеи.

 

Увы, пришли другие времена и для нас, поскольку здесь, далеко от России, мы, ее представители, являемся просто маленьким слепком ее судьбы и культуры. Если раньше на пути утверждения нами принципов и идеалов русской философии не ладилось лишь «что-то» и «в отдельных случаях», то сейчас философы КРСУ полностью устранены из университетских структур, хоть в какой-то мере отвечающих за академическую политику университета. Наши коллективные письма и прочие протестные документы обычным порядком отправляются «под сукно», а разговоры о профессиональной этике и академической свободе вызывают сдержанные усмешки университетского руководства, превратившегося в заурядную чиновничью администрацию. Процесс утверждения нами идеалов русской философии сделал из нас этаких университетских маргиналов, а преподавание знаменитого на всем российском образовательном пространстве курса ее истории стало напоминать оборону последнего оплота.

 

Тем не менее, мы, ощущая крепость и поддержку единого «философского отечества», держались. Держимся и сейчас, хотя все более убеждаемся, что наши «философские тылы» исключительно символичны, а реальное положение русской философии в собственном отечестве, как и прежде, бесправно. Реализация чисто внешних, сиюминутных и, в конечном счете, меркантильных интересов, прикрываемых трескучей фразой об «озабоченности состоянием отечественной культуры», реализация таких интересов за счет унижения национальной философии – это идеологическая близорукость, неспособность обеспечить академической науке должное положение, отсутствие стратегического мышления, безответственность перед соотечественниками, где бы они ни находились.

 

И все-таки мы верим хотя бы в здравый смысл тех, кто принимает решения той значимости, какой они оказываются в связи с судьбой Института философии РАН.

 

 

 

 

Председатель Киргизского философского общества (в составе РФО),

член Президиума РФО,

профессор КРСУ                                                                                       

ИВАНОВА И.И.