Институт Философии
Российской Академии Наук




  Исследовательские проекты
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор методологии междисциплинарных исследований человека » Исследовательские проекты

Исследовательские проекты

Сектор методологии междисциплинарных исследований человека

Исследовательские проекты по грантам

 

«Когнитивные основания социальности»

Грант РФФИ 18-011-00316 (2018-2020 г.г.)

Руководитель:И.Ф.Михайлов

Бурное развитие когнитивных и конкретных социальных наук в последние десятилетия привело к появлению междисциплинарных исследовательских программ, таких как социальная нейронаука, когнитивная социология, теория когнитивных социальных сетей. В основе этих направлений лежит признание факта влияния когнитивной организации человека на его социальную жизнь. Это ставит философию перед вызовом, в результате которого ей предстоит ответить на вопросы:

- идёт ли речь только об ограничениях, которые накладывает биологическая и психологическая организация людей на их социализацию, или можно говорить об активном достраивании сложных (когнитивных) систем самих себя до ещё более высокого (социального) уровня сложности?

 - какая онтология биосоциальной реальности и какие логико-математические формализмы, средства компьютерного моделирования могут быть использованы в ходе междисциплинарного синтеза научных направлений, участвующих в решении этой проблемы?

 В рамках предлагаемого проекта предлагается предпринять комплексное исследование данной научной проблемы.



«Кросс-культурный диалог и коммуникативно-антропологическая рациональность в условиях вызовов информационного общества» 

Международный конкурс РГНФ-БРФФИ  17-23-01010а(м) (2017-2018 г.г.)

Исполнитель: М.С.Киселева

Руководитель: В.Л. Васюков

Проект нацелен на философское обоснование концептуальной модели кросс-культурного диалога на основе коммуникативно-антропологической рациональности, формирующейся в контексте вызовов современного информационного общества. Для реализации данной цели предполагается выявить социокультурное содержание коммуникативно-антропологической рациональности, определить ее структуру, параметры и специфику проявления данной рациональности как фундаментальной основы человеческого понимания и взаимопонимания. Заявители проекта ставят перед собой ряд актуальных задач: проанализировать различные подходы и методы исследования кросс-культурного диалога; рассмотреть механизмы его развития; прояснить особенности их проявления в различных сферах коммуникативного пространства; выявить интерпретационные основания кросс-культурного взаимопонимания. Антропологизация современного социально-гуманитарного дискурса, коммуникативный и кросс-культурный повороты, наблюдающиеся в рамках современной философско-методологической рефлексии, детерминируют социальный заказ на философское обоснования нового типа рациональности – коммуникативно-антропологической. Коммуникативно-антропологическая рациональность представляет собой сложный феномен, относительно целостный, но внутренне неоднородный. В свем социокультурном функционировании этот новый тип рациональности проявляется на уровне самоидентификационного моделирования и принятия и/или непринятия культурной среды, «иного» культурного кода, возможности (или невозможности) осуществления аналитической, эмоциональной, креативной и поведенческой компетенции. Планируемое исследование призвано способствовать выявлению сущности, структуры и механизмов организации кросс-культурного диалога, осмыслению основных закономерностей и тенденций социокультурного развития на уровне формирующегося глобального информационно-электронного общества, так и на уровне локальных культурны-исторических образований и социализации человека в контексте национальной идентичности с учётом экзистенциальных поворотов личностного бытия. Конечный результат исследования – философское обоснование концептуальной модели кросс-культурного диалога, которая, с одной стороны, направлена на выявление его рациональных коммуникативно-антропологической оснований, с другой – выступает базой для разработки конкретных рекомендаций по организационно-методологическому обеспечению развития кросс-культурных взаимодействий в условиях информационного общества. Теоретические выводы исследования планируется апробировать на научных конференциях, в публикациях текущих результатов и подготовке коллективной монографии. Они могут стать теоретическим и методологическим фундаментом для дальнейшей разработки современной модели коммуникативно-антропологической рациональности; для повышения уровня коммуникативной культуры российского и белорусского обществ в сфере кросс-культурных контактов. Практическая значимость работы определяется возможностью внедрения в реальный социальный процесс через систему образования и просвещения результатов прикладных исследований в области кросс-культурных коммуникаций в различных социокультурных сферах общественного развития, методологическом обеспечении разработки практико-ориентированных тренингов в сфере сетевого взаимодействия.



«Проблема субъективности в современном междисциплинарном контексте взаимодействия философии и когнитивных наук»

Грант РНФ 16-18-10229 (2016-2018 г.г.)

Руководитель: И.Ф.Михайлов

Интенсивное развитие когнитивных наук в последние три десятилетия (исследования в области искусственного интеллекта, когнитивная психология, когнитивная лингвистика, когнитивные нейронауки, когнитивная антропология, когнитивные социальные науки, дискурс-анализ, нарративный подход в науках о человеке и др.) выражается, в частности, в попытках по-новому понять традиционную для европейской философии проблему субъективности в междисциплинарной перспективе. В связи с обнаружением важной роли когнитивных и аффективных бессознательных процессов среди представителей когнитивных наук и некоторых философов сегодня популярны идеи о том, что сознание и самосознание – не более, чем иллюзии, самообман, что субъективная реальность не существует, что Я - некая фикция, навязываемая индивиду социальной средой. Вопросы, исторически обсуждавшиеся в философии, сегодня становятся предметом различных когнитивных наук. Авторы проекта ставят перед собою задачу дать анализ этих идей, включившись в новую междисциплинарную область, в этом свете переосмыслить некоторые традиционные философские представления, и в то же время дать критическую оценку некоторых идей, популярных сегодня в когнитивных исследованиях. Анализ результатов и идей современных когнитивных разработок в отношении к традиционной философской проблематике сознания, субъективной реальности, субъекта в том широком междисциплинарном плане, который является особенностью данного проекта, будет предпринят впервые.



«Философские основания и междисциплинарные перспективы гиперсетевой теории сознания»

Грант РГНФ 15-03-00417 (2015-2016 г.г.)

Руководитель:И.Ф.Михайлов

Согласно нашей гипотезе, теорию сознания (как научную, так и философскую) необходимо избавить от "лингвистической парадигмы" - явного или неявного предположения, что сознание работает как некий лингво-семантический процессор, оперирующий знаками по правилам, заданным внутренними смыслами или репрезентациями. Язык играет очень важную роль в сознательной деятельности, но он не может рассматриваться как макет или модель сознания. В рамках данного проекта предполагается уточнить понимание функционального устройства сознания и места в нём языка. Задача данного исследования может быть сформулирована как попытка найти ответ на вопрос, может ли использование сетевых моделей в когнитивных и социальных науках привести к появлению междисциплинарной области, которая прольёт новый свет на традиционные философские проблемы. Или, иначе говоря, может ли понимание сознания и общества как эмерджентных функциональных эффектов соответствующих сетевых структур оказаться более эвристичной онтологией для наук о сознании, чем её альтернативы.



«Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения»

Грант РГНФ 15-03-14037г (2015 г.)

Руководитель: М.С. Киселева;

Исполнитель: сотрудники сетора-авторы статей.

Проект направлен на исследование проблемы выбор человека в современном мире. Разработка этой междисциплинарной проблемы имеет отношение к разным областям дисциплинарного знания, имеющим своим предметом изучение человека. Проблема выбора относится к «вечным» философским проблемам и в своей основе не зависит от «текущего» момента. Актуальными сегодня остаются проблемы, возникающие в пространстве разных междисциплинарных союзов. Исследование проводилось по направлениям: 1) в междисциплинарном гуманитарном пространстве: концепт "выбор" интересен в качестве методологического приема современной философии, филологии, истории, с необходимостью присутствует в компаративистских и герменевтических исследовательских практиках. Смыслы переживаются, работают в структуре личности, определяя ее поведенческие предпочтения; 2) в пространстве биоэтики и биомедицины новые технологии меняют социальную и экологическую среды обитания человека, формируют новые стандарты здоровья; 3) молодежь в ситуации выбора живет и действует в условиях постоянных трансформаций социального, технологического, образовательного и коммуникационного пространства; 4) религиозные аспекты проблемы выбора в современном мире чрезвычайно разнообразны: возможность выбора между верой и полным отрицанием религии, между религиозными течениями, значимостью для сохранения культурных традиции и развития общества, выбор диалога или конфронтации; 5) философия и методология в пространстве принятия решений - структурный элемент и важнейший атрибут человеческой деятельности. Философский анализ проблем принятия решений обусловлен и их ролью в жизни общества и индивида, и тем, что процессы принятия решений, будучи синтезом науки и искусства, знания и опыта, представляют междисциплинарное исследовательское поле для изучения человека, понимания его природы и поиска решения задач, стоящих перед ним в современном мире.Впервые  междисциплинарность как метод создания проективного поля применялась для исследования феномена выбора человека, включающего в себя его ценность и целостность. Междисциплинарная проективность позволила объединить усилия гуманитарных, био-медицинских, социологических и управленческих дисциплин для  демонстрации противоречивости проблемы «выбор/решение» в разных областях ее приложения.

 


«Феноменология смысла: когнитивный анализ»

Грант РГНФ 13-03-00122а (2013-2015 г.г.)

Исполнитель: М.С.Киселева

Руководитель Н.М.Смирнова



«Основные модели глобализации в современном мире»

Грант РФФИ 13-06-00878 (2013 г.)

Руководитель: И.Ф.Михайлов

Процессы глобализации, реальность которых ни у кого не вызывает сомнений, во многом определяют лицо современной цивилизации. Интернационализация экономики, информации и культуры, политики и других сфер человеческой жизни показывает, что мир во всё большей степени становится единым целым. Глобализационным тенденциям пытаются противостоять как отдельные общественно-политические группы, так и целые государства и некоторые надгосударственные региональные организации. Предлагаемое исследование призвано определить, какова мотивация противостоящих сил, каковы явные и скрытые механизмы процессов на этом поле. Предполагаемое исследование призвано дать ответ на вопрос о сравнительной эффективности и, соответственно, о будущих перспективах каждой из конкурирующих моделей глобализации.


 

"Развитие нанотехнологий как социальный проект"

Грант РФФИ №12-06-00354(2012 г.)

Исполнители: И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова

Проведено эмпирическое исследование: «Нанотехнологии в оценках студентов-биологов и студентов-физиков». Нанотехнологии рассмотрены в контексте современных гуманитарных проблем. Исследованы представления студентов биологического факультета МГУ и МИФИ о нанотехнологиях, а также их оценок возможностей и последствий применения нанопродукции. Показан уровень осведомленности студентов в областях, связанных с широким практическим применением нанотехнологий.



«Человек в мире нанотехнологий: опыт гуманитарного анализа»

Грант РФФИ 09-06-00307а (2009-2011 г.г.)
Проект предполагает разработку методологии гуманитарной оценки тенденций и возможных последствий развития нанотехнологий. выявление и картирование социальных, правовых и этических проблем, которые могут возникать в связи с разработкой и внедрением нанотехнологий. На междисциплинарной основе будет проведен гуманитарный анализ нанотехнологий с целью определения и оценки соответствующих факторов риска для человека и окружающей среды, построена их классификация. Предполагается изучение гуманитарной составляющей влияния нанотехнологий на человека и общество и реакции общества на нанотехнологии. Планируется проведение эмпирического исследования представлений и оценок людей о нанотехнологиях, возможностях их применения. В результате будет разработана концепция, позволяющая дать комплексное описание социальных, правовых, этических, психологических эффектов развития и применения нанотехнологий.



«Инновационный процесс как источник и потребитель гуманитарного знания»

Грант РГНФ 09-06-00617а (2009-2010 г.г.)

Рассматриваются теоретические и практические аспекты инновационного процесса как источника и потребителя гуманитарного знания. Проект направлен на исследование особенностей получения и использования гуманитарного знания в инновационном обществе, анализ гуманитарной составляющей университетского научно-технического образования, теоретический анализ психологических особенностей инновационного процесса как нового вида деятельности, а также изучение качеств личности,обусловливающих эффективность разработки и реализации инноваций. Проводится сравнительное эмпирическое исследование соответствия гуманитарной подготовки студентов физических и биологических специальностей требованиям инновационной эпохи. Особое внимание уделено изучению места России в процессе глобализации инновационных технологий.



«Человеческий потенциал молодежи и инновационное развитие России»

Грант РГНФ 06-06-00170а (2006-2008 г.г.)
Проект направлен на комплексное исследование человеческого потенциала молодежи как критического ресурса для инновационного развития России. Исследуются факторы, определяющие этот потенциал – самосознание, ценностные ориентации, возможности самореализации, отношение к образованию, здоровье – и соответствие этих факторов запросам инновационной системы. Предполагается построение типологии молодежных групп по их ценностным приоритетам. В проекте решается задача выявления и исследования тех факторов и процессов в современной России, которые определяют перспективы реализации потенциала российской молодежи в обществе знаний. В связи с этим предполагается решение и более общей задачи – выявления тех специфических требований к человеческому потенциалу, которые необходимы для эффективного движения по инновационному пути развития. Эмпирическая база исследований – результаты социологических обследований в вузах Москвы и российских регионов.




«Основы гуманитарной экспертизы: методологический и праксиологический аспекты»

Грант РГНФ 06-03-91312а/У, совместный проект с Центром гуманитарного образования Национальной академии наук Украины  (2006-2008 г.г.)
Проект посвящен исследованию концептуальных и методологических особенностей и действенности гуманитарной экспертизы в условиях глубоких и динамичных трансформаций, характерных для российского и украинского общества, на фоне процессов глобализации. Исследования базируются на разработанной исполнителями проекта концепции гуманитарной экспертизы. Гуманитарная экспертиза – это особого рода деятельность, направленная на междисциплинарный анализ управленческих решений, их проектов, а также соответствующей деятельности и акций с целью выявить их возможные социальные и человеческие последствия. Конкретная задача, на решение которой направлен проект, – разработка критериев оценок, норм и социальных показателей гуманитарной экспертизы в схожих условиях социальной динамики российского и украинского общества с учетом фактора глобализации.
 


«Здоровье и развитие человека в эпоху новых технологий»

Грант РФФИ 06-06-80309 (2006-2008 гг.)
Проект направлен на разработку теоретической концепции, позволяющей дать комплексное описание многообразных воздействий новых технологий на здоровье и развитие человека. Новые технологии анализируются и классифицируются с точки зрения  психологических, социальных, биомедицинских последствий их применения. Разрабатывается методология междисциплинарной оценки разных типов новых технологий с целью выявления как факторов риска, которые в них содержатся, так и тех возможностей, которые эти технологии представляют для улучшения здоровья, развития и самореализации человека.