Институт Философии
Российской Академии Наук




  Лекция Д.Э. Летнякова «Философия русского анархизма: идея М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и Л.Н. Толстого», 7 апреля 2016 г.
Главная страница » Ученые » Проекты и направления научной работы » Проект «Грани философии: теории и практики» » Лекция Д.Э. Летнякова «Философия русского анархизма: идея М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и Л.Н. Толстого», 7 апреля 2016 г.

Лекция Д.Э. Летнякова «Философия русского анархизма: идея М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и Л.Н. Толстого», 7 апреля 2016 г.

Совместный проект РГБМ и Института философии РАН

«Грани философии: теории и практики»

 

Лекция Д.Э. Летнякова

«Философия русского анархизма: идея М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и Л.Н. Толстого»

7 апреля 2016 г.



 

 

7 апреля в Российской государственной библиотеке для молодежи в рамках совместного проекта РГБМ и Института философии РАН «Грани философии: теории и практики» состоялась лекция кандидата политических наук, старшего научного сотрудника Института философии Дениса Летнякова на тему «Философия русского анархизма: идеи М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина и Л.Н. Толстого».

Авторы, чьи идеи легли в основу отечественной традиции философии анархизма, никогда не встречались, но их  заочное взаимодействие позволяет выявить интересные параллели в их творчестве. В своей лекции Денис Летняков сделал акцент на духовной, прежде всего христианской, составляющей анархизма Льва Толстого; на понимании истинной природы человека – в теории Петра Кропоткина, и на альтернативах общественного развития у Михаила Бакунина.

Толстой, прославившийся на весь мир еще при жизни как автор величайших романов, в числе своих главных работ называл именно философские произведения, выдержанные в духе этического, христианского анархизма, отметил Д. Летняков. Идеи Толстого, сводящиеся к максиме непротивления злу силой, имели своих последователей как в России, так и за рубежом; среди них, в том числе – такие значительные для политики ХХ века фигуры, как Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг. Критика государства Львом Толстым сводится, по сути, к осуждению организованного насилия, каковым – по классическому определению Макса Вебера – государство и является. Несоответствие государства основам христианского вероучения стало предметом философского анализа Толстого.

Концепцию анархизма Петра Кропоткина можно было бы обозначить как «антропология анархизма»: ведь основа безгосударственного строя, по мнению философа – добрая природа человека, которому свойственны солидарность и общительность. Исследования в области биологии (Кропоткин был не только философом, но и специалистом в области естественных наук) дали ему основание предположить, что в природе существует не только борьба, но и взаимопомощь, а значит, в человеческом обществе также возможным формы общежития, основанные на справедливости и солидарности. Разрушение государства, полагал Кропоткин, не приводит к хаосу, а гармонизирует общество и позволяет проявиться доброй природе человека.

Есть ли альтернатива государству? Михаил Бакунин, в своих работах не раз отвечавший на этот вопрос, предложил развернутый план нового типа организации социума, в основу которого должны лечь принципы добровольности и самоорганизации. Отмена «централистского» управления, сословного деления, церкви и других институтов должны уступить принципу федерализма – организации снизу вверх, который позволит человеку жить свободно, полагал философ.

Несмотря на то, что предложения, внесенные анархистами, нигде и никогда не были воплощены полностью и во многом остаются лишь утопическими проектами, освободительный гуманистический пафос этой философии нельзя недооценивать и сегодня, заключил Д. Летняков.

Следующая встреча в рамках проекта «Грани философии: теории и практики» состоится 18 апреля. Лекцию на тему «Идеи нации и империи в русской философии. Концепция «Русского мира»» прочитает кандидат политических наук, научный сотрудник Института философии РАН Вероника Шарова.

 

 

Фоторепортаж


 

«Грани философии: теории и практики»  «Грани философии: теории и практики»  «Грани философии: теории и практики»

«Грани философии: теории и практики»  «Грани философии: теории и практики»  «Грани философии: теории и практики»