Институт Философии
Российской Академии Наук




  Книги
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Книги

Книги

2017  

Бычков В.В. Византийская эстетика. Исторический ракурс. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. 768 с., ил. 

Монография представляет собой наиболее полное в мировой науке концептуальное исследование византийской эстетики в ее историческом ракурсе, включающем предвизантийский раннехристианский период, собственно историю византийской эстетики с IV по середину XV в. и поствизантийский период в древнерусской культуре XV–XVII вв. На материале текстов крупнейших отцов и учителей Церкви Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского, Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита и ряда других, а также византийских гуманистов и исихастов прослежено становление и определенное развитие основных представлений византийцев о красоте, свете, искусстве, образе, символе, аллегории, иконе; выявлена ярко выраженная эстетическая окраска многих уровней византийского богословствования и богослужебной практики. Особое внимание уделено основным типам эстетического сознания византийцев: патристико-богословскому, антикизирующему, эстетике аскетизма, литургической эстетике, экфрасису произведений искусства. Показаны роль и значение византийской эстетики для становления эстетических представлений и развития искусства в Древней Руси.

Долгов К.М. Философско-эстетические измерения жизни и творчества: сборник статей / В.С. Глаголев [и др.]. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 251 с. 

В книге, посвященной 85-летию Константина Михайловича Долгова, доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ, главного научного сотрудника Института философии РАН, публикуются статьи известных философов, деятелей науки и культуры России, Белоруссии, Украины, с которыми автора связывают многолетние научные, творческие и дружеские отношения. Хотя данная книга посвящена юбилею К.М. Долгова, она имеет самостоятельную научную ценность и рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей.

Аронсон О.В. Силы ложного. Опыты неполитической демократии. М.: Фаланстер, 2017. 446 с.

В книге предлагаются способы осмысления явлений политики, культуры и искусства, когда во главу угла ставится массовый характер современного общества. В таком мире привычные оппозиции истины и лжи, правды и обмана перестают иметь существенное значение. Это сегодня уже достаточно очевидно в отношении масс-медиа, однако автор стремится увидеть особый характер аффективных отношений (своеобразную логику общности или логику клише) и в таких понятиях, как «свобода», «справедливость», «достоинство». Они, казалось бы, еще сохраняют ориентацию на ценности личности, но также несут в себе момент «неполитической демократии», для которой уже не существует ни истины, ни индивида. Тексты, собранные в книге, усматривают это в самых разных явлениях – от идей молодого Маркса, поэзии Мандельштама, теории искусства Льва Толстого до форм политического протеста и современной художественной практики. Сюжеты выбраны таким образом, чтобы продемонстрировать особые силы (автор называет их «силами ложного»), которые образуют динамическую и демократическую тенденции мира масс. Таковы силы «общности», «заражения» и «неценного», давшие название главам, но список их может быть продолжен.

  О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2017 год >>
2016  
 

Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. 2-е изд., перераб. и дополн. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 496 с.

В монографии сложный и многомерный феномен постмодернизма исследуется в его художественно-эстетическом ракурсе. Автор выводит на эксплицитный уровень и вводит в научный обиход имплицитную эстетику постмодернизма. Разрабатывается авторская концепция отечественного постмодернизма, отличающая его от североамериканской и западноевропейской моделей. Обосновывается идея модернизма, постмодернизма и виртуалистики как неклассической эстетики ХХ–ХХI вв., принципиально отличающейся от антично-винкельмановской, гегелевско-кантовской западноевропейской эстетики. Систематизируются признаки нонклассики в теории и современной художественной практике, дается хронотипология неклассических форм художественно-эстетического сознания. Исследуются теоретические основы эстетики постмодернизма – постфрейдизм, постструктурализм, теория деконструкции. Рассматриваются ее ключевые методологические проблемы – художественный шизоанализ, симулякр, интертекстуальность, иронизм. Раскрывается специфика постмодернизма в искусстве и постнеклассической науке, его соотношение с алгоритмической и экологической эстетикой, массовой культурой. Выдвигается гипотеза о перспективах эволюции постмодернизма, анализируются его инновации – виртуальная реальность в искусстве, технообразы. Раскрываются место и роль постмодернизма в контексте современных процессов глобализации.

Долгов К.М. Сила слова, мысли, образа. В 2-х т. Т. 1. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 600 с.; Сила слова, мысли, образа. В 2-х т. Т. 2. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 648 с.

Книга посвящена анализу фундаментальных проблем философии, политики, культуры прошлого и современности. В разделе «Философия» дается анализ сущности и смысла философии как знания, сознания и самосознания человека и человечества от Платона до представителей русской философии. В разделе «Политика» исследуется развитие политической мысли от древних китайских и греческих философов до современности. Определяются сущность политической философии, стратегии войны и мира, образование и природа суперкласса, обладающего наибольшей полнотой власти и богатства, проблемы политической модернизации современных государств. Особое внимание уделяется истории развития российской политики, а именно деятельности и миросозерцанию князя Владимира. Рассматриваются вопросы мировой политики и международного права. В разделах, посвященных культуре, анализируются основополагающие проблемы развития национальной и мировой культуры в глобализирующемся мире, в частности, развитие науки, литературы, искусства и эстетики в западноевропейских и восточных странах, актуальные проблемы образования, научного знания в России и за рубежом, а также проблемы воспитания молодежи. В разделе «Религия» исследуются проблемы Логоса, то есть взаимоотношения иудаизма, эллинизма, христианства и ислама. Обстоятельно анализируется учение Сергия Радонежского и его значение для судеб России. Рассматривается жизнь и деятельность Оптинских старцев Макария, Амвросия, Варсонофия, а также философско-религиозные взгляды К. Леонтьева и Паисия Святогорца. В книгу включены воспоминания, интервью, материалы встреч и бесед с выдающимися политиками, учеными, деятелями культуры.

  О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2016 год >>
2015  
 

Петровская Е.В., Аронсон О.В. Что остается от искусства. М.: Институт проблем современного искусства, 2015. 344 c. (Труды ИПСИ. Том II) 

Сборником статей Олега Аронсона и Елены Петровской Институт проблем современного искусства (ИПСИ) продолжает знакомить отечественную художественную общественность с трудами преподавателей института, посвященными актуальным проблемам современного искусства и тем направлениям в философии ХХ века, которые исследуют цели и смыслы эстетических практик.
Обсуждение тем, которые затрагивают в своих статьях и диалогах Олег Аронсон и Елена Петровская, помогает читателю осознанно интерпретировать актуальную художественную проблематику в контексте кризиса основ неолиберального капитализма.


Кормин Н.А. В. Соловьев и Э. Гуссерль: импликация эстетического. Т. 1. Ч. 2. Постановка проблемы. Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2015. 209 c. 

В монографии впервые дается сравнительный анализ подходов к трактовке эстетического в философии В. Соловьева и Э. Гуссерля, которые исходят из признания необходимости новой философской формы логики, оперирующей возможностями понимания структурного отношения между интуитивным и дискурсивным и в эстетическом сознании. Эта форма была эксплицирована и поставлена ими и в виде проблемы эстетического – некой аксиомы интеллигибельности в философии, к которой можно подойти и логически, но только в случае допущения некоторых фактических ограничений; они не опознаются в понятии, а возвращают нас к своего рода тайне смысла, проступающей на вершине очевидности.

  О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2015 год >>
2014  

Бычков В.В. Эстетика Блаженного Августина. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. 528 с.

Монография посвящена анализу эстетических взглядов и представлений одного из крупнейших отцов Церкви блаженного Аврелия Августина (354-430). Показано, что благодаря его особой эстетической восприимчивости им была создана целостная, имплицитно данная эстетическая система, возникшая на стыке античной и христианско-средневековой философско-мировоз­зренчес­ких культур. Предпринята попытка корректной реконструкции этой системы, включающей в себя все основные феномены эстетического опыта: художественное творчество, восприятие эстетического на основе иррационально-рационального суждения, понимание искусства и его содержания – красоты, проблемы структурных закономерностей красоты, семиотические аспекты искусства, смысл эстетического идеала как пути к Богу и блаженной жизни. Эстетические взгляды Августина раскрываются в контекстах его достаточно бурной жизни, отражающей все сложности переходного периода того времени, и находившейся в процессе активного становления его богословской системы. Показано, как в творчестве Августина преломились эстетические представления многих античных и раннехристианских авторов (Плотина, Цицерона, Эпиктета, апологетов II-III в.). Книга рассчитана, как на специалистов в области раннехристианской культуры, так и на всех интересующихся проблемами истории культуры, искусства, эстетики читателей.

Долгов К.М. В поисках Бога и Человека. Курс лекций. М.: МГИМО-Университет, 2014. 360 с. (Сер. «Культура и религии народов мира»).

Материалы лекций, посвященных проблемам духовного формирования и развития человечества. В Москве эти лекции читались в МГИМО, Дипломатической академии, МГУ им. М.В.Ломоносова, Академии общественных наук, Институте общественных наук при ЦК КПСС, Московской консерватории, ГИТИСе, Художественном институте им. В.И.Сурикова, ВГИКе. Автор выступал с лекциями и докладами по данной тематике в университетах США, Канады, Германии, Франции, Швейцарии, Италии, Испании, Греции, Нидерландов, Финляндии, Швеции, Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии, Словении, Сербии, Чехии, Словакии, Китая, Южной Кореи, Японии, Египта, Израиля, Бразилии, Кубы, а также в Белоруссии, Украине, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, Армении, Литве, Латвии, Эстонии. В монографии по-новому рассмотрены общее и особенное мировых религий, цивилизаций и культур, а также пути преодоления их неизбежных расхождений.

 

О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2014 год >>

2013

 

 

Бычков В.В., Маньковская Н.Б., Иванов В.В. Триалог plus. М.: Прогресс-Традиция, 2013. 496 с., ил.

Книга является своеобразным продолжением и развитием монографии «Триалог: Живая эстетика и современная философия искусства» (М.: Прогресс-Традиция, 2012), но одновременно совершенно самодостаточной, структурно и методологически отличной от нее работой. Наряду с дискуссией авторов по многим актуальным вопросам современной философии искусства, эстетики, культурологии в книгу включен обширный блок откликов известных исследователей-гуманитариев на большой «Триалог» (2012), многие из которых активно вступают в теоретическую дискуссию с авторами по тем или иным значимым для современной гуманитарной науки проблемам. В книге идет плодотворный разговор о проблемах изображения, выражения, символизации и симулякризации в искусстве, о границах его пострецептивной герменевтики, об эстетике как образе жизни. Анализируются некоторые концепции как современных теоретиков искусства (П. Вайбель), так и классиков (Н. Бердяев); обсуждаются яркие явления в искусстве последнего времени (М. Абрамович, М. Уэльбек, Я. Кунеллис, С. Вальц, А. Балабанов). Много внимания уделено своеобразию символизма как художественного направления, анализируется дух символизма и его мифологические истоки на примерах живописи Гюстава Моро. Дан анализ научной деятельности одного из авторов книги в связи с его 70-летием.

  О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2013 год >>
2012

 

Синий диван. № 17/ Ред. Е.В. Петровская. М.: Три квадрата, 2012.  

 

Юбилейный выпуск «Синего дивана» – журнал выходит с 2002 г. – посвящен теме, актуальность которой трудно переоценить: речь идет о пробудившемся гражданском самосознании, что проявилось в протестных акциях российских граждан, начавшихся в декабре 2011 г. Авторы номера размышляют над изменившимися контурами современной политики, обращаются к новому языку, создаваемому в недрах самого протестного движения, а также пытаются ответить на вопрос, какова этика действия, в том числе и терпящего поражение. Тексты отечественных исследователей (В. Подорога, С. Зенкин, Н. Брагинская и др.) дополнены размышлениями их западных коллег (Дж. Батлер, А. Негри).

Презентация нового номера «Синего дивана» в Фаланстере >>


Публикации СМИ:

Петровская Е. Безымянные сообщества

Петровская Е. Безымянные сообщества. – М.: Фаланстер, 2012. – 384 с. – ISBN: 978-5-9903732-1-1.

Книга посвящена практически не исследовавшейся в России проблеме сообщества, понимаемого не как институциональное образование, но как условие прочтения самых разных текстов современной культуры. В сферу рассмотрения включаются такие сюжеты, как художественный авангард начала ХХ века, утопическое в массовой культуре, событие и документ (в том числе Событие с заглавной буквы), образ в противоположность изображению, «множество» и размышления о политических изгоях. Сообщество, понимаемое как форма коллективной аффективности или как «другое» существующего общества, оставляет след в литературных, кинематографических и фотографических произведениях.

 

Полный текст (на сайте издательства «Фаланстер»)

 

Публикации СМИ:

 

О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2012 год >> 

2011  
Бычков В.В. Эстетика. Учебник для вузов

Бычков В.В. Эстетика. Учебник для вузов. M.: ГРИФ, 2011. 452 с.

Курс лекций известного ученого с мировым именем является учебником нового поколения, учитывающим новейшие достижения гуманитарного знания и опыт самого современного искусства; ориентирован на молодежь XXI в.; соответствует новейшим требованиям Государственного образовательного стандарта. Представляет собой полный курс эстетики, включающий краткий обзор истории эстетики, развернутое изложение эстетической теории, основных идей и проблем классической эстетики, выраженных в ее главных категориях, и подробный анализ современного состояния искусства и неклассической эстетики, возникшей на основе авангардно-модернистско-постмодернистского художественно-эстетического опыта XX в. и продвинутого философско-эстетического дискурса. Уделено внимание новейшему разделу современной эстетики — виртуалистике, изучающей опыт нарождающегося компьютерно-сетевого искусства и эстетической навигации в Сети.
Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных дисциплин вузов и всех желающих повысить свою эстетическую культуру.

 

О других публикациях - в научном отчёте сектора за 2011 год >>

2010 - 1984  
Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства

Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. М.: Университетская книга, 2010. 784 с.

Монография представляет собой современное исследование по эстетике, которое автор относит к пространству постнеклассической эстетики, усматривая в ней три взаимодополняющих компонента: метафизическое ядро - классическую эстетическую теорию в ее современном понимании; нонклассику – имплицитную эстетику XX века, реконструируемую на основе авангардно-модернистского и постмодернистского искусства прошлого столетия и соответствующих теоретических дискурсов; виртуалистику – нарождающуюся теорию виртуального эстетического опыта, складывающегося в сети Интернет. Соответственно, в первом разделе дается современное понимание предмета эстетики, краткая история эстетической мысли, система основных эстетических категорий. Особое внимание уделено современным смыслам эстетического и искусства. Второй раздел посвящен реконструкции альтернативного классическому эстетического опыта и сознания XX века в контексте анализа основных направлений и феноменов авангардно-модернистско-постмодернистского искусства. В третьем разделе намечены основные проблемы виртуального эстетического опыта и сознания, связанных с новейшими видами арт-практик: видео-артом, интерактивным искусством, интернет-артом, виртуал-артом и т.п.; вводится и уточняется рабочая терминология, необходимая для изучения этой сферы современной эстетики, за которой большое будущее.

Петровская Е. Теория образа

Петровская Е.В. Теория образа. М.: РГГУ, 2010. ISBN: 978-5-7281-1173-3

Рассматриваются основные подходы к проблеме видимого и невидимого в работах ведущих современных философов и культурологов, таких как М.Мерло-Понти, Ж.-Л.Марьон, М.-Ж.Мондзен, Ж.-Л.Нанси, Ж.Деррида, Р.Барт, Р.Краусс и В.Флюссер. Автор стремится не только представить взгляды этих теоретиков в избранной ими оригинальной перспективе (недостаточность «чтения» визуального в качестве набора знаков), но и наметить предметное поле новой дисциплины – исследование визуального.
Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов.

Бычков В.В. Феномен иконы

Бычков В.В. Феномен иконы. М.: Ладомир, 2009. 638 с.

В книге предпринят всесторонний анализ феномена иконы, игравшего в русской культуре на протяжении многих столетий важнейшую духовно-эстетическую роль. Прослежена история возникновения и становления иконы и ее теории от ранней Византии, Древней Руси до России XX в. Исследование идет на нескольких уровнях: изучено становление теории иконы на богословском, философском, эстетическом уровнях; проанализирован художественный язык иконы на ее высших ступенях развития – в Византии и Древней Руси. На уровне духовно-эстетической теории иконы исследованы все основные источники, начиная от крупнейших византийских отцов Церкви Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, отцов VII Вселенского собора, известных мыслителей Древней Руси и до русских религиозных философов и богословов первой пол. XX века Е.Трубецкого, П.Флоренского, С.Булгакова, В.Лосского, Л.Успенского, П.Евдокимова и др. На уровне художественной практики подробно исследован ряд шедевров византийского искусства и творчество крупнейших русских иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Ферапонтовского и некоторых других. В общем контексте исследования особое внимание уделено таким духовно-эстетическим явлениям, формировавшим многомерный и полисемантичный феномен иконы, как образ, символ, прекрасное, свет, иконографический канон, софийность искусства, эстетика цвета и формы, литургический синтез искусств. Исследование ориентировано на широкие круги заинтересованных читателей, хорошо иллюстрировано.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века (Автор проекта, отв. редактор В.В. Бычков). М.: РОССПЭН, 2003. 607 с.

Энциклопедическое научно-информационное концептуальное исследование, посвященное крупнейшему в истории культуры переходному периоду - художественно-эстетической культуре XX века – от классической Культуры к принципиально иному эстетическому сознанию и артпроцессам техногенно-компьютерной цивилизации XXI в. Открытый гипертекст коррелирующих друг с другом и иными интертекстуальными феноменами статей, выявляющий специфику, главные тенденции, направления, систему понятий и терминов, утвердившихся для их обозначения, а также главные персоналии художественно-эстетической культуры XX в. в контексте основных парадигм европейской классической традиции, как ее логически-алогичное завершение. При этом основное внимание уделено именно новаторским, неклассическим, постклассическим феноменам и личностям, характеризующим более чем столетний процесс движения в культурном пространстве: авангард- модернизм – постмодернизм, в сферах эстетического сознания и визуальных искусств, главным образом, но также в литературе и музыке от символизма и импрессионизма до арт-проектов конца XX в. Статьи Лексикона учитывают новейшие достижения в сфере гуманитарного знания, написаны доступным самым широким читательским кругам языком, снабжены богатой библиографией.

Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры В 2-х тт. Том 1.

Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры В 2-х тт. Том 1. Раннее христианство. Византия. Том 2. Славянский мир. Древняя Русь. М.: Университетская книга, 1999.

Монография известного философа, культуролога, искусствоведа В.В. Бычкова представляет собой уникальное исследование становления, развития и бытия христианской культуры на протяжении почти двухтысячелетнего периода ее существования под углом зрения художественно-эстетического сознания на материале восточно-христианского (православного) ареала: патристика, Византия, южные славяне, Древняя Русь, Россия Нового времени. В книге анализируется совокупность таких феноменов, как христианский символизм (понимание образа, символа, аллегории, знака), антиномизм, концепции духовного эроса, творения и творчества, прекрасного и искусства; актуализация пространственно-временного континуума в искусстве; много внимания уделено таким феноменам, как икона (ее богословие, философия, художественный язык), эстетика аскетизма, литургический синтез искусств и др.
Первый том посвящен раннему христианству и Византии. Второй охватывает христианскую культуру от крещения южных и восточных славян по XX в. Прослеживается трансформация основных парадигм христианской культуры у русских религиозных писателей и мыслителей XIX-XX в. и в таких культурных движениях «серебряного века», как символизм, авангард, неоправославие. Наряду с традиционными для христианства проблемами уделено внимание и таким дискуссионным, как софийность, соборность, теургия, новейшим представления о символе и др.

Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI–XVII века

Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI XVII века (Автор проекта, отв. редактор В.В. Бычков). М.: Ладомир,1996. 560 c.

Авторы книги не пишут впрямую об этой таинственной «русской душе». Они исследуют духовно-художественные ценности, созданные ею на протяжении семи столетий (XI-XVII вв.), в которых она нашла наиболее полное, адекватное и, что особенно важно, общечеловеческое выражение. Здесь исследуется тот единый могучий организм художественной культуры средневековой Руси (ее эстетическое сознание; духовность, соборность, софийность, каноничность ее феноменов; художественные языки и поэтики литературы, архитектуры, иконописи, пластики, церковной музыки и т. д. в их многообразии и целостности), который составил существенный пласт мировой культуры и благодаря которому Россия стала той Россией, какой ее знает все человечество.

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI–XVII века

Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI XVII века. М.: Мысль,1995. 637 c.

Монография В.В.Бычкова – первое в отечественной и зарубежной науке систематическое исследование становления и развития духовной и эстетической культуры на Руси. К изданию книги привлечен редкий и богатый иллюстративный материал по истории художественной культуры Средневековья.


Бычков В.В. Эстетика отцов церкви

Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. М.: Ладомир, 1995. 593 с.

Монография является первым в мировой науке систематическим исследованием раннехристианской эстетики, нашедшей отражение в святоотеческой письменности. Отцы Церкви, как и вообще мыслители древности и Средневековья, не занимались естественно собственно проблемами эстетики, т. к. на уровень научного осмысления эта проблематика вышла значительно позже, только в Новое время. Однако эстетическое сознание, как одна из древнейших форм сознания, имплицитно воплощавшееся полнее всего в художественной культуре и религиозном культе, достаточно рельефно выразилось и в многочисленных богословских текстах отцов Церкви. Выявлению эстетических представлений первых христианских богословов (а они легли в основу всей христианской культуры) и посвящена данная монография.
Эстетическое сознание отцов Церкви рассматривается в контексте формирования их общихфилософско-богословских взглядов; в работе показано становление фундаментальных положений христианского вероучения (о Боге, Воплощении ЛогосаХриста, творении мира, софийности творения, концепции любви, проблемы человека и Церкви и т.п.) и место среди них и роль в их формировании эстетических представлений и феноменов.


Бычков В.В. Малая история византийской эстетики

Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: "Путь к истине", 1991. 408 с.

 

В истории средиземноморских культур многие нити, имеющие начало в почти непроницаемых глубинах древности, стягиваются к таинственному культурно-историческому феномену, «тысячелетнему» анонимному царству,— получившему название только после своей физической гибели, — к Византии. И многие линии духовного развития стран Западной Европы и православного Востока последнего тысячелетия берут свое начало в этой полумистической, но отнюдь не мифической культуре — византийской.

В данной работе элементы эстетического сознания и эстетическая мысль византийцев реконструируются в основном на базе вербальных источников — богословских, исторических, филологических трактатов, произведений византийской литературы, гимнографии, красноречия и т. п. В этом плане предлагаемая читателю монография продолжает «Византийскую эстетику» 1977 г., которая была написана как своего рода теоретическое введение в историю византийской эстетики. Там было показано место эстетического сознания в системе византийской духовной культуры, были выявлены некоторые специфические черты византийской эстетики, осмыслены центральные категории. Там же была намечена и периодизация, которая легла в основу настоящей работы. Она в основном опирается на традиционную периодизацию византийской культуры: I—III вв.— раннехристианский, или предвизантийский, период, когда началось активное формирование основных идей и принципов собственно византийской эстетики. IV—VII вв.— ранневизантийский период, совпадающий с «золотым веком» (VI в.) византийской культуры; на него приходится и начало расцвета византийской эстетической мысли, формирование основных понятий, концепций, категориального аппарата. VIII — пер. пол. IX вв — иконоборческий период, в который была осуществлена детальная и всесторонняя разработка теории образа в связи с изобразительным искусством — теория культового образа, иконы. Втор. пол. IX—XII в. (до нашествия крестоносцев) — время зрелости и стабилизации художественно-эстетической культуры и эстетического сознания с яркой тенденцией к реставрации и идеализации позднеантичных и ранневизантийских мотивов. XIII — сер. XV в.— период противостояния церковно-исихастского и антикизирующего направлений в клонящейся к закату византийской культуре.

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина

Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство,1984. 264 c.

В книге дается краткий очерк жизни и деятельности выдающегося мыслителя прошлого Аврелия Августина, показывается его место в позднеантичной культуре, кратко очерчиваются его основные философско-мировоззренческие взгляды. Главное внимание уделяется эстетическим взглядам мыслителя.
Дается анализ соотношения у Августина рационального и эстетического, рассматриваются основные категории его эстетики.
Для специалистов - эстетиков, философов, искусствоведов, а также читателей, интересующихся историей культуры.