Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научный отчет за 2020 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор современной западной философии » Научные результаты » Научный отчет за 2020 год

Научный отчет за 2020 год

 

ОТЧЕТ

Сектора современной западной философии Института философии РАН 

 

о научно-исследовательской работе по теме: 

 

«Западная философия конца XIX – начала XXI вв.:

история и современное состояние» (2020 г.)




ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

 

В 2020 году сотрудниками сектора велась исследовательская работа по нескольким направлениям: философская антропология, прагматизм, аналитическая философия, психоанализ, герменевтика, философия жизни, история метафизики, философия религии, методология истории философии. Результаты отражены в научных публикациях, в том числе 8 монографиях, переводах философской классики и коллективных трудах.

 

Результаты

В коллективном исследовании, посвященном проблемам метафизики, выявлены причины кризиса метафизического способа философствования, рассмотрены различные варианты как «возрождения», так и «преодоления» метафизики, обсуждавшиеся западными мыслителями ХХ–XXI вв., доказана теоретическая несостоятельность и контрпродуктивность некоторых из этих проектов. Отмечена тенденция «размывания» словаря метафизики, стремления современной науки и ориентирующейся на нее философии заменить классические метафизические понятия новыми, более точными и удобными. Однако понятийный инструментарий hard sciences зачастую оказывается бесполезным для философии (Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг, А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020).

Прослежены аналогии между средневековой схоластикой и современной аналитической философией в подходах к решению эпистемологических и общефилософских проблем, связанных с определением статуса «ментального сущего» (ens rationis). Исследованы множественные концепции «сущего в разуме», различные варианты типологии соответствующих объектов (включая универсалии, отрицания и т.д.), а также специфические для поздней схоластики, но неожиданно вновь ставшие актуальными теологические аспекты учений об ens rationis (Вдовина Г.В. Химеры в лесах схоластики. Ens rationis и объективное бытие. М.; СПб.: Издательство СПбДА; Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2020).

На материале классических произведений А. Бергсона и его последователей Г. Марселя и М. Шелера, а также Х. Ортеги-и-Гассета и других представителей западной философии жизни, экзистенциализма и спиритуализма начала ХХ в. исследовано становление «экзистенциально-персоналистической» философской традиции в ее противостоянии рационализму, искавшему обновления в таких направлениях мысли, как феноменология и неопозитивизм (Визгин В.П. От пирамид к сельве: западная мысль в поисках идентичности. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020).

Раскрыта специфика философско-антропологического подхода П. Рикёра к решению наиболее острых проблем современной цивилизации ­(свободы воли и ответственности, идентичности индивида, справедливости, культурного многообразия, признания «инаковости», прощения и др.), рассмотренных в социально-философском, этическом и теологическом ракурсах (Вдовина И.С. Поль Рикёр о совместном бытии людей (по страницам книги: Paul Ricoeur. Politique, économie et société. Ecrits et conférences 4) // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 2. С. 47–61).

Рассмотрены ключевые положения философской концепции «аналитического гегельянца» Р. Брэндома. Показано, что предпринятая Брэндомом рациональная реконструкция философии Гегеля имела целью «реактуализацию» наследия классика с учетом особенностей современной аналитической философии. Выявлено теоретико-методологическое различие между гегелевским пониманием нормативности («рекогнитивной перспективой», в терминологии Брэндома) и кантовским субъективизмом. Сделан вывод о том, что брэндомовская интерпретация «Феноменологии духа» носит радикально анахронистский характер и не дает адекватного представления о воззрениях раннего Гегеля (Джохадзе И.Д. Познание, признание и «игра в обмен доводами» // Философская мысль. 2020. № 11. С. 15–29).

На примере исследования К. Занфи «Бергсон и немецкая философия 1907–1932» рассмотрены некоторые принципы разработанной французским филологом-германистом и историком культуры М. Эспанем в 1980-е гг. методологии культурного трансфера, в рамках которой основное внимание уделяется не влиянию одной культуры на другую, а многоплановым межкультурным взаимодействиям. Показано, что диалоги с немецкими философами, а также опыт Первой мировой войны существенно повлияли на эволюцию взглядов А. Бергсона, что нашло отражение в этико-религиозной концепции, изложенной французским мыслителем в «Двух источниках морали и религии». Дана оценка роли М. Шелера в развитии германо-французских философских контактов в начале ХХ в. (Блауберг И.И. Сквозь призму культурных трансферов: Бергсон и философия в Германии // Вопр. философии. 2020. № 11. С. 178–188).

Доказана внутренняя противоречивость «этноцентризма» Р. Рорти: мыслитель, верящий в социальный прогресс, в осуществимость утопического проекта «глобального, космополитичного, демократического, эгалитарного и бесклассового общества», де-факто является антиэтноцентристом, хотя на словах отрицает это (Джохадзе И.Д. Социоэтноцентризм Рорти: проблема обоснования // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2020. Vol. 24. No. 1. С. 77–88).

Критический анализ «романтического позитивизма» М. Фуко в его сравнении и сопоставлении с теориями представителей Франкфуртской школы, а также с концепцией М. Бахтина, позволил сделать вывод о том, что структуралистско-постструктуралистские разработки французского мыслителя оказались более продуктивными для методологии истории, чем для собственно философии. Как социолог знания, философ языка и культуры, Фуко продолжил натуралистическую программу сведения духовно-гуманитарной сферы к модифицированной рациональности, которая берет за свой образец «постнеклассическое» естествознание, а в качестве философской основы – новый материализм и позитивизм (Визгин В.П. Мишель Фуко: тогда и теперь // Вестник культурологии. 2020. № 1 (92). С. 82–91).

Дана оценка концепции образовательной реформы, инициированной П. Рикёром в 1960-е гг. Французский философ предлагал положить в основу университетского образования принцип открытого диалога, сделав преподавание более гибким и эффективным, учитывающим индивидуальные запросы учащихся. Показано, что проект Рикёра, предвосхитивший некоторые идеи и принципы новой модели образования ХХI в., сохраняет свою актуальность поныне (Мачульская О.И. Концепция реформы университетского образования Поля Рикёра // Философские науки. 2020. Т. 63. № 9. С. 86–99).

Выявлены юридико-правовые «корни» общей теории интерпретации Э. Бетти. Раскрыты основные моменты критики итальянским мыслителем концепции Х.-Г. Гадамера. Доказано, что определяющее влияние на герменевтику Бетти оказала идея об исторической «ангажированности» субъекта интерпретации, в рамках его теории нашедшая отражение в «каноне актуальности понимания» (Россиус Ю.Г. Эмилио Бетти: от истории права к общей теории интерпретации // Философская мысль. 2020. № 11. С. 30–44).

Анализ теории объектных отношений представлен в исследовании творчества Р. Фэйрберна, предваряющем публикацию избранных произведений британского психоаналитика-постфрейдиста. Показано, что идеи Фэйрберна, в особенности его критика классического фрейдизма, оказали влияние на М. Кляйн, Д. Винникотта, Г. Гантрипа и сыграли существенно важную роль в развитии западного психоанализа второй половины ХХ в. (Фэйрберн Р.В.Д. Избранные работы по психоанализу / Пер. с англ. В.В. Старовойтова, В.А. Курманаевской, К.В. Ягнюка. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020).

Перевод «Клинического дневника» Ш. Ференци, выполненный по англоязычному изданию 1985 г., знакомит с размышлениями венгерского психоаналитика о природе человеческой психики, социальных процессах, закономерностях биологической и культурной эволюции и самом мироустройстве. Выделяя мужское начало (стремление к самоутверждению) и женское (влечение к примирению), Ференци рассматривал их как два фундаментальных принципа бытия. Он был убежден в обратимости всех психических процессов, кроме наследственных, и пытался разработать технику, позволяющую пациентам преодолеть расщепление личности через осознание ими полученной травмы и перенесение ее в прошлое в виде воспоминания (Ференци Ш. Клинический дневник / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020).

Представлена целостная картина развития свободно-религиозного движения (СРД), возникшего в Германии в середине XIX в. как оппозиция к католической и протестантской ортодоксии. Раскрыто понимание идеологами движения таких ключевых философско-религиозных концептов, как Бог, человек, спасение, грех. Показано, что СРД в настоящее время находится в стадии трансформации: светский гуманизм, приобретающий в Германии все большее влияние, размывает свободно-религиозное мировоззрение. Выбирая гуманизм в качестве идеологии, сторонники движения теряют связь с полуторавековой традицией «исповедования» свободной религии и становятся арелигиозными (Коростиченко Е.И. Современное состояние свободно-религиозного движения в Германии // Вопросы теологии. 2020. Т. 2. № 1. С. 153–176).

На материале исследований М. Фуко, К. Поппера, А. Койре, В. Гейзенберга, Х. Уайта, Ф.А. Йейтс и других западных историков мысли раскрыто соотношение традиций и инноваций в развитии науки, значение социальных механизмов и культурных процессов как факторов эволюции знания. Рассмотрен вопрос о структуре научной рациональности и основных ее типах (Визгин В.П. Наука в ее истории: взгляд философа. М.: Издательский дом ЯСК, 2020).

 

 

 

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ

 

1. ПЕРЕЧЕНЬ ОПУБЛИКОВАННЫХ КНИГ

Монографии и коллективные труды

1) Вдовина Г.В. Химеры в лесах схоластики. Ens rationis и объективное бытие. М.; СПб.: Издательство СПбДА; Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 415 с. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-906627-87-2; ISBN 978-5-8064-2952-1.

2) Визгин В.П. От пирамид к сельве: западная мысль в поисках идентичности. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 496 с. Серия «Humanitas». Тираж 500 экз. ISBN 978-5-98712-063-7.

3) Визгин В.П. Наука в ее истории: взгляд философа. М.: Издательский дом ЯСК, 2020. 696 с. Тираж 300 экз. ISBN 978-5-907290-20-4.

 

Классические тексты и переводы

1) Блауберг И.И., перевод с французского: Занфи К. Бергсон и немецкая философия 1907–1932. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 352 с. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-98712-108-5.

2) Вдовина И.С., перевод с французского: Рикёр П. Политика, экономика и общество. Рукописи и выступления 4. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 240 с. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-98712-228-0.

3) Старовойтов В.В., перевод с английского: Ференци Ш. Клинический дневник. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020. 416 с. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-88373-628-4.

4) Старовойтов В.В., перевод с английского (в соавт.): Фэйрберн Р.В.Д. Избранные работы по психоанализу. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020. 320 с. Тираж 1000 экз. ISBN 978-5-88373-605-5.

 

Сборники докладов конференций

1) Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг, А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020. 307 с. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-8291-3804-2.

 

1.1. Аннотация на каждую книгу на рус. яз.

Вдовина Г.В. Химеры в лесах схоластики. Ens rationis и объективное бытие. М.; СПб.: Издательство СПбДА; Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2020.

В монографии доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Института философии Российской академии наук Галины Владимировны Вдовиной рассматриваются различные аспекты понятия ens rationis – «сущего в разуме», или ментального сущего, разработанные в средневековой и постсредневековой схоластике. К этой обширной области, которая нашим современникам известна прежде всего по трудам Алексиуса Майнонга и аналитических философов, схоласты относили весь спектр ментальных фикций – вымышленных объектов, а также несуществующие объекты другого рода: логические и математические, универсалии, отрицания и т.д. Монография исследует множественные концепции ментального сущего, способы его образования и бытия, проблемы, связанные с истинностными значениями отрицаний, теологические аспекты учений об ens rationis. Материалом исследования послужили тексты схоластических философов XVII в., некоторые из которых практически неизвестны мировой науке. Книга восполняет один из существенных пробелов в наших знаниях о развитии философии в период раннего модерна и помогает увидеть формальные и содержательные линии преемственности между позднесхоластической мыслью и современной философией.

Монография рекомендуется преподавателям и студентам богословских и светских вузов, и всем интересующимся средневековой и постсредневековой схоластикой, а также современной философией.

 

Визгин В.П. От пирамид к сельве: западная мысль в поисках идентичности. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020.

Книга представляет собой собрание работ автора разных лет, в том числе ранее не публиковавшихся, посвященных поиском человека Запада метафизической опоры для надежного ориентирования в земных странствиях, непредсказуемых, как сама жизнь. Рассказ об одиссее западного духа автор начинает с эпохи научно-философской революции XVII века с ее картезианской рациональностью, символизируемой «пирамидами». Возникающие из кризиса рационализма философии жизни, пытающиеся повернуть западное сознание от «пирамидального» разума к «тропическому лесу» жизни, рассматриваются во втором разделе книги. Наконец в третьем разделе, посвященном XX веку, исследуется столкновение попыток обновить картезианского рационализма с экзистенциально-персоналистской мыслью.

В книге в целом говорится о том, как западная мысль пытается преодолеть ограниченность своего рационализма. Героические рационалисты, романтики, философы жизни, экзистенциалисты, писатели-мыслители эссеистического и дневникового жанра – вот те, кто образует главный контингент персоналий этой книги.

 

Визгин В.П. Наука в ее истории: взгляд философа. М.: Издательский дом ЯСК, 2020.

В книге рассматриваются философские и методологические проблемы истории науки. В их основу положены результаты многолетних исследований автора категории качества в античности, а также идеи множественности миров и роли герметического импульса в генезисе новоевропейской науки. Важное место уделено проблеме интерпретации научно-философского текста, соотношению традиций и инноваций в науке, значению социальных структур и культуры как факторов развития научного знания. Последний раздел книги посвящен личным воспоминаниям об известных советских и российских философах и ученых, занимавшихся методологией и философией науки, с которыми автору посчастливилось вместе работать, и об интеллектуальной атмосфере эпохи подъема отечественных исследований в области методологии и философии науки и ее истории.

Книга предназначена для интересующихся историей и философией науки и историей исследований ее философских и методологических проблем в нашей стране в последние десятилетия XX века.

 

Занфи К. Бергсон и немецкая философия1907–1932 / Пер. с франц. И.И. Блауберг. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020.

В книге, которую автор назвала «геофилософским атласом», на основании большого числа материалов и документов, в том числе архивных, детально прослеживается история философских контактов Бергсона и немецких мыслителей в первой трети XX в. Остановками в этом маршруте продвижения идей Бергсона в Германии стали четыре города – центры особых философских традиций: Йена, где работал неоидеалист Р. Ойкен и его ученики; Берлин, где идеи Бергсона были во многом восприняты Г. Зиммелем; Гейдельберг, где бергсонизм интерпретировали неовиталист Х. Дриш, философ культуры и теолог Э. Трёльч, а также представители неокантианства –В. Виндельбанд, Г. Риккерт и Э. Кассирер; наконец, Гёттинген, где большой интерес к бергсоновскому учению проявил М. Шелер. Автор показывает, что диалоги с немецкими философами, а также опыт Первой мировой войны существенно повлияли на эволюцию взглядов Бергсона, отразившуюся в этико-религиозной концепции, изложенной в «Двух источниках морали и религии» (1932).

Книга К. Занфи, открывающая много новых, неизвестных до сих пор страниц истории западной философии первой трети XX столетия, будет интересна и специалистам, и широкой читательской аудитории.

 

Рикёр П. Политика, экономика и общество. Рукописи и выступления 4 / Пер. с франц. И.С. Вдовиной. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020.

Книга представляет собой четвертый том «Рукописей и выступлений» выдающегося мыслителя современности Поля Рикёра, в котором опубликованы работы философа, посвященные одной из центральных тем его творчества – проблеме совместного бытия людей, рассмотренной под углом зрения политики, власти, права, этики. Первоначально высказанные на философских конгрессах, симпозиумах, страницах журнальных статей, эти вопросы были фундаментально изучены в трудах «История и истина» (1955), «Этика и ответственность», (1994), «Справедливое, кн. 1, 2» (1995, 2001), «Память, история забвение» (2000), «Путь признания» (2004) и др.

Для философов, историков философии, культурологов, политологов, представителей других отраслей гуманитарного знания, а также для широкого круга читателей, интересующихся актуальными проблемами философии.

 

Ференци Ш. Клинический дневник / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020.

«Клинический дневник» (1932), написанный Шандором Ференци за год до смерти, – своего рода интеллектуальное завещание известного венгерского психоаналитика, одного из ближайших друзей и сподвижников З. Фрейда. Будучи убежден в обратимости всех психических процессов, которые не являются наследственными, Ференци пытался разработать технику, которая позволяла бы пациентам преодолеть расщепление личности через осознание ими полученной травмы и перенесение ее в прошлое в виде воспоминания. Автору «Дневника» принадлежит идея о том, что индивидуальный фактор в психотерапии, под которым он подразумевал, прежде всего, личную вовлеченность врача, характер его переживаний и то, как он их выражает, необходимый компонент в лечении. В ходе анализа пациентов он отказывается как от фрейдовской «активной терапии», так и от прежней своей техники дозволенности и релаксации. В результате недостаточности собственного анализа, он также практиковал с рядом своих пациенток взаимный анализ. Он показывает, как возникла эта идея, как она осуществлялась, и как он пришел к ее критике.

«Клинический дневник» содержит интересные философские размышления Ференци о природе человеческой психики, социальных процессах и самом мироустройстве. Выделяя мужское начало (стремление к самоутверждению) и женское (влечение к примирению), автор рассматривает их как два фундаментальных принципа бытия.

По мнению американского психоаналитика Б. Килборна, «Клинический дневник» Ференци – лучшая книга по клиническому психоанализу ХХ века.

 

Фэйрберн Р.В.Д. Избранные работы по психоанализу / Пер. с англ. В.В. Старовойтова, В.А. Курманаевской, К.В. Ягнюка. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2020.

Р. Фэйрберн (1889–1964) – совместно с М. Кляйн и Д. Винникоттом – является одним из основоположников теории объектных отношений, в которой развитие личности основывается на переживаниях младенца в его ранних взаимоотношениях внутри семейного окружения, а не на разрядке интенсивных напряжений, порождаемых исключительно внутри индивидуума, как это было характерно для классического фрейдовского психоанализа. Он заменил точку зрения науки XIX века, занимавшейся исследованием закрытой системы, концепциями открытой системы, в которых все время приходилось принимать во внимание вклад сопутствующего окружения.

В книгу включены основные труды Р. Фэйрберна, связанные с созданной им теорией объектных отношений, в ходе развития которой он осуществил кардинальную критику классического фрейдовского психоанализа.

 

Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг, А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020.

Настоящая книга представляет сборник статей, подготовленных по итогам Международной конференции «Метафизика и постметафизическое мышление» (22–23 октября 2019 г., Институт философии РАН). Объединив ученых разных взглядов и институций, конференция показала, что интерес к метафизике в философском сообществе по-прежнему высок. Тем не менее ни для кого не секрет, что в последнее время метафизика находится или, во всяком случае, считается, что находится, в кризисе. Предполагается, что на смену ей приходит нечто новое, получившее имя постметафизического мышления, т.е. такого мышления, которое сформировалось после метафизики, является не- или антиметафизичным и больше не нуждается в метафизике. Насколько это справедливо? Можем ли мы говорить о преодолении и конце метафизики? Что вообще такое – метафизика? На эти и другие вопросы ищут ответы авторы сборника.

Книга предназначена для профессиональных философов и студентов, обучающихся по специальности «Философия».

 

1.2. Аннотация на англ. яз. на одну важнейшую книгу.

Metaphysics and Post-Metaphysical Thinking / Ed. by I.I. Blauberg, A.M. Gaginsky. Moscow: Academic Project Publ., 2020.
This volume contains the proceedings of the International Conference “Metaphysics and Post-Metaphysical Thinking” held on October 22–23, 2019 in Moscow, at The Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences.

 

1) ПЕРЕЧЕНЬ СТАТЕЙ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ

1) Блауберг И.И. Сквозь призму культурных трансферов: Бергсон и философия в Германии // Вопр. философии. 2020. № 11. С. 178–188. DOI: 10.21146/0042‒8744‒2020‒11-178-188. ISSN 0042-8744 (Scopus, Web of Science, RSCI, ВАК)

2) Блауберг И.И. Фердинан Алькье – философ и историк философии // Историко-философский ежегодник'2020. М.: Аквилон, 2020. C. 167–187. DOI: 10.21267/AQUILO.2020.41.84.001. ISSN 0134-8655 (РИНЦ)

3) Вдовина И.С. Поль Рикёр о совместном бытии людей (по страницам книги: Paul Ricoeur. Politique, économie et société. Ecrits et conférences 4) // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 2. С. 47–61. DOI: 10.21146/2414-3715-2020-6-2-47-61. ISSN 2414-3715 (РИНЦ, КиберЛенинка)

4) Визгин В.П. Мишель Фуко: тогда и теперь // Вестник культурологии. 2020. № 1 (92). С. 82–91. DOI 10.31249/hoc/2020.01.04. ISSN 2658–3291 (РИНЦ)

5) Визгин В.П. Читая дневник Амьеля // Вестник культурологии. 2020. № 1 (92). С. 205–220. DOI 10.31249/hoc/2020.01.13. ISSN 2658–3291 (РИНЦ)

6) Визгин В.П. Франц Брентано: критика кантовской философии (материалы круглого стола) // Вопр. философии. 2020. № 9. С. 5–40 (в соавторстве). DOI: 10.21146/0042‒8744‒2020‒9-5-40. ISSN 0042-8744 (Scopus, Web of Science, RSCI, ВАК)

7) Джохадзе И.Д. Социоэтноцентризм Рорти: проблема обоснования // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2020. Vol. 24. No. 1. С. 77–88. DOI: 10.22363/2313-2302-2020-24-1-77-88. ISSN: 2313-2302 (РИНЦ, ВАК, Google Scholar, Ulrich’s Periodicals Directory, КиберЛенинка, EBSCO, ВАК)

8) Джохадзе И.Д. Познание, признание и «игра в обмен доводами» // Философская мысль. 2020. № 11. С. 15–29. DOI: 10.25136/2409-8728.2020.11.34207. ISSN 2409-8728. (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory, ВАК). [Электронный ресурс] URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34207

9) Коростиченко Е.И. Современное состояние свободно-религиозного движения в Германии // Вопросы теологии. 2020. Т. 2. № 1. С. 153–176. DOI: 10.21638/spbu28.2020.110. ISSN 2658-5200 (РИНЦ)

10) Коростиченко Е.И. Рец. на кн.: Мёллер Ф. Безбожно счастлив. Почему без религии нам жилось бы лучше / Пер с нем. А. Лукьянова // Религиоведческие исследования. 2020. № 2 (22). С. 158–165. DOI: 10.23761/rrs2020–22. ISSN 2224-6711 (РИНЦ, ВАК)

11) Мачульская О.И. Концепция реформы университетского образования Поля Рикёра // Философские науки. 2020. Т. 63. № 9. С. 86–99. DOI: 10.30727/0235-1188-2019-63-9-86-99. ISSN 0235-1188 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

12) Мачульская О.И., пер. с франц.: Кастийо М. Парадоксы событий 1968 года в интерпретации ученицы Поля Рикёра // Философские науки. 2020. Т. 63. № 9. С. 75–85. DOI: 10.30727/0235-1188-2019-63-9-75-85. ISSN 0235-1188 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

13) Мачульская О.И., пер. с франц.: Бараш Дж.Э. Анализ понятий памяти и истории в контексте идеи времени: интерпретация концепции коллективной памяти в полемике с теорией Райнхарта Козеллека // Философские науки. 2020. Т. 63. № 9. С. 58–74. DOI: 10.30727/0235-1188-2019-63-9-58-74. ISSN 0235-1188 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

14) Россиус Ю.Г. Эмилио Бетти: от истории права к общей теории интерпретации // Философская мысль. 2020. № 11. С. 30–44. DOI: 10.25136/2409-8728.2020.11.34232. ISSN: 2409-8728. (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory, ВАК). [Электронный ресурс] URL: https://e-notabene.ru/fr/article_34232.html

 

2) ПЕРЕЧЕНЬ ПРОЧИХ ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ

Статьи в журналах

1) Визгин В.П. Слезы сильнее логики: персонализм Альберта Соболева // Вопр. философии. 2020. № 11. С. 166–177. DOI: 10.21146/0042‒8744‒2020‒11-166-177. ISSN 0042-8744 (Scopus, Web of Science, RSCI, ВАК)

2) Гагинский А.М. Философия как язык богов: Платон и вопрос о правильности имен // История философии. 2020. Т. 25. № 1. С. 5–15. DOI: 10.21146/2074-5869-2020-25-1-5-15. ISSN 2074-5869 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory, EBSCO, ERIH PLUS, ВАК)

3) Гагинский А.М. Пути патристической философии в контексте арианских споров IV в. // Христианское чтение. 2020. № 4. С. 109–123. DOI: 10.47132/1814-5574_2020_4_109. ISSN 1814-5574 (РИНЦ, ВАК)

4) Золотков Г.А. Персонализм в США // Философская антропология. 2020. Т. 6. № 1. С. 163–175. DOI: 10.21146/2414-3715-2020-6-1-163-175. ISSN 2414-3715 (РИНЦ, КиберЛенинка)

5) Старовойтов В.В. Академик Ф.Х. Кессиди – Учитель и Философ // Философские науки. 2020. Т. 63. № 7. С. 109–113. DOI: 10.30727/0235-1188-2020-63-7-109-113. ISSN 0235-1188 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

6) Старовойтов В.В. Методологические аспекты проблемы личности в период греческой классики // Философские науки. 2020. Т. 63. № 7. С. 129–149. DOI: 10.30727/0235-1188-2020-63-7-129-149. ISSN 0235-1188 (РИНЦ, Ulrich’s Periodicals Directory)

Статьи в коллективных монографиях, сборниках, сборниках докладов конференций

1) Блауберг И.И. Бергсон о принципах реформы метафизики // Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг и А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020. С. 164–176. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-8291-3804-2.

2) Визгин В.П. Метафизика Габриэля Марселя: герменевтический этюд // Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг и А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020. С. 177–199. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-8291-3804-2.

3) Гагинский А.М. Вступительное слово: метафизика и кризис основопонятий // Метафизика и постметафизическое мышление / Под ред. И.И. Блауберг и А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2020. С. 7–14. Тираж 500 экз. ISBN 978-5-8291-3804-2.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленные цели и задачи выполнены в соответствии с планом НИР на 2018–2020 гг. Исследовано творчество малоизученных в России западных мыслителей, раскрыто значение их идей и теоретических разработок для современной философской мысли. Введен в оборот ряд новых текстов.

Всесторонне исследовано раннее философское творчество А. Шопенгауэра, осуществлен перевод фрагментов рукописного наследия мыслителя.

Раскрыто историко-философское значение «спиритуалистического реализма» А. Бергсона; дана оценка попыткам философа реформировать метафизику через обращение к интуиции как основному методу познания и самопознания духа.

Предложена реконструкция истории зарождения и развития американского прагматизма в XIХ–ХХ вв. Выдвинута гипотеза, согласно которой прагматизм в качестве «метода улаживания философских споров» может внести позитивный вклад в сближение и взаимообогащение аналитической и континентальной традиций мысли.

Выявлены причины кризиса метафизического способа философствования в ХХ в., рассмотрены различные варианты как «возрождения», так и «преодоления» метафизики, обсуждавшиеся в западной философии, доказана теоретическая несостоятельность и контрпродуктивность некоторых из них.

На материале философских курсов XVII в. впервые рассмотрены концепции когнитивной интенциональности (Ж. Пуансо, С. Спинола, Д. Леоне), тем самым восполнен пробел в понимании истоков современной философии сознания.

Раскрыта специфика философско-антропологического подхода П. Рикёра к решению проблем современной цивилизации. Дана оценка концепции образовательной реформы, разработанной Рикёром в 1960-е гг., которая предвосхитила некоторые идеи и принципы новой модели образования ХХI в.

Доказана самоопровергаемость эвиденциализма У. Клиффорда и его аргументов против религиозной веры (права эпистемического субъекта верить при отсутствии подтверждающих эмпирических данных). Сделан вывод о том, что радикальный эвиденциализм не является ни логически обоснованным, ни прагматически оправданным.

Представлено творчество малоизученного в России испанского мыслителя А. Мильян-Пуэльеса, для которого характерно соединение феноменологического дескриптивного метода с классическими темами и подходами аристотелевско-схоластической онтологии. На примере книги Мильян-Пуэльеса «Структура субъективности» проанализированы общие особенности испанской философии франкистского и постфранкистского периодов.

Прослежены аналогии между средневековой схоластикой и современной аналитической философией в подходах к решению эпистемологических и общефилософских проблем, связанных с определением статуса и типологизацией «ментального сущего» (ens rationis).

На основе анализа философских концепций Г. Райла, Н. Хомского, Дж. Сёрла и Д. Чалмерса подвергнуто критике распространенное представление о методологическом единстве аналитической философии сознания.

Исследованы основные направления и школы современного психоанализа (Эго-психология, теория объектных отношений и др.). Показано, что к концу ХХ в. на смену позитивистской модели научной объективности, характерной для классического психоанализа, пришла концепция «психологического поля», складывающегося между аналитиком и пациентом. Данная концепция характерна для ряда наиболее перспективных версий психоанализа ХХ–ХХI вв.

Результаты научной работы в 2018–2020 гг., нашедшие отражение в публикациях сотрудников сектора (в том числе индивидуальных монографиях, изданиях философской классики и коллективных трудах общим количеством 21), могут использоваться при подготовке основных и специальных лекционных курсов по истории американской и западноевропейской философии в гуманитарных вузах, при написании учебных пособий, разработке программ и планов семинарских занятий, а также в научно-исследовательской работе специалистов в области современной западной философии.