Институт Философии
Российской Академии Наук




  Заседание 8. (Попова Д.П.)
Главная страница » » Архив » Заседание 8. (Попова Д.П.)

Заседание 8. (Попова Д.П.)

Заседание 8

31 мая 2011

 

 

тема доклада:

 

ПРОЕКЦИЯ ЗНАЧЕНИЙ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНЫМИ ГЛАГОЛАМИ

 

докладчик:

 

Попова Дарья Павловна

аспирантка отделения теоретической и прикладной лингвистики 

филологического факультета МГУ

 

 

 

 

Адрес Института философии РАН: Москва, ул. Волхонка 14. По всем вопросам просьба обращаться по электронной почте:philosophy.logic.linguistics@gmail.com или по телефону: +7-495-697-9576 (Вт., Чт. с 14.00 до 16.00).  Сайт семинара:/seminar_language.htm. Группа в сети Facebook«Логика и философия языка – семинар ИФ РАН».

 

 

 

Тезисы доклада:

 

 

Традиционно считалось, что свойством проективности, то есть способности сохраняться под отрицанием, в вопросительных предложениях и в других контекстах, обычно отменяющих значения, обладают только пресуппозиции. По определению пресуппозиция является фоновым знанием. Классическими носителями пресуппозиций считались  в частности определительные придаточные и придаточные предложения фактивных глаголов.

 

Однако в последнее время было отмечено, что хотя и определительные придаточные, и придаточные предложения фактивных глаголов обладают свойством проективности, они не только не являются фоновым знанием, но в ряде случаев выступают как носители главной для коммуникативных целей информации.

 

Для объяснения случаев проекции значений в конструкциях с определительными предложениями, Кристофером Поттсом был предложен многокомпонентный анализ. Данный подход подразумевает наличие двух измерений – уровня собственно значения предложения и уровня конвенциональных импликатур. Конвенциональной импликатурой Поттс предлагает называть проектирующееся, но не фоновое значение.

 

Я предлагаю применить многокомпонентный подход к конструкциям с пропозициональными, в том числе фактивными, глаголами и рассматривать пропозициональные глаголы не на уровне собственно значения предложения, а на уровне дискурса. Я показываю, что такие глаголы, как например, знатьдумать, видеть, имеют две функции, обусловленные необходимостью соблюдать общие принципы коммуникации – максимы Грайса (максимы качества и количества). С одной стороны, эти глаголы сообщают о том, как была получена информация, выраженная в их придаточном предложении (например, перцептивно или дедуктивно). С другой стороны, они помогают собеседникам регулировать общение, сигнализируя, какая информация уже известна адресату, а какая нет. Таким образом, они синхронизируют знания собеседников.

 

Такой подход позволяет адекватно объяснить проекцию значений, не являющихся фоновыми, в контекстах с пропозициональными глаголами.

 

 

 

Главная страница Семинара