Институт Философии
Российской Академии Наук




  Канаева Наталия Алексеевна
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор восточных философий » Бывшие сотрудники » Канаева Наталия Алексеевна

Канаева Наталия Алексеевна

ВНИМАНИЕ!

Это страница бывшего сотрудника. Информация ниже может быть сильно устаревшей, поскольку не обновляется в обязательном порядке.

Канаева Наталья Алексеевна

 

Год и место рождения

 

1953, г. Ашхабад Туркменской ССР.

 

 

Образование

  • 1975—1981 — Московский государственный университет им. Ломоносова, философский факультет
  • 1987—1990 — аспирантура философского факультета МГУ им.М.В. Ломоносова
  • 1996—1997 — Институт повышения квалификации  МГУ им.М.В. Ломоносова, курсы по современной философии, философской и социальной антропологии
  • 2004   — стажировка для повышения квалификации в Секторе восточных философий ИФ РАН


Ученая степень


 Кандидат философских наук (1990 г.), диссертация на тему: «Проблема выводного знания в Индии VIII в. (на материале «Таттвасанграхи» Шантаракшиты с комментарием «Панджика» Камалашилы)» (философский факультет МГУ им. М.В.Ломоносова).

 

Ученое звание

Доцент (1996 г.)

 

Сфера научных интересов

Индийская культура, в особенности – философия (эпистемология, логика) и наука.

 

Профессиональная деятельность

  • старший научный сотрудник Сектора Восточных философий ИФ РАН до 2013 г.;
  • преподаватель истории философии и истории индийской философии в НИУ-Высшей школе экономики, ГАУГН, РГГУ

Лекционные курсы и семинарские занятия

  • Философия,
  • История и теория современной компаративистики,
  • Индийская традиционная философия,
  • Индийская эпистемология.

 

Учебные и

учебно-методические разработки

  • Курс лекций по логике. Учебное пособие. В 2 ч. / М.: МВИ ФПС, 2000. (В соавторстве с Кузнецовым В.Г., Егоровым Ю.Д.). — 84+76 с.
  • Сборник упражнений по логике. Учебное пособие / М.: МВИ ФПС России, 1999. —  84 c. (В соавторстве с Егоровым Ю.Д.).
  • Курс лекций по философии. Ч.1. Учебное пособие / М.: МВИ ФПС, 2000. (В соавторстве с Егоровым Ю.Д., Давлетшиным В.Р.). —  200 c.
  • Индийская философия древности и средневековья. Программа курса / М.: Издательство УРАО, 2004. —  23 c.
  • Индийская философия древности и средневековья: Учебное пособие. М.: ИФ РАН, 2008. — 256 c.
  • Электронный Учебно-методический комплекс по спецкурсу «Традиционная философия древности и средневековья» для студентов философского факультета ГУ-ВШЭ, 2009. — 52 c.
  • Учебное пособие «Основы логики» для курсантов МПИ ФСБ России (в соавторстве с Кузнецовым В.Г. и Егоровым Ю.Д.). М.: МПИ–МГУ–ИФРАН, 2010 –  171 с.

 

Научные публикации

Монографии:

  • Проблема выводного знания в Индии // Канаева Н.А., Заболотных Э.Л. Проблема выводного знания в Индии / Н.А. Канаева. Логико-эпистемологические воззрения Дигнаги и его идейных преемников /Э.Л. Заболотных. М.: Вост. лит., 2002. — 326 с.
  • Индийская философия. Энциклопедия (в соавторстве с Шохиным В.К., Степанянц М.Т., Лысенко В.Г., Железновой Н.А.). Москва: Издательская фирма «Восточная литература»,  2008, 960 с.


Статьи:

  • Абхидхарма, Буддизм в Индии, Дхарма, Йогачара, Гносеология буддийская и др. статьи // Словарь «Буддизм». М.: Республика, 1992.
  • Камашастра как особенность индуистского мировоззрения // Ж. Философия и общество. 1997.  №5.
  • Статьи: Абхидхармакоша, Артха-крия-каритва, Асанга, Васубандху, Буддийская философия (Теория познания и логика), Виджняна-вада,  Вьяпти, Гангеша, Дигнага, Дхармакирти, Дхармоттара, Йогачара, Камалашила, Кшаника-вада, Навья-ньяя, Прамана-самуччая, Сарвастивада, Свалакшана, Стхавира-вада, Татхата // Новая философская энциклопедия. В 4-х тт. М.: Мысль, 2000-2001.
  • Культурный синтез Сарвепалли Радхакришнана //Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса: Сборник статей. М.: ИФ РАН, 2000.
  • Статьи: Абхидхарма, Анумана, Ахимса, Буддийские школы, Веданта, Ведическая литература, Веды, Виджняна, Гносеология индийская, Даршана, Джива, Джняна, Джняна-марга, Дхарма, Индийская философия, Йога, Карма, Карма-марга, Локаята, Майя, Миманса, Мокша, Нирвана, Ньяя, Праджня, Прамана, Прана, Пратитья-самутпада, Пратьякша,Сансара, Смрити , Типитака, Упанишады, Чарвака, Шабда, Шрути, Шунья // Словарь философских терминов / Научн. редакция проф. В.Г.Кузнецова. М.: ИНФРА-М, 2004.
  • Полемика по проблеме логического следования в средневековой Индии: Тезисы выступления на IV Российском философском конгрессе, Москва, 24-28 мая 2005 г. // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.). М.: «Современные тетради», 2005. Т. 2. С.166-167.
  • Кальянамалла. Анангаранга (Подмостки любви). Фрагмент / Перев. с санскрита // SMARANAM: Памяти Октябрины Федоровны Волковой. Сб. статей. Ин-т востоковедения РАН. М.: Вост. лит., 2006. С. 122-140.
  • Винайя Виджайа Махараджа. "Найа-карника". Перевод с санскрита // История философии. 2009. №14. С.240-261.
  • 18 статей по индийской философии // Индийская философия. Энциклопедия. М.: Восточная литература, 2008.
  • Статья «Индуизм» (В соавторстве с Дубянским  А.М. и Гороховик Е.М.)// Большая Российская энциклопедия. Т. 11. М., 2008. С. 345-353.  
  • Индо йогачара-ха ни окэру kalpanā то vikalpa – но гайнэн ни цуитэ (Концепты кальпана и викальпа в индийской йогачаре) //  «Тоё гакудзю кенкю». The Journal of Oriental Studies: The Institute of Oriental Philosophy. Tokyo. 2008. Vol.47. № 2. С.83-100 – на японском яз.
  • Формальные аспекты индийской логики (доклад)// Пятые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока. Материалы научной конференции. С.-Петербург, 6 - 9 февраля 2008 г./ Сост. и отв. ред. С.В. Пахомов. СПб., 2009. С.166-174.  
  • Статья «Индийская философия» // Новая Российская энциклопедия. Т. VI/2. М., 2010. С. 331-335;
  • The Contribution of Bimal Krishna Matilal to the New Paradigm of Comparative Philosophy and  Comparative Logic // First Asian Philosophy Congress. Abstracts of Papers. March 6-9 2010. Jawaharlal Nehru University. New Delhi, 2010. P.99-100;
  • Polemics between Buddhists and Jainas about the rules of Inference as presented in the Tattvasańgraha by Śāntaraksita and the Commentary Pañjikā by Kamalaśīla // Russia looks at India: A Spectrum of Philosophical Views. New Delhi: ICPR, 2010. Р. 169—194.
  • О некоторых ограничениях джайнской эпистемологии. Тезисы доклада // Материалы международной научной конференции, посвященной памяти Г.М. Бонгард-Левина. 15 декабря 2010 г. М.: ИВ РАН, 2010. С. 49–51.
  • Логика в Индии // Большая Российская энциклопедия. Т. 17. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2010. С. 729–730.
  • Роль Бимала Кришны Матилала в формировании современной парадигмы кросс-культурного философского исследования // Историко-философский ежегодник 2010. М., 2011. С. 415–441.

 

Участие в международных конференциях, симпозиумах, круглых столах

  • 2005, 24—28 мая 2005, Москва – выступление на секции IV-го Российского философского конгресса (доклад «Полемика по проблеме логического следования в средневековой Индии»)
  • 2007, 20 ноября, Москва - приглашенный докладчик на научной конференции «Духовные проблемы Индии: древность и современность», ВГБИЛ (доклад «Проблемы исследования индийской логической традиции»)
  • 2008, 6-9 февраля, Санкт-Петербург - докладчик на  международной конференции «Пятые Торчиновские чтения», Санкт-Петербургский государственный университет, философский факультет (доклад «Формальные аспекты индийской логики»).
  • 2008, 28 октября, Москва - докладчик на межсекторском методологическом семинаре по истории логических традиций. ИФ РАН, сектор логики (доклад «Проблемы изучения индийской логики»).
  • 2010, 3-7 февраля, Санкт-Петербург – выступление на Восточной секции Международной конференции Шестые  Торчиновские чтения (доклад «Вклад индийского философа Б.К. Матилала в изменение отношения Запада к индийской философии и логике»);
  • 2010, 6-9 марта, Нью-Дели – выступление на Первом Конгрессе по Азиатской философии в Университете Джавахарлала Неру (доклад: “The Contribution of Bimal Krishna Matilal to the new Paradigm of Comparative Philosophy and Comparative Logic”).
  • Выступление на открытии цикла воскресных лекций по буддийской философии Геше-Лхарамбы Отога Ринпоче в Центре-музее им. Н.К. Рериха 16 мая 2010 г.

 

Исследовательские проекты Диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора философских наук по теме: «Роль прамана-вады (эпистемологии и логики) в парадигме теоретического знания в Индии».

 

 

Е-mail: kumari53@yandex.ru