Институт Философии
Российской Академии Наук




  Лаборатория 1
Главная страница » Ученые » Проекты и направления научной работы » Проект «Философская мастерская» » Лаборатория 1

Лаборатория 1

Философская мастерская

Лаборатория 1



22 мая 2018 года (вторник) в 13.00 в Зале заседаний Ученого совета Института философии РАН в рамках цикла «Лаборатория» проекта Института философии РАН «Философская мастерская» состоятся  выступления: м.н.с. сектора восточных философий Института философии РАН, аспиранта философского факультета МГУ  А.В. Ложкиной  на тему: «Беседа о субъекте-пудгале в раннебуддийском тексте «Вопросы дискуссии» («Катхаваттху 1.1»)»; магистранта ГАУГН Н.В. Малининой на тему: «Некоторые особенности греческой тринитарной терминологии в работе «Сумма теологии» Альберта Великого»»; м.н.с. сектора истории западной философии, аспиранта  Института философии РАН А.В. Симонян; магистранта 1 года обучения философского факультета МГУ М.В. Шпаковского.


Эксперты:

к.ф.н., доцент А.В. Апполонов (МГУ), к.ф.н., доцент Д. В. Бугай (МГУ), д.ф.н. Г.В. Вдовина (Институт философии РАН), к.ф.н.  Н.В. Ефремова (Институт философии РАН), к.ф.н. К.В. Карпов (Институт философии РАН), к.ф.н., доцент И.В. Лупандин (МФТИ), проф., д.ф.н. В.Г. Лысенко (Институт философии РАН), к.ф.н., доцент Д.К. Маслов (МГУ), к.ф.н. С.В. Месяц (Институт философии РАН), д.ф.н. В.В. Мильков (Институт философии РАН) - дистанционно, проф., д.ф.н. С.С. Неретина (Институт философии РАН), д.ф.н. В.В. Петров (Институт философии РАН), к.ф.н. Л.И. Титлин (Институт философии РАН), д.ф.н. А.Р. Фокин (Институт философии РАН), проф., д.ф.н. В.К. Шохин (Институт философии РАН), к.ф.н., доцент М. Л. Хорьков (Институт философии РАН) - дистанционно.

 

В рамках первой Лаборатории состоялась Презентация проекта Московского центра исследования сознания при философском факультете МГУ по переводу статей Стэнфордской энциклопедии философии на русский язык.

 

Встречу ведут: профессор РАН, д.ф.н. Ю.В. Синеокая и к.ф.н. А.Т. Юнусов

 

 

Ложкина Анастасия Витальевна

  • м.н.с. сектора восточных философий Института философии РАН, аспирант 3 г.о. кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
    «Беседа о субъекте-пудгале в раннебуддийском тексте «Вопросы дискуссии» («Катхаваттху 1.1»)
    Темой нашего доклада является раннебуддийский диалог о субъекте, зафиксированный в тексте на пали «Вопросы дискуссии». Мы планируем прояснить некоторые вопросы о школах раннего буддизма и их литературе, конкретно — о школах пудгалавады («учения о субъекте-пудгале»). Собственные сочинения пудгалавадинов дошли до нас только в фрагментах переводов на китайский язык, поэтому судить об положениях их учения мы можем только на основании текстов палийского канона, имеющих свою специфику. Основную часть доклада составляет анализ содержания полемического религиозно-философского текста из первой главы «Вопросов дискуссии» - «Беседы о пудгале».

 

Малинина Наталия Валерьевна

  • магистрант ГАУГН (1 курс магистратуры философского факультета).
    «Некоторые особенности греческой тринитарной терминологии в работе «Сумма теологии» Альберта Великого»»
    Основные термины тринитарного богословия уже на заре эпохи Вселенских Соборов стали камнем преткновения между Востоком и Западом. Исследование трактатов латинских богословов XIII в. позволяет заключить, что греческое понимание основных тринитарных терминов отличалось от латинского. В сочинении «Сумма Теологии» Альберт Великий специально отмечает особенности греческой терминологии. Здесь подробно исследуется смысл, стоящий за терминами «essentia», «substantia», «subsistentia» и «persona», соответствующими греческим «ousia», «hypostasis», «ousiosis» и «prosopon». Каким образом складывалась история этих терминов, чем характерна позиция Альберта Великого, какие источники лежат в основе рассматриваемого сочинения – круг вопросов настоящей работы.

 

Симонян Арина Владимировна

  •  м.н.с. сектора истории западной философии, аспирант 2-го курса  Института философии РАН
    «Философские аспекты учения о душе в анонимном «Мистическом трактате о мессе» (рукопись cgm 89 BSB, Мюнхен, к. XIV в)»
    Значительное влияние на эволюцию философской мысли Западной Европы  оказало интеллектуальное наследие позднесредневековой Германии. До недавнего времени данный период был известен науке лишь по сочинениям таких ключевых фигур, как Майстер Экхарт, Иоганн Таулер, Генрих Сузо, Давид  Аугсбургский и др. Тем не менее, интеллектуальное наследие которым располагает современная философская медиевиста, не ограничивается сочинениями, принадлежащими перу этих знаковых авторов. Существует немалое количество анонимных текстов, датируемых XIII-XV вв., также  оказавших значительное влияние на возникновение философских идей и концептов, впоследствии приведших к зарождению европейской философии раннего Нового времени. В докладе будет представлен один их таких памятников   -  малоисследованный трактат, дошедший   в  рукописи  конца 14 века (cgm89, BSB Мюнхен), известный под названием «Мистический трактат о Мессе и ее влиянии на любящую душу».  Текст  мюнхенской рукописи является  самым ранним из дошедших  переложений на средневерхненемецкий язык трактата Альберта Великого «О мессе».  Особый  интерес с историко-философской точки зрения представляет объемный пролог, предшествующий переводу сочинения Альберта, изобилующий многочисленными цитатами из сочинений античных и средневековых мыслителей и пространными комментариями к ним. Каждый из них представляет собой стилистически сложную комбинацию из цитат и парафраз разнородных общих мест, репрезентирующую специфическое учение о душе.

 

Шпаковский Михаил Викторович.

  • магистрант 1 года обучения  Московского университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет
    «Древнерусская рецепция Ареопагита: казус протопопа Аввакума».

    В ходе т. н. «Второго южнославянского влияния» на Русь попадают различные переводные сочинения византийской философии. Среди этих сочинений особенно выделяется пласт произведений с отчетливо неоплатонической нагруженностью в числе которых особое место занимает славянский перевод Ареопагитского корпуса, завершенный Исайей Сербским в 1371 году на Афоне. Огромная работа, проделанная Исайей по передаче неоплатонической лексики сама по себе заслуживает отдельных исследований, которые на данный момент активно ведутся. Но нас интересует другой факт: попав на Русь двумя путями (через Москву и Новгород) Corpus вызвал все более нарастающий взрыв интереса к началу XVI в.Автоматически встает вопрос о рецепции псевдо-Дионисия в древнерусских философских и теологических сочинениях. Влияние Ареопагитик заметно в сочинениях таких авторов как митрополит Фотий, Иосиф Волоцкий, Артемий Троицкий, митрополит Макарий, Иван Грозный, Иван Наседка и др.. Однако, особое и исключительное место Ареопагит занимает в религиозной философии протопопа Аввакума Петрова. В период активной литературной и проповеднической деятельности Corpus становится для Аввакума фундаментом его идей, однако поразительным образом Ареопагит в руках огнепального протопопа превращается в особого аввакумовского Дионисия. Об этом случае мы и хотим рассказать в ходе выступления и в связи с этим ответить на следующие вопросы: 1) какие типы теонимов выделяет Аввакум? 2) что в Боге доступно познанию, а что нет; какова его природа в связи этим? 3) как космический порядок становится провозвестником Божественной воли? 4) что думал Аввакум об универсалиях?

    О Михаиле Шпаковском (отзыв В.В. Милькова)
 
 
 
 


Видеотрансляция

 




Фоторепортаж

 

Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г.

Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г.

Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г.

Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г.

Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г.

Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г. Философская мастерская. Первая встреча в рамках Цикла «Лаборатория», 22 мая 2018 г.