Институт Философии
Российской Академии Наук




  2010 год
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор этики » Основные научные результаты » 2010 год

2010 год

Научный отчет cектора этики ИФ РАН за 2010 год

 

I. Важнейшие научные результаты

Завершена дискуссия о запрете на ложь и долге правдивости (по работе И.Канта «О мнимом праве лгать из человеколюбия»). В её центре – проблема, которую обсуждает Кант: дозволительна ли ложь в исключительных случаях, ради неких высших целей, в частности, в ситуациях, когда правдивость может угрожать благополучию, здоровью, а то и жизни третьего лица, при том, что в принципе ложь есть зло? Для понимания действительного этического содержания этой ситуации требуется усилие, выводящее ее за рамки кантовской теории, и понимание рассматриваемого случая именно как ситуации для анализа, а не только как иллюстрации, примера или модели, призванной схематично представить идею долга. Попытки выявления ее этического смысла вывели на широкий спектр вопросов: о сущности правды и лжи в человеческих отношениях и в жизни сообществ (больших и малых), характера моральных требований, их духовного и социокультурного статуса, возможности абсолютного в морали и природы «моральных абсолютов», условий возможности и принципиальной допустимости исключений из универсальных моральных требований и, наконец, природы морали как таковой (Russian Studies in Philosophy. 2010. Vol. 48. № 3).

Новоевропейский интуитивизм идентифицирован как эпистемологический интуитивизм – позиция, согласно которой существуют определенные моральные понятия, которые являются самоочевидными и познаются непосредственно – с помощью интуиции (Артемьева О.В. Интуитивизм в этике (из истории английского этического интеллектуализма Нового времени) // Этическая мысль. Вып. 10 / Ред. А.А.Гусейнов. М., 2010. С. 90–113. (PDF)). На примере анализа текстов новоевропейских моральных философов показано, что процесс формирования этической терминологии одновременно был процессом самоидентификации моральной философии (Артемьева О.В. Формирование этического языка (на материале новоевропейской этики) // Филос. журн. 2010. № 2(5). С. 111–121. (PDF)).

Реконструировано содержание двух типологических моделей, возникших в античности и сформировавших дискуссионное пространство по вопросу о выборе оптимальной номенклатуры видов справедливости (модель Аристотеля и модель Цицерона). Установлено, что в новоевропейской этической мысли произошел отказ от доминировавших ранее аристотелевских образцов мысли в пользу модели Цицерона (Прокофьев А.В. Понятие «социальная справедливость» в трудах Дж. С. Милля // Историко-философский ежегодник’2009. М., 2010. С. 132–155; Прокофьев А.В. Понятие «социальная справедливость» в истории этической мысли (к вопросу об исторических изменениях типологии справедливости) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2010. № 6. С. 36–53).

 

II. Публикации

Книги

  • Россия в диалоге культур / Редкол.: А.А.Гусейнов, А.В.Смирнов, Б.О.Николаичев. М.: Наука, 2010. 432 с.
  • Сейчас так не пишут / Ред. В.И.Толстых. М.: РОССПЭН, 2010. 390 с.
  • Этическая мысль. Вып. 10 / Ред. А.А.Гусейнов. М.: ИФ РАН, 2010. 242 с. (PDF)

 

Статьи

  • Апресян Р.Г. Дилемма антропоцентризма и нон-антропоцентризма в экологической этике // Этика и экология. Великий Новгород, 2010. С. 13–25.
  • Апресян Р.Г. Дилемма антропоцентризма и нонантропоцентризма и ее значение для моральной философии // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 1115–1141.
  • Апресян Р.Г. Имперфекционист // Рабинович В.Л. Имитафоры Рабиновича, или Небесный закройщик. М., 2010. С. 305–310.
  • Апресян Р.Г. Морально-философский смысл дилеммы антропоцентризма и нон-антропоцентризма // Этическая мысль. Вып. 10. М., 2010. С. 5–19. (PDF)
  • Апресян Р.Г. Понятие общественной морали: Послесловие к дискуссии // Вопр. философии. 2010. № 2. С. 63–75.
  • Апресян Р.Г. Предисловие // Этика и экология. Великий Новгород, 2010. С. 7–12.
  • Апресян Р.Г., Прокофьев А.В. Проблемы справедливости в современных общественных дебатах – в России и в мире // Россия в диалоге культур. М., 2010. С. 381–404.
  • Апреся Р.Г. Репроблематизация Другого в этико-прикладных исследованиях // Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала: Материалы 4-й Всерос. конф. Москва–Белгород, 27–29 мая 2009 г. М., 2010. С. 27–32.
  • Апресян Р.Г. Три понятия морали Абудсалама Гусейнова // Российская философия продолжается: из XX века в XXI. М., 2010. С. 258–311. (PDF)
  • Апресян Р.Г. Этика силы в противостоянии насилию и агрессии // Вопр. философии. 2010. № 9. С. 164–174. (PDF)
  • Апресян Р.Г. Этический кодекс Университета Конкордии (Опыт рефлексивного рассмотрения) // Практичность морали, действенность кодекса. Ведомости. Вып. 36. Тюмень, 2010. С. 190–202.
  • Апресян Р.Г. On the Right to Lie // Russian Studies in Philosophy. 2009/10 (Winter). Vol. 48. № 3: Kant and the Right to Lie. Р. 9–25.
  • Aпресян Р.Г. The Practices of Mercy // Dostoevsky's Brothers Karamazov: Art, Creativity, and Spirituality / Ed. P.Cicovacki, M.Granik. Heidelberg, 2010. P. 115–129.
  • Артемьева О.В. Интуитивизм в этике (из истории английского этического интеллектуализма Нового времени) // Этическая мысль. Вып. 10. М., 2010. С. 90–113. (PDF)
  • Артемьева О.В. Формирование этического языка (на материале новоевропейской этики) // Филос. журн. 2010. № 2(5). С. 111–121. (PDF)
  • Гусейнов А.А. Бытие и сознание. Выступление на «круглом столе» 3–4 нояб. 2009 г. // Бытие и сознание: о роли духовного и материального факторов в жизни России: «Круглый стол», 3–4 нояб. 2009 г. СПб., 2010. С. 11–12, 57–58, 64–67.
  • Гусейнов А.А. Вождизм в современном мире. Выступление на «круглом столе» // Вестн. аналитики. 2010. № 3 (41). С. 117–123, 125–126, 132–133, 137–138.
  • Гусейнов А.А. 80 лет Институту философии Российской академии наук // Новая философская энциклопедия. 2-е изд. М., 2010. Т. 1. С. 724–742 (в соавт. с В.А.Лекторским, С.Н.Корсаковым).
  • Гусейнов А.А. Демократия и Россия: брак по любви или по расчету? // Демократия и суверенитет. Многообразие исторического опыта. М., 2010. С. 9–18.
  • Гусейнов А.А. О Льве Николаевиче Митрохине // Лев Николаевич Митрохин. М., 2010. С. 26–32.
  • Гусейнов А.А. [Приветствие] // Философия в диалоге культур: материалы Всемирн. дня философии. М., 2010. С. 25–28.
  • Гусейнов А.А. Рабинович и Бог // Рабинович В.Л. Имитафоры Рабиновича, или Небесный закройщик. М., 2010. С. 749–754.
  • Гусейнов А.А. Роль философии в диалоге культур // Национальное самосознание народов стран СНГ и Балтии: роль общих культурных основ: По материалам Всемирн. дня философии «Философия в диалоге культур» (16–19 нояб. 2009 г.). М., 2010. С. 7–13.
  • Гусейнов А.А. Русский мир: смыслы и ценности. Выступление на «круглом столе» // Смысл и ценности русского мира: Сб. ст. и материалов круглых столов, орган. фондом «Русский мир». М., 2010. С. 73–75.
  • Гусейнов А.А. Совесть и нравственность: для чего они? // День знаний в Университете. Вып. 15. СПб., 2010. С. 6–11.
  • Гусейнов А.А. Философия: между наукой и религией // Вопр. философии. 2010. № 8. С. 4–10.
  • Гусейнов А.А. Человек и его дело // Иван Тимофеевич Фролов. М., 2010. С. 65–70.
  • Гусейнов А.А. Moral Demagoguery and Violence // Abstracts of the World Philosophy Day Congress 2010. Teheran, 2010. P. 106.
  • Гусейнов А.А. What Kant Said, or Why Is It Impermissible to Lie for the Sake of Good? // Russian Studies in Philosophy. 2009/10 (Winter). Vol. 48. № 3: Kant and the Right to Lie. P. 26–47.
  • Гаджикурбанова П.А. Рец. на кн.: Античная философия: Энцикл. словарь / Отв. ред. М.А.Солопова. М.: Прогресс-Традиция, 2008 // Вестн. Рос. гуманитар. научн. фонда. 2010. № 1(58). С. 272–277.
  • Гаджикурбанова П.А. Экологическая этика Ганса Йонаса // Environmental Ethics: the Power of Ethics for Sustainable Development. The collective monograph / Eds. Nijolé Vasiljeviené, Agné Jurčiukonyté. Mykolo Romerio universiteto Leidybos centras. Vilnius, 2010. Р. 203–218 (соавт. Н.П.Козлова).
  • Гаджикурбанова П.А. Summum bonum в классическом утилитаризме. Основные понятия утилитаристской моральной доктрины // Этическая мысль. Вып. 10. М., 2010. С. 114–130. (PDF)
  • Зубец О.П. О способе умственного бодрствования. Интервью О.П.Зубец с А.А.Гусейновым // Российская философия продолжается: из XX века в XXI. М., 2010. С. 232–257.
  • Корзо М.А. Иннокентий (Гизель), биография; сочинения // Православная Энциклопедия. Т. XXII. М., 2010. С. 744–747 (соавт. Б.Н.Флоря); 747–749.
  • Корзо М.А. «Мир с Богом чоловiку» Iнокентiя Ґiзеля в контекстi католицькоï моральноï теологiï кiнця XVI першоï половини XVII ст. // Iнокентiй Ґiзель. Вибранi твори у 3-х тт. / Упорядкування та загальна редакцiя Л.Довга. Т. 3. Киïв–Львiв, 2010. С. 191–258.
  • Корзо М.А. Рец. на кн.: Alicja Z. Nowak. Człowiek wobec wieczności. Ukraińskie i białoruskie prawosławne piśmiennictwo żałobne XVII wieku. Kraków: Collegium Columbinum, 2008. s. 221 // Украинский Гуманитарный Огляд. Вып. 14. Киев, 2010. С. 251–254.
  • Корзо М.А. Толкование предписаний Декалога в рукописном катехизисе Симеона Полоцкого // Этическая мысль. Вып. 10. М., 2010. С. 156–173. (PDF)
  • Корзо М.А. Unia brzeska a literatura katechetyczna: Kilka uwag w sprawie teologii unickiej od XVII do połowy XVIII wieku // Śladami unii brzeskiej / Pod red. R.Dobrowolskiego, M.Zemło. Lublin–Supraśl, 2010. S. 63–80.
  • Максимов Л.В. К понятию «объект морали» (по мотивам эколого-этических дискуссий) // Этическая мысль. Вып. 10. М., 2010. С. 20–38. (PDF)
  • Максимов Л.В. Эпистемологические истоки этического абсолютизма Канта // Философия и культура. 2010. № 12 (0,8 а.л.).
  • Проковьев А.В. Kant, Deception, the Use of Force // Russian Studies in Philosophy. 2009/10 (Winter). Vol. 48. № 3: Kant and the Right to Lie. Р. 66–81.
  • Прокофьев А.В. Аспекты практичности морали // Практичность морали, действенность кодекса. Ведомости. Вып. 36. Тюмень, 2010. С. 52–68.
  • Прокофьев А.В. Коллективная и совместная ответственность в экологической этике // Экологическая этика. Вел. Новгород, 2010. С. 26–45.
  • Прокофьев А.В. Коллективная память и совместная моральная ответственность // Коллективная социально-историческая память и вызовы современности. Актуальные теоретические очерки. Н. Новгород, 2010. С. 48–57.
  • Прокофьев А.В. Логика меньшего зла (к вопросу о характеристиках общественной морали) // Соціальна етика: теоретичні і прикладні проблеми: матеріали Міжнар. наук.-практ.конф. (Київ, 28 травня 2009 року). Киев, 2010. С. 99–113.
  • Прокофьев А.В. О практической приемлемости логики меньшего зла // Этическая мысль. Вып. 10. М., 2010. С. 88–102. (PDF)
  • Прокофьев А.В. Обеспечение благоприятной окружающей среды (социально-этические аспекты) // Экологический вестн.: научно-практ. журн. 2010. № 4. С. 83–91.
  • Прокофьев А.В. Понятие «социальная справедливость» в истории этической мысли (к вопросу об исторических изменениях типологии справедливости) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2010. № 6. С. 36–53.
  • Прокофьев А.В. Понятие «социальная справедливость» в трудах Дж. С. Милля // Историко-философский ежегодник’2009. М., 2010. С. 132–155.
  • Прокофьев А.В. Справедливость и обеспечение благоприятной окружающей среды // Сахаровские чтения 2010 года: экологические проблемы XXI века: Материалы 10-й Междунар. науч. конф., Минск, 21–22 мая 2010 г. Минск, 2010. С. 53–53.
  • Прокофьев А.В. Экологическая справедливость как социально-этическая проблема // Роль университетов в поддержке гуманитарных научных исследований: Материалы V междунар. научно-практ. конф. Тула, 2010. С. 88–91 (соавт. П.А.Сафронов).
  • Толстых В.И. Гласность абсолютной неслышимости // Лит. газ. № 8. Март 2010 г.
  • Толстых В.И. Загадка Зилова // Сейчас так не пишут: Сб. ст. / Ред. В.И.Толстых. М., 2010. С. 365–389.
  • Толстых В.И. Прикасаясь к настоящему прошлому… // Сейчас так не пишут: Сб. ст. М., 2010. С. 3–7.
  • Толстых В.И. С ним всегда интересно // Рабинович В.Л. Имитафоры Рабиновича и небесный закройщик. М., 2010. С. 536–539.
  • Толстых В.И. Что нам «Вехи» // Свободная мысль. 2010. № 1. С. 173–184.