Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Этика: Энциклопедический словарь

А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М
Н  О  П  Р  С  Т  У  Х  Э  Ю  Я

Сектор этики
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Отдел аксиологии и философской антропологии » Сектор этики

Этика: Энциклопедический словарь


Этикет (фр. étiquette – ярлык, этикетка, этикет) – правила поведения, обеспечивающие поддержание существующих в данном обществе (сообществе) представлений о подобающем. Эти представления, порой довольно условные, могут в целом отражать более общие нравственные принципы, касающиеся благого, справедливого, должного; однако главная социально-культурная функция правил Э. заключаются в том, что они выступают важным знаком групповой (сословной, клановой) идентичности. Если в разнообразных взаимоотношениях людей выделить два пласта, предположив, что один складывается из отношений, в к-рых люди выступают формально, безлично, а другой – из тех, в к-рых люди проявляют себя как личности, – то Э. представляет собой совокупность правил, регулирующих безличные отношения между людьми, формы взаимного обхождения, ситуативно и статусно определенное поведение (напр., в общественных местах, за трапезой, в гостях, на приемах, в отношениях между неравными по разным основаниям людьми т.д.), а также манеры, речь, одежду.

Э. коренится в ритуале и во многом родствен ему (так что функционально порой трудно провести разницу между ритуалом и Э.). Посредством Э. организуется пространство взаимодействия там, где нет иных действенных оснований для совместности. Однако в отличие от ритуала (ср. Ли), совместным исполнением к-рого подчеркивается и обеспечивается знаковая принадлежность участников ритуала к некому более общему сообществу, их приобщенность и приверженность неким высшим (потенциально духовным, см. Одухотворенность) смыслам, – исполнением правил Э. задаются формальные рамки ситуативного поведения и взаимодействия. Стандартизируя поведение разных людей в типичных ситуациях правила Э. в известной мере позволяют избежать неловкости, напряжения, взаимонепонимания. Как форма регуляции поведения Э. – эта своего рода «малая этика» – посредством простых по содержанию, хотя нередко и утонченных по форме требованиях обеспечивает ограничение, социализацию и одухотворение естественных (спонтанных) проявлений индивидов. Поэтому Э. – это всегда форма культуры; Э. иначе называют «культурой поведения». В обществах с устоявшимися нравами и традициями Э. – это правила общепринятого и положенного поведения; – в переходных обществах, находящихся в процессе смены укладов и транс-стратификационной миграции, обществах с ломающимися и меняющимися нравами Э. – это правила именно подобающего поведения.

Как целостное явление Э. развивается в эпоху расцвета средневековья (11 – 15 вв.); его социокультурное значение в эту эпоху было обусловлено необходимостью поддержания внутренней стабильности высших сословий, в частности, рыцарского, в условиях их расширения за счет выходцев из незнатных семей. В рамках рыцарского этоса (см. Честь) получили развитие куртуазные нравы, предусматривавшие строгое исполнение определенных правил поведения влюбленного и возлюбленной. Постепенно распространившись в других сословиях рыцарский Э. стал основой европейского, т.н. «галантного» Э., основные элементы к-рого – вежливость, предупредительность, почтительность (в среде рыцарства и аристократии эти принципы распространялись, разумеется, только на равных по положению) – сохраняются и в современном Э. Слово «Э.» в данном его значении стало использоваться после одного из приемов при дворе Людовика XIV, на к-ром гостям были розданы карточки с изложением правил поведения. Придворный Э. отличался скрупулезной детализированностью и усложненностью, что создавало необходимость специальных компендиумов хороших манер. В буржуазную эпоху происходит приобщение к аристократическому Э. выходцев из «третьего сословия», порой комически воспринимавшееся (См. Ж.Мольер. «Мещанин во дворянстве»). Однако постепенно сами традиционные «благородные манеры» переосмысливаются с позиций ценностей т.н. протестантской этики (см. «Протестантская этика и дух капитализма») и наполняются более широким гуманистическим содержанием (Дж.Локк, Д.Юм, французские моралисты 18 в., В.Г.Белинский).

В буржуазную эпоху Э. утилитаризируется, теряет утонченность и тем самым упрощается; эта тенденция усиливается в современном обществе. Современный Э. дифференцируется: углубляются различия между каждодневным Э. и Э. «торжественных случаев». Под влиянием феминистских аргументов в пользу равенства женщин и мужчин из современного Э. постепенно вымываются многие этикетные правила галантного века. Демократичность современного Э. проявляется в том, что его правила в наибольшей степени призваны утвердить такие общие нравственные принципы, как равенство, безусловное уважение достоинства личности, права человека.

 

Р.Г.Апресян

 

Интернет-версия, Оригинал опубликован: Этика: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики, 2001. С. 597-598.

 

Литература:

  • Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая Гвардия, 1988.
  • Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986.
  • Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.
  • Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.: Политиздат, 1987.
  • Поликарпов В.С. История нравов России: Восток или Запад. Ростов/Д.: Феникс, 1995.
  • Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М.: Республика, 1993 (Эпоха Ренессанса), 1994 (Галантный век), 1994 (Буржуазный век).
  • Хёйзинга Й. Осень средневековья. М.: Наука, 1988.
  • Школа этикета / Авт.-сост. Л.С.Лихачева. Екатеринбург: Средн.-Урал. кн. изд-во, 1997.
  • Этика и ритуал в традиционном Китае. М.: Восточная лит-ра, Наука, 1988.