Институт Философии
Российской Академии Наук




  Историко-философский ежегодник. 2012. №2011
Главная страница » Периодические издания » Историко-философский ежегодник » Историко-философский ежегодник. 2012. №2011

Историко-философский ежегодник. 2012. №2011

Весь номер в формате PDF


СОДЕРЖАНИЕ

 

АНТИЧНАЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ


Жмудь Л.Я.  Доксография в ее связи с другими жанрами античной историографии философии  –  С. 5–39   

В статье рассматриваются происхождение и последующая эволюция античной доксографии в ее взаимосвязи с другими жанрами историографии философии – биографией, преемствами философов и литературой о философских школах. Доксографические обзоры мнений натурфилософов, встречающиеся еще у Геродота, получают свое полное развитие у Аристотеля и Феофраста, которые и положили начало истории философии как жанру. Доксографическая традиция была реконструирована Г. Дильсом (1879); он же издал тексты ее наиболее важных представителей, заложив тем самым основу для издания своих «Фрагментов досократиков» (1903). В течение XX в. реконструкция Дильса не раз подвергалась критике, в последние годы в частности со стороны Я. Мансфельда и Д. Руни, однако этой критике не удалось поколебать ни одного из основных положений теории Дильса.

Солопова М.А.  Аристотель о природе сновидений: физика против мантики  –  С. 40–58   

Статья посвящена трактату Аристотеля из серии так наз. «малых естественнонаучных сочинений» – «О предсказаниях во сне». Обсуждается историко-философский и историко-культурный контекст данного сочинения, анализируется его содержание. В своем сочинении Аристотель возражает против толкования сновидений в сверхъестественном духе как посылаемых богами. В связи с этим в статье рассматриваются источники подобного рода представлений, а также солидарные с аристотелевской точкой зрения на природу сновидений рационалистические взгляды медиков Гиппократовской школы.

Зеленский О.А.  Акаталепсия и аргументы о неразличимости впечатлений в академическом скептицизме  –  С. 9–81   

В данной статье впервые в отечественной научной литературе рассматривается аргумент о неразличимости впечатлений, ключевой для понимания полемики академиков со стоиками. Автор анализирует основные понятия, вокруг которых строилась академическая критика: понятия каталептического впечатления, согласия и каталепсиса. Обсуждается логическая структура «центрального аргумента», излагаемого Цицероном в диалоге «Лукулл», а также вскрывается неоднозначность тезиса акаталепсии. Автор также исследует две линии рассуждений, дополнявших указанный аргумент и выполнявших функцию обоснования позиции академиков. В статье уделено внимание стоическим ответам и возможностям их усиления, а также актуальности проблем, поставленных в ходе полемики, для современной гносеологии.

Пролыгина И.В.  Гален Пергамский и его трактат «О том, что наилучший врач есть также философ»  –  С. 82–92   

Статья посвящена фигуре Галена Пергамского, позднеантичного врача и философа, который оказал значительное влияние на изучение и развитие медицины всей эпохи Средневековья и Возрождения, и его трактату «О том, что наилучший врач есть также философ». Предлагается краткий обзор жизни и литературного наследия этого классика медицины, позволяющий читателю сориентироваться в обширном корпусе галеновских текстов, и место Галена в истории науки. Исследуемое сочинение принадлежит к серии обширных комментариев Галена на тексты Гиппократа и затрагивает основные области философского знания: логику, физику и этику. Изображая профессиональный упадок медицины в Риме II века, Гален противопоставляет своим оппонентам фигуру Гиппократа, подражание качествам которого позволяет стать истинным врачом-философом и служит залогом развития медицины. Автором впервые приводится анализ риторических приемов, использованных в трактате, наглядно демонстрирующий принадлежность Галена к так называемой Второй софистике. В конце статьи прилагается русский перевод трактата.

Гален.  О том, что наилучший врач есть также философ (перевод с др.-греч. И.В.Пролыгиной)  –  С. 93–100   

Столяров А.А.  Школьная философия поздней античности и христианство: некоторые размышления о взаимовлиянии идей  –  С. 101–171   

Влияние античной философии на патристику очевидно. Но уже давно высказано мнение о существовании христианского влияния на учения позднеантичных языческих авторов, а в качестве примеров такого влияния названы Гиерокл Александрийский и учитель Плотина Аммоний. Однако учение Аммония невозможно реконструировать, а попытки искать прямое христианское влияние на Гиерокла в области фундаментальных представлений о структуре бытия и устроении мира приводят к ошибочным заключениям. Если и можно говорить о влиянии христианства на языческую философию – а именно на поздних неоплатоников, – то следы его мы найдем скорее в периферийной для античного языческого сознания предметности. В качестве примера могут служить неоплатонические триады, подобные евангельской триаде «вера–надежда–любовь».


ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ


Кротов А.А.  Картезианство и проблема существования внешнего мира  –  С. 172181   

В статье анализируется трансформация идей картезианской школы по вопросу о доказательстве существования внешнего мира. Рассматриваются концепции Декарта, Мальбранша, Ланьона. Делается вывод о теоретической связи картезианских идей с последующим феноменализмом. В качестве исходного пункта, определившего развитие картезианской позиции по вопросу доказательства существования внешнего мира, рассматривается психофизическая проблема.

Харитонова А.М.  Становление антропологии в XVIII в.: жизнь между душой и телом  –  С. 182204   

Антропология возникает в XVIII в. как философская дисциплина, ориентированная на связь с практикой. На раннем этапе ее становления существовали самые разнообразные варианты, однако наибольшее влияние на дальнейшее развитие представлений о человеке оказали медицинская и философская антропологии. Стараясь отмежеваться от метафизики, антропология уделяет особое внимание телесной составляющей человеческой природы. В рамках медицинской антропологии различные модели описания человеческого тела разрабатывались наиболее подробно.

Соловьев Э.Ю.  «Не дай мне Бог сойти с ума…» (максима самосохранения разума в антропологии Канта)  –  С. 205–232   

Статья посвящена ранее не обсуждавшемуся аспекту «Антропологии с прагматической точки зрения». В разуме (рассудке) Кант видит стража и хранителя целостности внутреннего опыта, преемственного единства сознания во времени и, наконец, самой вменяемости человека. Но чтобы выполнить эту миссию, разум должен знать и соблюдать границы своих возможностей. Отсюда этическое понятие «дисциплины самого разума», уникальное для эпохи Просвещения. Дисциплина разума включает в себя требование непременной самостоятельности и строгой логичности мышления, но одновременно – методичный агностицизм и готовность к публичной верификации любых суждений. Она едина с защитой таких фундаментальных прав человека, как свобода слова и дискуссий.

Хинске Н.  Онтология или аналитика рассудка? Долгое расставание Канта с онтологией (перевод с немецкого А.М.Харитоновой)  –  С. 233–241   

В представленной статье Н. Хинске, одного из наиболее авторитетных современных кантоведов, исследуется отношение И. Канта к онтологии, прежде всего – напряжение между онтологией и аналитикой рассудка. Для того чтобы прояснить, какая роль отводится онтологии в «Критике чистого разума», данный текст сопоставляется с текстом его инаугурационной диссертации 1770 г. Подобное рассмотрение демонстрирует легитимность онтологической интерпретации творчества Канта.

Быкова М.Ф.  О философском проекте немецкого идеализма  –  С. 242–267   

В статье показывается, что распространенная интерпретация немецкой классической философии как кульминации картезианской традиции является искаженной и противоречит самому проекту немецкого идеализма, суть которого состояла как раз в том, чтобы решить проблемы, оказавшиеся не под силу Декарту, и в конечном итоге приведшие к кризису философии Просвещения. В этом смысле было бы точнее утверждать, что немецкий идеализм – это радикальный разрыв с картезианской традицией. Анализируя основную проблематику и логику развертывания философских систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, автор показывает, что развитие немецкого идеализма – это растущая реакция против субъективизма, сопряженная с попыткой разорвать «замкнутый круг» сознания, доказать реальность внешнего мира и освободиться от эгоцентрического подхода. Именно критика субъективизма и стремление выработать непротиворечивую форму реализма явились теми внутренними импульсами, которые определяли развитие немецкого идеализма. В этом смысле он концептуально вырос из кризиса Просвещения. И все его многообразные формы – трансцендентальный идеализм Канта, этический идеализм Фихте и абсолютный идеализм позднего Шеллинга и Гегеля – являлись не чем иным, как различными попытками решить апории Просвещения.

Шевакин Г.Г.  Итальянские философские журналы первой половины XX в.  –  С. 268277   

Настоящая статья призвана заострить внимание на истории философских журналов Италии первой половины XX в. Автор обращается к наиболее важным и серьезным периодическим изданиям этого времени, чтобы на их примере выявить тенденции создания и существования журналов философской проблематики и широко осветить поставленные в них вопросы.

Уго Спирито.  Итальянская культура нашего века (перевод с итальянского Г.Г.Шевакина)  –  С. 278–288   

Статья итальянского философа и экономиста Уго Спирито (1896–1979) посвящена философской культуре Италии первой половины XX века, важнейшим событиям этого этапа истории. Историк итальянской философии Гарин называл Спирито «чутким регистратором определенных нюансов нашей культуры». В своей статье Спирито анализирует идеи и эволюцию новой культурной программы, направляющим элементом которой он считает идеализм в различных его формах. Так как оригинальная статья очень большая и объемная, то нам было необходимо сконцентрироваться на какой-то одной теме. Вниманию читателя предлагается первая часть статьи Спирито, посвященная истории итальянской культуры в рамках фашизма. Вторая же часть, повествующая о событиях в культурной жизни страны после падения фашистского режима, требует отдельного исследования и комментария. Перевод статьи выполнен Г.Г. Шевакиным.

Михайлов И.А.  Психологизм, релятивизм и антропология в феноменологической философии (1900–1920-е гг.)  –  С. 289–312   

Данная статья – первое из серии исследований автора, анализирующих трансформации феноменологической философии начала ХХ в. Отправной точкой анализа служит проблема релятивизма в «Логических исследованиях» Э. Гуссерля. В статье показывается, как начальное согласие в отношении предложенного Гуссерлем решения этой проблемы постепенно ведёт к формированию альтернативных взглядов на проблему психологизма (Хайдеггер, Шелер). При всех различиях этих позиций, объединяющей является общность по вопросам основ научного знания, стремление создать мета-теорию науки (на примере Гуссерля и раннего Хайдеггера). В заключительной части статьи подробно анализируются внутренние и внешние причины, по которым психологические и антропологические идеи начинают восприниматься как «естественное продолжение» феноменологической философии.

 

ИСТОРИЯ ВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Селезнев Н.Н.  Ибн Хазм о боговоплощении и конфессиональном делении в христианстве  –  С. 313329   

В критическом разборе христианской догматики, предпринятом известным мусульманским полемистом из Андалусии Ибн Хазмом (994–1064), содержится раздел о боговоплощении, в котором он дает обзор вероучительных расхождений христианских сообществ. Как и ряд других мусульманских авторов, он выделяет три основные конфессии: «мелькитов», «яковитов» и «несториан». В число «мелькитов», таким образом, попадали как греки-халкидониты, так и придерживавшиеся халкидонского вероопределения представители латинского Запада. В статье рассматривается критика Ибн Хазмом основного христианского догмата в связи с вопросом влияния трудов мусульманских исследователей на взаимоотношения внутри сообщества халкидонитов.


ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

 

Сидорин В.В.  Об одной попытке переоценки философии истории В.С.Соловьева  –  С. 330–341   

Статья посвящена монографии Манон де Куртен «История, София и русская нация. Переоценка взглядов Владимира Соловьева на историю и его социальная ориентация» (2004), которая является одним из последних на данный момент достижений западной исследовательской мысли, занимающейся изучением философии В.С. Соловьева. В статье рассматриваются основные тезисы монографии, анализируется их аргументация. Статья предваряет собой перевод с английского языка части монографии М. де Куртен, посвященной влиянию на философию истории Соловьева немецкого мыслителя Г.В.Ф. Гегеля. Перевод данного текста осуществляется на русский язык впервые.

Манон де Куртен.  История, София и русская нация. Переоценка взглядов Владимира Соловьева на историю и его социальная ориентация(фрагмент книги)

(перевод с англ. В.В.Сидорина)  –  С. 342–361   

Маслин М.А.  Евразийство как пореволюционное идейное течение  –  С. 362–380   

Статья посвящена классическому евразийству – пореволюционному идейному течению, возникшему в начале 20-х гг. ХХ века и распространившемуся в различных частях Европы – Софии, Белграде, Париже, Праге, Брюсселе и др. Данная разновидность евразийства должна быть отделена от разных вариантов постсоветского неоевразийства, распространяющегося в России и в других частях бывшего СССР – ныне независимых государствах. «Русская судьба» осмысливалась евразийцами не как националистическая доктрина наподобие национал-социализма, но как «проект в будущее» ориентированный на сохранение целостности всех существующих цивилизаций в их «цветущей сложности». Эта проблема имеет большое значение для современного мира, что позволяет оценивать евразийство и его версию русской идеи в качестве позитивной разновидности неагрессивного антизападничества и антиглобализма, выступающего за диалог между цивизизациями.

Черняев А.В.  Г.В. Флоровский и евразийство  –  С. 381–400   

Статья посвящена анализу ряда вопросов, касающихся отношения видного мыслителя и ученого русского послеоктябрьского зарубежья Г.В. Флоровского (1893–1979) к евразийству как социальному движению и идейной доктрине. Предпринимается попытка установить, что сближало Флоровского с евразийством на первых порах и что заставило в конце концов отречься от него; какова была роль этого мыслителя в евразийском движении, как складывались отношения с единомышленниками, превратившимися затем в оппонентов, как и почему это произошло. Особое внимание уделено вопросу о том, какие следы оставило евразийство в миропонимании Флоровского, каково было эхо евразийских идей в его позднейших философских и исторических трудах.

Авдеенков А.Н.  Феноменологическое измерение философии Якова Друскина  –  С. 401–414   

Статья посвящена рассмотрению феноменологической концепции русского мыслителя Якова Друскина (1902–1980). К наиболее важным и значимым темам относится проблема времени. Время трактуется в его связи с вневременностью и вечностью, исследуется связь времени с сознанием, психикой. Показывается, в чем мысль Друскина близка Гуссерлю в трактовке времени, какие идеи он воспринял, критически переосмыслив, а от каких отказался.

Рябов П.В.  Романтический анархизм Алексея Борового (из истории русской философии жизни)  –  С. 415–435   

Статья посвящена философии постклассического анархизма в России. Рассматриваются идеи ее главного представителя – А. Борового. В статье использованы неопубликованные мемуары, работы и дневники Борового. Бергсоновские идеи свободы, иррационализма и персонализма стали основанием анархической философии Борового.


РЕЦЕНЗИИ

 

Губман Б.Л.  Наследие П. Тейяра де Шардена: глобальный мир и горизонты ноосферного сознания (Рецензия на кн.: Семенова С.Г. Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден. СПб.: РХГИ, 2009. – 672 с.)  –  С. 436–446   

В рецензии анализируется книга С.Г. Семеновой, посвященная рассмотрению философского учения П. Тейяра де Шардена (Семенова С.Г. Паломник в будущее. Пьер Тейяр де Шарден. СПб.: РХГИ, 2009. – 672 с.). Обсуждаются истоки формирования его теоретического наследия, проблемы, возникшие при построении этим автором эволюционной метафизики. В свете идей католического автора, представленных в книге, поднимается вопрос о релевантности ноосферного сознания вызовам эпохи глобализации.


Аннотации 

Summary 

Авторы выпуска