Институт Философии
Российской Академии Наук




  Страницы истории
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Страницы истории

Страницы истории


    
Сотрудники сектора этики прошлых лет
    
    
Советские этики 1950–1990-х годов
    
    
Конференции. Школы. Дискуссии
    
    
Публикации сектора этики 1960 - начала 1990-х годов
    
    
Диссертации, защищенные в секторе этики

 

Этические исследования в Институте философии

Сектор этики и этические исследования в ИФ АН СССР (1959–1974)

Сектор этики был образован в Институте философии АН СССР в августе 1960 года на основе группы этики, работавшей в течение года до этого в составе сектора исторического материализма. Перед сектором ставились исследовательские задачи, связанные главным образом с проблематикой коммунистического морали и нравственного воспитания. Среди первых его сотрудников были О.Н. Крутова (1929–1995), Т.С. Лапина (?–), М.Н. Пеунова (1922–1979), О.П. Целикова (1922–2009). В течение нескольких последующих лет в состав сектора вошли Л.В. Коновалова (1937–2000), Э.Б. Гудилина (1931–2013), Р.В. Петропавловский (1925–1998), Н.А. Головко (1925–2008).

 

Первым заведующим сектором стал доктор философских наук, профессор М.Г. Журавков (1906–1993), выпускник Института философии Комакадемии (1936), Высших всеармейских военно-политических курсов (1947), в течение более десяти лет преподававший в Военно-политической академии. Журавков был активным приверженцем принципа партийности этики и последовательно проводил этот принцип в своих разработках. В развитие своего понимания этики в какой-то момент он стал ратовать за перевод сектора из отдела исторического материализма в отдел научного коммунизма, что вызвало противодействие со стороны значительной части сотрудников сектора. Но в целом разработки сектора велись по преимуществу именно в этом русле. Как предмет марксистской этики обозначался: «мораль и коммунистическая мораль в особенности», так и в публикациях сектора первых полутора десятилетий (а у некоторых и до середины 1990-х годов) разбор даже традиционных для моральной философии проблем, например, долга, свободы, ответственности, моральной нормативности и других непременно доводился до их прояснения в свете «марксистского подхода» и принципов «коммунистической морали», а также в борьбе с «буржуазной идеологией».

 

Постепенно, в силу самой логики исследовательского углубления в предмет, внимание некоторых сотрудников сектора смещается в сторону большего теоретизирования. В связи с этим следует отметить работы М.Н. Пеуновой по истории русской этики (с преимущественным вниманием к мыслителям материалистической и демократической ориентации), О.Н. Крутовой, стремившейся выстроить понятие морали на основе реконструкции марксистской социально-исторической концепции, Л.В. Коноваловой по гносеологической проблематике морали, разрабатывавшейся в рамках критики концепций западных авторов, в основном представлявших аналитическое направление; в продолжение этих исследований Коновалова впоследствии подготовит и издаст перевод «Принципов этики» Дж.Э. Мура (1981), а со временем и второе его издание.

 

Яков Абрамович Мильнер-Иринин. В 1963 году в Институте философии прошло обсуждение книги Я.А. Мильнера-Иринина (1911–1989) «Этика, или Принципы истинной человечности», изданной в издательстве АН СССР минимальным тиражом на правах рукописи специально для обсуждения. Мильнер- Иринин, сотрудник Института философии Комакадемиии (1933–1935), старший научный сотрудник Института философии АН СССР (1943–1948, уволенный на волне государственной кампании антисемитизма – так называемой борьбы с «безродным космополитизмом»), работал над концепцией этики с начала 1930-х годов. Концепция Мильнера-Иринина представляла собой пламенную проповедь идеи коммунизма, трактовавшейся через укорененные в совести принципы «истинной человечности». Беззаветный сторонник учения Маркса, избавленного от тенет сталинизма, Мильнер-Иринин, тем не менее, рассматривал мораль (в форме совести) как первичный фактор становления человека и общества, т.е. очевидно натуралистически, вопреки историко-материалистическому учению о морали как форме общественного сознания – идеологической надстройки над экономическим базисом. Дискуссия прошла в резко критическом по отношению к предлагаемой Мильнером-Ирининым концепции тоне. Несколько позже он опубликовал две большие статьи по главам книги в знаменитом Тбилисском сборнике – «Актуальные проблемы марксистско-ленинской этики» (вступ. ст. и общ. ред. Г.Д. Бандзеладзе. Тбилиси: Изд-во Тбилисского гос. университета, 1967), большинство авторов которого были единомышленники Мильнера-Иринина, в дальнейшем, вплоть до 1989 года, он был лишен возможности публиковаться. В 1986 году книга под названием «Этика» была издана на немецком языке Петером Эленом (München: Johannes Berchmans Verlag, 1986). Полное издание книги на русском языке появилось в лишь 1999 году.

 

Олег Григорьевич Дробницкий. Наиболее значительные результаты в этических исследованиях 1960–1970-х годов были достигнуты О.Г. Дробницким (1933–1973) научным сотрудником сектора научной информации Института философии (1963–1973). Дробницкий начинал исследования с изучения западной, этической мысли. Его первые статьи посвящены разборам аналитической этики и некоторых других направлений. В перспективе к последующим трудам Дробницкого можно сказать, что для него это были важные шаги в освоении мировой моральной философии. Его работы начала 1960-х годов написаны в духе идейной борьбы. Но накал идейного противостояния очевидно спадает в его работах к середине 1960-х годов и практически сокращается до минимума в его зрелых работах. Определяющую роль в этом сыграла серия встреч и дискуссий между советскими и британскими этиками в 1968–1970 годах, в которых Дробницкий принял активное участие. По итогам тех встреч им были опубликованы в «Вопросах философии» интересные обзоры, довольно быстро переизданные в американском журнале «Soviet Studies in Philosophy». По свидетельству Дробницкого, встречи с британскими этиками предоставили возможность прямого обмена мнениями и способствовали освобождению обеих сторон от стереотипов и предубежденностей в восприятии друг друга. Последствия этих встреч можно проследить, сопоставляя тексты докторской диссертации Дробницкого, которую он защитил в 1969 году, и выросшего из нее фундаментального труда «Понятие морали» (М.: Наука, 1974), отличающегося как качественным расширением круга референтной литературы, так и по более развитой аргументации. К сожалению, эта книга последним трудом Дробницкого, подготовленным им самим к печати. В марте 1973 года жизнь Дробницкого трагически оборвалась в авиационной катастрофе. Период научной активности Дробницкого охватывает всего тринадцать лет; за это время он опубликовал несколько книг и десятки статей, глав в книгах, статей в словарях и энциклопедиях. Развернутой концепцией морали как способа нормативной регуляции Дробницкий задал российским исследованиям в области моральной философии теоретическую планку на несколько десятков лет вперед.

 

В 1974 году в связи с переходом М.Г. Журавкова на работу в Институт культуры исполняющим обязанности заведующего сектором этики стала Н.А. Головко ‒ вплоть до прихода на эту должность в 1979 году Л.М. Архангельского (1925–1982), до этого декана философского факультета Свердловского (ныне Екатеринбургского) университета, одного из тех представителей первого поколения возобновленной советской этики, которые стремились уйти от повышенной идеологизированности этики и повысить уровень ее теоретичности. Он организовал ряд дискуссий – о моральных качествах личности, методологии этических исследований, роли моральных ценностей в развитии цивилизации, соотношении этики и идеологии, по итогам которых были изданы коллективные труды. В эти годы сотрудниками сектора стали И.Н. Михеева, М.А. Макаревич, В.А. Шердаков (1934–2002).

 

После безвременной кончины Архангельского сектор этики был объединен с сектором философских проблем личности под руководством Л.П. Буевой (1926–2020). Группа этики в объединенном секторе возглавлялась О.П. Целиковой. В этот период сотрудниками сектора был опубликован ряд сборников научных статей по истории русской этики, моральным проблемам современности, моральным противоречиям, сознанию и поведению, нравственному прогрессу, моральному воспитанию.

 

1960-е – первая половина 1980-х годов отмечены регулярным проведением конференций по различным этическим проблемам, собиравших специалистов по этике и вузовских преподавателей, интересующихся этикой, со всего СССР. Сектор этики выступал соорганизатором многих из этих конференций, среди которых заслуживают упоминания конференции в Тамбове (1965, 1976, 1978), Курске (1967), Новосибирске (1970, 1979), Воронеже, Ростове-на-Дону, Алма-Ате (1981), Киеве и др. Состоялись симпозиумы совместно с этиками Болгарии, ГДР, Польши и Чехословакии. В 1980–1985 годах сектор этики совместно с Философским обществом СССР провел ряд школ молодых ученых. Названия школ привязывались к конъюнктурным политическим темам, однако по сути они предоставляли площадку для обмена мнениями по широкому кругу вопросов интересных и для младших, и для старших участников школ.

 

Перестройка и новые перспективы (1987–2001). В 1987 году на заведывание сектором был приглашен профессор философского факультета Московского университета им. М.В. Ломоносова А.А. Гусейнов. Он в свою очередь пригласил в сектор этики своих молодых коллег из МГУ Р.Г. Апресяна* и О.П. Зубец, спустя некоторое время – Б.О. Николаичева и О.В. Артемьеву, а также Л.В. Максимова, незадолго до этого успешно защитившего в Институте философии докторскую диссертацию. Вместе с тем, ряд сотрудников (В.А. Шердаков, Н.А. Головко, Р.В. Петропавловский, М.А. Макаревич, Э.Б. Гудилина, И.Н. Михеева) по разным мотивам покинули сектор.

Первые годы заведывания Гусейновым сектором совпали с периодом бурных социально-политических изменений, происходивших в СССР под лозунгами перестройки и гласности; эти изменения к открытию широких возможностей для новаций и творчества как в научной деятельности, так и в общественной жизни.

 

В конце 1980-х годов предпринимались различные попытки переосмысления этической проблематики. Они шли в нескольких направлениях, условно говоря, «назад к Ленину», «назад к Марксу», «назад к философской классике», «к новым современным проблемам». Первая линия прослеживается в таких изданиях, как «Общечеловеческое и классовое в морали» (Отв. ред. Р.В. Петропавловский. М.: ИФАН СССР, 1990), «Марксистская этическая мысль в СССР (20-е – первая половина 30-х годов)» (Отв. ред. Р.В.Петропавловский, О.П.Целикова. М.: ИФ Ан СССР, 1989), «Партийная этика. Документы и материалы дискуссии 20-х годов» (Отв. ред. А.А. Гусейнов, М.В. Искров, Р.В. Петропавловский. М.: Политиздат, 1989). Вторую и третью можно проследить в новом переработанном издании «Словаря по этике» (6-е изд. М.: Политиздат, 1989), к подготовке которого И.С. Кон пригласил А.А. Гусейнова. На основе этого издания Р.Г. Апресяном* под руководством А.А. Гусейнова была подготовлена версия словаря для издания на английском языке (Moscow: Progress Publ., 1992) еще более открытая мировым философско-этическим традициям. В конце 1980-х Гусейнов задумывает научно-популярное периодическое издание «Этическая мысль: Научно-публицистические чтения», которое выходит в трех выпусках (М.: Политиздат, 1988, 1990, 1992), в которых были представлены многие замалчивавшиеся десятилетиями имена и идеи.

 

Осенью 1988 год по инициативе Коноваловой в Институте философии проводится советско-американский научно-теоретического семинар «Этика отношения к безнадежно больным». Биоэтическая проблематика, продвигаемая потихоньку с конца 1970-х годов И.Т. Фроловым и Б.Г. Юдиным, оказалась представленной философской и научной общественности с небывалой широтой. Коновалова многое сделала для популяризации биоэтической проблематики на первых этапах ее развития; ее усилия в этом направлении увенчались в книге «Прикладная этика. Вып. I. Биоэтика и экоэтика» (М.: ИФРАН, 1998), быстро ставшей популярной.

 

Осенью 1990 года по инициативе Апресяна* в Институте философии состоялся советско-британский симпозиум «Мораль и пути ее рационального обоснования», в котором с британской стороны приняли участие такие выдающиеся философы, как Ричард Хэар, Филиппа Фут, Бернард Уильямс, Джеймс Гриффин. По итогам симпозиума была опубликована книга «Мораль и рациональность» (М.: ИФРАН, 1993).

 

В 1994 году в связи с переходом Гусейнова на должность заместителя директора Института философии, заведующим сектором этики становится Апресян*.

 

Важным вкладом в развитие этики как университетской дисциплины стал учебник А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна* «Этика», издававшийся издательством «Гардарики» в 1998–2005 годы.

 

Значительным шагом по систематизации и осмыслению этического знания стал инициированный Гусейновым и поддержанный Российским фондом гуманитарных исследований проект по созданию энциклопедического словаря «Этика» (Под ред. Р.Г. Апресяна*, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001).

 

Эти два издания – учебник и энциклопедический словарь – стали итоговыми в коренной перестройке этических исследований в ИФ.

 

В 1997 году к работе в секторе на началах совместительства активно подключается А.В. Прокофьев, с 2013 года работающий в ИФ РАН на полной ставке.

Современные исследования и разработки

Современный период отмечен исследовательской и образовательной работой, ведущейся по разным направлениям и разных форматах.

 

С новым учебником и энциклопедическим словарем на руках сектор этики провел трехлетний международный образовательный проект «Развитие этического образования в высшей школе» (2004–2006).

 

Международный образовательный проект «Развитие этического образования в высшей школе» (2004–2006). В 2003 году заведующий сектором Р.Г. Апресян* инициировал подготовку трехлетнего международного проекта по развитию этического образования в высшей школе. Участниками проекта стали прошедшие конкурсный отбор молодые преподаватели из Армении, Беларуси, Латвии, Литвы, России и Украины.

Проект был ориентирован на достижение определенных целей – на переосмысление содержания этического образования, а также этического содержания в преподавании социальных и гуманитарных наук, на понимание роли этического образования в социальных и гуманитарных науках как части подготовки специалистов; на овладение новыми образовательными технологиями в преподавании этики в виде целостного курса или отдельных моделей в курсе и т.д. Проект осуществлялся в виде ежегодных двух- трехнедельных летних школ, трехдневных зимних семинаров и межсессионных заочных дискуссий (в формате форума). Каждая школа представляла собой отдельный этап проекта. Первая летняя школа была посвящена главным образом переосмыслению роли этики в преподавании гуманитарных и общественных наук, анализу содержания учебных программ и критическому сравнению учебников. Решение этих задач предполагало и более глубокое понимание самой этики. Поэтому на школе были представлены краткие курсы и семинары по историко-философским и метаэтическим проблемам. Участникам также были представлены мастер-классы по современным методам преподавания общественных и гуманитарных наук. На второй летней школе акцент был сделан на рассмотрении миссии этики как элемента профессионального образования. Поэтому значительное внимание было уделено анализу нормативных и прикладных проблем, а также методов их преподавания, способам адаптации к специальности студентов. Третья летняя школа, помимо прочего, в значительной мере была посвящена анализу результатов творческой работы участников. Ко времени третьей школы ряд участников подготовили обновленные программы своих курсов и представили на общее обсуждение. Межсессионные семинары также были по-разному тематически сфокусированы. Семинар в Каунасе был посвящен обсуждению специфики прикладной и профессиональной этики, семинар в Киеве – обсуждению проблематики общественной морали, семинар в Саранске – преподаванию экологической этики в высших учебных заведениях. Проект завершился заключительным семинаром в Москве, на котором участники школ представили разработки этического ситуационного анализа для использования в преподавании этики и других социально-гуманитарных дисциплин.

 

На базе образовательного проекта и в продолжение проходивших на втором этапе проекта дискуссий было проведено коллективное научное исследование «Общественная мораль: методология исследования, нормативно-этические и этико-прикладные проблемы» (2006–2007), по итогам которого был издана книга, содержавшая дискуссию об общественной морали и серию статей, часть которых была посвящена прикладным социально-этическим проблемам (М.: Альфа-М, 2009).

 

Предпринятый на рубеже 1990-х годов проект научно-популярного ежегодника «Этическая мысль» получил продолжение в 2000 году в виде теоретического ежегодника, преобразованного в 2015 году в журнал с периодичностью два выпуска в год (гл.ред. А.А. Гусейнов). Сориентированный на профессиональную аудиторию, журнал публикует результаты исследований, проблемно-тематически охватывающих весь спектр этического знания (этическую теорию, историю моральной философии, нормативные и прикладные проблемы и т.д.).

 

Одним из наиболее резонансных событий в секторе этики стала дискуссия «О праве лгать», прошедшая в рамках теоретического семинара сектора в декабре 2007 и затем в разных формах продолжавшаяся несколько лет. Одним из ее результатов стала книга «О праве лгать» (Отв. ред. Р.Г. Апресян*. М.: РОССПЭН, 2011).

 

Дискуссия о допустимости лжи, по мотивам кантовского эссе «О праве лгать из человеколюбия». Дискуссия о допустимости лжи в чрезвычайных ситуациях (лжи во благо, лжи во спасение) началась с доклада Апресяна* на теоретическом семинаре сектора этики в конце декабря 2007 года. Непосредственным предметом анализа в докладе выступило знаменитое эссе Иммануила Канта «О праве лгать из человеколюбия». Этот доклад заставил участников дискуссии определиться со своей позицией или точнее выразить свою позицию по этому частному, но далеко не второстепенному вопросу и по целому ряду более общих проблем теоретической и нормативной этики. Некоторые неочевидные до обсуждения метаэтические и нормативно-практические разногласия между членами российского философского сообщества приобрели в ходе полемики ярко выраженный и глубоко осознанный характер в связи с тем, что участники имели возможность неоднократного возвращаться к своей аргументации, обдумывать реакцию на нее все новых и новых коллег, знакомиться с новыми ракурсами обсуждаемой проблематики. Дискуссия развивалась в несколько этапов, реплики и даже отдельные вопросы к докладчику, прозвучавшие в первоначальной беседе, разрастались до больших статей, которые не только обобщали специально проведенные кантоведческие и теоретические исследования, но и включали в себя ответы на доводы, историко-философские реконструкции и теоретические концепции участников, придерживавшихся противоположных взглядов. Философы, присоединявшиеся к обсуждению на последних этапах, имели возможность учитывать весь опыт дискуссии, который периодически обобщался ее инициатором. Материалы полемики были изданы в виде нескольких печатных отчетов, которые стали мгновенными снимками многолетней расширяющейся и углубляющейся философской рефлексии. Первым является стенограмма заседания семинара от 20 декабря 2007 г. Вторым – материалы дискуссии, опубликованные в 3 и 4 номерах журнала «Человек» за 2008 г. Третьим – специальный выпуск журнала Логос (2008, № 5) Избранные работы этого выпуска были переведены на английский язык и опубликованы в журнале Russian Studies in Philosophy (2010, № 3) Четвертым – большая книга «О праве лгать» (2011). В дальнейшем дискуссия выплеснулась на страницы различных философских, а также филологических и психологических журналов (этот постепенно затухающий след также включает в себя более десятка публикаций, изданных в 2011–2016). В ходе дискуссии определились две центральных нормативно-теоретических позиции. Первая, критическая в отношении к Канту, связана с деабсолютизацией запрета на ложь. Она была представлена в исходном докладе и указывает на те обстоятельства, которые в конфликте обязанностей, содержащемся в кантовском примере, заставляют деятеля предпочесть обязанность спасения друга обязанности не обманывать других людей. Общетеоретическим фоном этой позиции являлось сомнение в возможности построить абсолютистскую этику, которая не создавала бы неразрешимых практических парадоксов. Вторая позиция, в целом соответствующая нормативным выводам Канта, предполагает, что парадоксы абсолютизма являются мнимыми. Они возникают только в том случае, если за основу принята позиция здравого смысла, требующего от морального деятеля компромиссов с реальностью и озабоченности всей полнотой последствий его поступков. Однако в той системе ценностно-нормативных координат, которую создает мораль, признание допустимым любого нарушения фундаментального запрета открывает ворота для вседозволенности, что и заставляет игнорировать негативные последствия строгого соблюдения запрета в ситуациях, подобных кантовской. Другие две позиции, определившиеся в ходе дискуссии, относились к сфере кантоведения и касались того, насколько эссе «О мнимом праве лгать из человеколюбия» сочетается с другими фрагментами кантовского этического наследия. Некоторые диспутанты пытались продемонстрировать, что, разбирая пример лжи злоумышленнику, Кант последовательно применяет основные положения своей метафизики нравов, другие – указывали на то, что кантовская логика в вопросе о допустимости лжи противоречит или не полностью соответствует этим положениям. 

 

Наряду с исследовательской работой по государственным заданиям сотрудники сектора этики вели инициативные исследования, осуществлявшиеся по проектам, поддержанным разными фондами. В частности, помимо названных, были осуществлены такие коллективные исследования, как: «Этический утилитаризм Дж.С. Милля» (рук. Апресян*, РГНФ, 2008–2009), «Феномен императивности в морали» (рук. – Апресян*, РГНФ-РФФИ, 2014–2016), «Моральная философия раннего Нового времени: ключевые характеристики, основные идеи и тенденции» (рук. Апресян*, РФФИ, 2018–2020), «Феномен универсальности в морали» (рук. Апресян*, РНФ, 2018–2020).

   

Включён в реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента, по решению Минюста России от 9.12.2022.