Институт Философии
Российской Академии Наук




  Духан И.Н. Мерло-Понти и Сезанн: к становлению феноменологии видимого
Главная страница » Периодические издания » Историко-философский ежегодник » Историко-философский ежегодник. 2011. №2010 » Духан И.Н. Мерло-Понти и Сезанн: к становлению феноменологии видимого

Духан И.Н. Мерло-Понти и Сезанн: к становлению феноменологии видимого

Живопись и экзистенциальная проекция личности Поля Сезанна сыграли заметную роль в формировании новаторской феноменологии Мориса Мерло-Понти. В статье рассматривается движение философа к проекту феноменологии видимого в корреляции с его обращением к творчеству Сезанна. Мерло-Понти вступает в активный диалог с художником в 1940-е г. («Сомнение Сезанна». 1945) на этапе кристаллизации своего собственного стиля философствования, сезанновские образы сохраняются в сердцевине его размышлений вплоть до самых поздних сочинений и записей конца 1950-х – 1961 гг.

Усиление интереса Мерло-Понти к живописи вообще и творчеству Сезанна в особенности возникает в период наиболее интенсивной проработки философом основных концептов его феноменологии. Статья «Сомнение Сезанна» опубликована в год выхода его opus magnum «Феноменология восприятия», последняя прижизненно изданная работа «Око и дух» пишется в основном летом 1960 г., во время кристаллизации идей «Видимого и невидимого».

Феноменология Мерло-Понти – пример исключительного доверия к видимому как свидетельству изначального бытия. Искусство видимого – живой идеал философского мышления – вызов философской рефлексии. Новаторство Мерло-Понти – в претворении новой феноменологии видимого в процессе переосмысления гуссерлевского проекта феноменологии. Видимое есть квинтэссенция всей совокупности телесного опыта, «поверхность неисчерпаемой глубины», и в унисон ренессансным авторам Мерло-Понти говорит об универсальной всеобъемлющей силе глаза и зрения, способного распознать сущности мира. Оригинальный стиль философствования Мерло-Понти пластично обогатился живописным умозрением Сезанна, многие идеи философа – «плоть мира», «хиазма», «дикое бытие» – получили свою кристаллизацию в этом живом диалоге.

 

Ключевые слова: феноменология, философия искусства, М. Мерло-Понти, П. Сезанн, пространство и время, видимое, перспектива, живопись ХIХ в.