Институт Философии
Российской Академии Наук




  2013. Т. 36. № 2
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор социальной эпистемологии » Журнал «Epistemology & Philosophy of Science / Эпистемология и философия науки» » Номера журнала » 2013. Т. 36. № 2

2013. Т. 36. № 2

 

Эпистемология и философия науки. 2013. Т. 36. № 2

Весь номер в формате PDF

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ

 

Касавин И.Т. Принцип милосердия: заслуживает ли доверия субъект познания?

 

 

АКАДЕМИЯ

 

Лэкки Дж. Дефляционный подход к пониманию сообщения, транслируемого группой

В статье исследуется вопрос о том, как мы должны понимать сообщение, транслируемое группой и выступающее в качестве источника знания. Согласно редукционистскому подходу к этой проблеме, сообщение группы, что p, эпистемологически сводимо к сообщению некоторого числа индивидов. Нередукционистский подход к объяснению подобных феноменов, напротив, утверждает, что в некотором очень важном смысле группа сама по себе является носителем того, что сообщается. В данной статье автор поднимает проблемы, касающиеся обеих точек зрения, и затем развивает собственное дефляционное описание, в соответствие с которым эпистемологический статус сообщения группы сводится к эпистемологическому статусу сообщения одного или более индивидов, хотя необязательно являющихся её членами.

Ключевые слова: эпистемологический редукционизм, носитель сообщения, дефляционизм, неклассическая эпистемология.

 

Микиртумов И.Б. Композициональность и её прагматика

В статье формулируются основания для логической прагматики семантически парадоксальных или необоснованных выражений, формализуемых в интенсиональной логике. Центральные проблемы: как смысл семантически парадоксального высказывания функционирует в языке, как он может быть понят и какова цель использования семантически трудных высказываний в коммуникации. Для выявления логических характеристик такого рода высказываний используется подход логической теории смысла. Делается вывод о том, некомпозициональные выражения становятся понятны благодаря своей включённости в ситуации произнесения, а их прагматика имеет «технический» характер.     

Ключевые слова: композициональность, теория смысла, семантика, прагматика.

 

 

ПАНЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ

 

Никифоров А.Л. Что такое «постнеклассическая наука»?

Панельная дискуссия посвящена обсуждению понятия постнеклассической науки, введенной в философский оборот академиком В.С.Степиным. Обсуждается проблема соотношения постнеклассической науки с классической и неклассической наукой, смена типов рациональности, которая предполагает переходы от одного типа науки к другому, а также значение введенного понятия для философии науки в целом, его эпистемологический потенциал в отношении решения философско-научных проблем. 

Ключевые слова: научная рациональность, постнеклассическая наука, В.С.Степин.

 

Мамчур Е.А. Давайте уточним: а есть ли основания для спора?

 

Горохов В.Г. Размышления о «постнеклассической науке»

 

Стёпин В.С. Особенности научного познания и критерии типов научной рациональности

 

Аршинов В.И. Чем для меня является постнеклассическая наука

 

Шупер В.А. Когда ждать новой научно-технической революции?

 

Порус В.Н. Оживить Галатею

 

Никифоров А.Л. Вынужден согласиться

 

 

ИНОЙ ВЗГЛЯД

 

Мерзляков С.С. Может ли зомби мечтать?

Одной из наиболее обсуждаемых проблем в современной философии сознания является так называемая «трудная проблема сознания», которая была сформулирована Дэвидом Чалмерсом. «Проблема» заключается в том, что установки физикализма позволяют говорить о приватных состояниях лишь как об эпифеномене процессов в мозге. Таким образом, возникает вопрос о статусе квалитативных данных сознания и их способности быть причиной поведения человека.

Ключевые слова: субъективность, воображение, квалиа, трудная проблема сознания

 

 

ПАНОРАМА

 

Фролов К.Г. К критике репрезентационализма

В статье рассматриваются основные идеи и подходы того направления философии восприятия и сознания, которое известно под общим названием «репрезентационализм». Описывается специфика теорий высшего порядка восприятия У. Лайкана и высшего порядка мышления (осмысления) Д. Розенталя. Также анализируются особенности нередуктивной версии репрезентационализма в связи с аргументами Д. Чалмерса, предпочитающего фрегеанскую интерпретацию содержания опыта расселовской. Наконец, выдвигается ряд аргументов критического характера, отмечающих большие трудности, возникающие перед репрезентационализмом при необходимости учитывать культурный, исторический и смысловой контекст тех или иных событий и явлений в рамках нашего восприятия.

Ключевые слова: репрезентация, интенциональность, квалиа, экспланандум, контекстуальная зависимость.

 

 

КАФЕДРА

 

Буданов В.Г., Герасимова И.А., Асеева И.А., Боев Е.И., Каменский Е.Г., Кравчук П.Ф., Сороко Э.М., Рижская А., Музалева Н., Ельчина А. Диалог поколений в век Интернет-коммуникаций

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - ИССЛЕДОВАНИЯ НАУК

 

Позднякова А.С. Психологизм - парадигма non grata: от философии сознания Д. Юма к критике в работах М. Хайдеггера

В статье рассматривается попытка М.Хайдеггера преодолеть ряд проблем философии познания, теоретизированных и оформленных в понимаемом достаточно широко психологизме. В частности, к указанным проблемам относятся: релятивизация познания и лишение объектов познавательного опыта бытийственного статуса; трансформация «истины» как состояния абсолютной достоверности Dasein в принадлежащую субъекту оценку ситуации, каковая может принимать истинностные или ложные значения. В качестве общей почвы психологизма и хайдеггерианской критики автором статьи полагается онтологический тезис о тождестве бытия и мышления, восходящий еще к досократической философии. Философия Хайдеггера исследуется как альтернативный психологизму вариант развития теории познания. Этот вариант главным образом подразумевает деантропологизацию Dasein и интерсубъективное понимание бытия-в-мире.

Ключевые слова: теория познания, психологизма, скептический релятивизм, солипсизм, деантропологизация Dasein, кризис идентичности, Мартин Хайдеггер, Дэвид Юм, интерсубъективность, онтологический тезис.

 

 

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Храмов А.В. Совместимы ли натурализованная эпистемология и эволюционизм?

В статье рассматривается натуралистический подход к решению основной проблемы эпистемологии – поиску обоснования знания. Отказавшись от традиционного предположения о привилегированном доступе познающего субъекта к первоначалам собственного познания, натуралисты в своих поисках обращаются к данным науки. При этом они сталкиваются с эволюционизмом, который лежит в основе современной научной картины мира. Автор, развивая аргумент Элвина Плантинги о несовместимости эволюционизма и натурализма, показывает, что длительная эволюционная предыстория познавательных способностей человека не позволяет заключить о достоверности знания, полученного с их помощью. Это заставляет либо признать проект натурализованной эпистемологии неудачным и вернуться к эпистемологии интерналистской, либо отказаться от современной науки в пользу телеологического мировоззрения.

Ключевые слова: натурализованная эпистемология, априорное знание, эмпиризм, эволюция, естественный отбор.

 

 

КОНТЕКСТ

Герасимова И.А., Мильков В.В. Толковая Палея о мироздании и познании

Палея Толковая – энциклопедический памятник Древней Руси, предположительно созданный в домонгольскую эпоху. Представляет интерес онтологическая и эпистемологическая проблематика Палеи. Анализируются своеобразие сочетания античной науки с житейским опытом, особенности аргументации и ментальности древнерусского книжника. 

Ключевые слова: древнерусская книжность, Палея, Шестоднев, картина мира, антропология, познание, античная наука, житейский опыт, аргументация.

 

 

ИСТОРИКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Блинов Е.Н. Анатомия лабиринта:  Юм о тождестве личности

В статье рассматривается одна из наиболее обсуждаемых в современном юмоведении проблем – вопроса о тождестве личности. Глава «О тождестве личности», помещенная Дэвидом Юмом в конце первой книги Трактата о человеческой природе, должна была продемонстрировать возможности нового «экспериментального» метода в области «моральных предметов». Однако ряд исследователей полагает, что именно проблема тождества личности позволяет говорить о фундаментальном методологическом конфликте между «ньютонианским» физикализмом и «натурализмом» Трактата, т.е., теории «пучка перцепций» и юмовской моральной психологией, созданной под влиянием Хатчесона. Автор предлагает обратиться, c одной стороны, к историческому аспекту проблемы, который заключается в полемике как c картезианским рационализмом, так и с Локком, а с другой - к исследованию внутреннего генезиса юмовской теории идей.

Ключевые слова: Дэвид Юм, тождество личности, теория идей, пучок перцепций, Джон Локк, синхрония и диахрония

 

 

АРХИВ

 

Селиверстов В.В., Попик О.Ю. Рассел vs Майнонг: смысл диалога

Статья представляет собой философское введение к переводу переписки Б.Рассела и А.Майнонга.

 

Рассел Б., Майнонг А., Селиверстов В.В., Попик О.Ю. Переписка Бертрана Рассела и Алексиуса Майнонга 

Перевод выполнен по изданиям: B. Russell // Philosophenbriefe: Aus der wissenschaftlichen Korrespondenz  von Alexius Meinong / Hrsg. von R. Kindinger. Graz: Akademisch Druck- u. Verlagsanstalt, 1965. S. 150-153; A. Meinong to B. Russell. 7 December 1904, box 5.31, file 052866, Bertrand Russell fonds, William Ready Division of Archives and Research Collections, McMaster University Library; A. Meinong to B. Russell. 24 October 1906, box 5.31, file 052867, Bertrand Russell fonds, William Ready Division of Archives and Research Collections, McMaster University Library

 

 

СИМПОЗИУМ


Бараш Р.Э. Истина и ценности как ориентиры социального познания

 Статья представляет собой обзор конференции "Истина и ценности как ориентиры социального познания", состоявшейся 30 ноября 2014 г. на философском факультете МГУ им М.В.Ломоносова.


НОВЫЕ КНИГИ


Бажанов В.А. От классической к неклассической картине познания. Рецензия на книгу: В.А.Лекторский. Философия.Познание.Культура. М., 2012

Рецензия на книгу: Лекторский В.А. Философия, познание, культура. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2012.

    

Тонян Л.Г. Из истории логико-гносеологической мысли в России. Р

Рецензия на книгу: Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина ХХ века): М. И. Каринский, В. Н. Ивановский, Н. А. Васильев / под ред.: В. А. Бажанова. – М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. – 423 с. : ил. – (Философия России первой половины XX в.)

 

 Куслий П.С. Проблема смысла в современных философских и лингвистических исследованиях.

Рецензия на книгу: Elbourne P.A Slim Guide to Semantics. Oxford, 2011

 

Вострикова Е.В. Новые книги по философии языка на английском языке 

 Статья представляет собой обзор книг по философии языка, вышедших на английском языке в 2013 году.