Институт Философии
Российской Академии Наук




  15 апреля "Проблема телесного опыта в феноменологии Э. Гуссерля"
Главная страница » » 15 апреля "Проблема телесного опыта в феноменологии Э. Гуссерля"

15 апреля "Проблема телесного опыта в феноменологии Э. Гуссерля"

15 апреля 2014 г., в 16.00, в секторе современной западной философии (к. 411), состоится научный доклад аспиранта А.А. Чикина «Открытие тела в феноменологии Э. Гуссерля» (по результатам проведенной работы по теме диссертационного исследования: «Проблема телесного опыта в философии Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти»).

 

Аннотация доклада: 

Проблемы тела и телесного опыта Гуссерль впервые касается еще в "Логических исследованиях". Речь идет о натурализации тела наивным сознанием: чувствование и внутреннее восприятие или восприятие себя смешиваются и к чувственному оказываются отнесены все объекты мира, включая тело. В этот ранний период своего творчества философ еще считает живое тело пусть особым, но все же одним из объектов мира. Однако развитие его идей (тело как точка локализации интенциональных переживаний субъекта) в конечном счете приведет его к пониманию человека как феноменального единства живой телесной личности. В полемике с идеями современников (Т. Липпс, М. Шелер) Гуссерль в последующие годы предложит несколько моделей понимания телесного опыта, которые окажут большое влияние на последующую философию.

Наиболее очевидная связь прослеживается между идеями Гуссерля и Мерло-Понти. Последний не скрывал того влияния, которое оказали на него рукописи, прочитанные им в архиве в Лувене, посмертно изданные как Идей II. В «Феноменологии восприятия» французский философ развивает предложенную Гуссерлем проблематику. Эти работы разделяют тридцать лет и две войны. В Мерло-Понти мы находим философа совсем другой эпохи, оригинальным образом связывающего идеи классической феноменологии с психологическими и социальными исследованиями своего времени.