Институт Философии
Российской Академии Наук




Расширенный поиск »
  Электронная библиотека

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  
Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  Ф  Х  
Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
A–Z

Издания ИФ РАН

Русская философия


Главная страница » Книги » Электронная библиотека »

Электронная библиотека


– 171 –

 

РЕЦЕНЗИЯ, КРИТИКА, БИБЛИОГРАФИЯ

 

А.В.Панибратцев

 

Новая книга о философии старообрядчества*

 

Темы, затронутые в талантливом исследовании М.О.Шахова, не принадлежат к числу тех, что пользуются популярностью в отечественной историко-философской литературе. Интеллектуальный вклад представителей Древлеправославия в сокровищницу русской духовной культуры длительное время недооценивался, специальная же литература вопроса, рассчитанная на узкий круг читателей, не была свободна от преобладавших в различные периоды российской истории идеологических влияний.

Книга М.О.Шахова производит благоприятное впечатление своей объективностью, а также корректным тоном в изложении проблем, и по сию пору продолжающих вызывать ожесточенную полемику. Она служит прекрасным дополнением к книге С.Зеньковского – (не путать с В.Зеньковским!) «Русское старообрядчество», некоторое время тому назад переизданной стараниями издательства «Церковь» (М., 1995).

М.О.Шахов, отмечая слабое знакомство даже ведущих представителей русской мысли (В.С.Соловьев) с философскими, идеологическими и бытовыми основами старообрядчества, дает собственное определение этого мощного духовного движения, которое, по его мнению, должно избавить будущих исследователей от серьезных методологических ошибок: «СТАРООБРЯДЧЕСТВО (или СТАРОВЕРИЕ) – общее название русского православного духовенства и мирян, отказавшихся присоединиться к реформе, предпринятой в XVII веке патриархом Никоном, и

 


* Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М., Третий Рим, 1997. 206 с.

 

 

– 172 –

 

стремящихся сохранить церковные установления и традиции древней Русской Православной Церкви» (с. 15).

В книге подробно рассматриваются онтология, гносеология и философия, которые, как выяснилось, имплицитно содержатся в трудах апологетов староверия XVII–XVIII вв. Библиография, помещенная в конце книги, поражает своей выверенностью и точностью передачи издательских данных. Со всем тем, даже в сравнении с довольно-таки неряшливой библиографией С.Зеньковского, в ней остались неучтенными некоторые работы, быть может и не столь важные, однако же для полноты картины желательные. Помещаемый ниже список литературы отражает, по преимуществу, философские и источниковедческие аспекты в истории староверия. Список этот составлен мной на основе упоминавшихся выше трудов, с добавлением современной литературы.

1. Александр Б. (Бровкин, еп.Клязминский). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. СПб., Изд. Д.Е.Кожанчикова, 1861. Т. 1. 291 с. Т. II. 340 с.

2. Александров Д. свящ. Новейшая полемика с расколом // Миссионерское обозрение. 1911. Июнь–декабрь.

3. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной истории. СПБ., 1870.

4. Аполлос архим. Начертания жития и деяний Никона патриарха Московского и всея России. М., 1859.

5. Барсов Е.В.А. Денисов Вторушин как выговский проповедник // ТКДА. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1867. № 2. С. 243–262; № 4. С. 81–95.

6. Барсов Е.В.С. Денисов Вторушин, предводитель русского раскола XVIII века // ТКДА. К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1866. № 2. С. 174–230; № 6. С. 168–230; № 7. С. 285–304; № 12. С. 570–588.

7. Барсов Е.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII–XVIII вв. М., 1890.

8. Барсов Н.И. Братья Андрей и Симеон Денисовы. М., Университетская тип., 1866. 162 с.

9. Бартенев П.И. Собрание писем царя Алексея Михайловича. М., 1858.

10. Белокуров С.А. Арсений Суханов. М., Университетская тип., 1891. Ч. 1. Биография Суханова. 611 с.; Ч. 2. Сочинения Суханова. XXVI, 283 с.

11. Белокуров С.А. Из духовной жизни московского общества XVII века. М., 1902.

12. Белокуров С. Свидетельство Сильвестра Медведева о никоновском исправлении книг // Христианское чтение. 1886. IV.

13. Белокуров С. Сношения России с Кавказом. М., 1889. I.

14. Богословский М. Земское самоуправление на русском Севере в XVII веке // ЧОИДР. 1909.

15. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум. 2-е изд. М., 1900.

16. Бороздин А.К. Русское религиозное разномыслие. СПб., Прометей, 1907. 236 с.

17. Броневский В. История Донского войска. СПб., 1834. I.

18. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII века. СПб., БАН, 1995. 435 с.

19. Бухтарминские старообрядцы. М.; Л., 1930.

20. Быковский И.К. История старообрядчества всех согласий. Единоверие, начало раскола и сектантство. М., Изд-е автора, 1906. 137 с.

21. Виноградский Н. Собор 1682 года. М., 1892.

22. Галкин А. О причинах происхождения раскола в русской церкви. Харьков, 1910.

23. Голубинский Е.Е. К нашей полемике со старообрядцами. М., Тип. Общества распространения полезных книг, 1905. 206 с.

24. Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. М., 1964.

25. Громогласов И.М. О сущности и причинах русского раскола так называемого старообрядчества. Сергиев Посад: 2-ая тип. А.И.Снегиревой, 1895. 56 с.

26. Дмитрев А.Д. Инквизиция в России. М., 1937.

27. Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912.

28. Дружинин В.Г. Подлинная рукопись Поморских ответов и ее издания // ОРЯС АН. СПб., 1912. XVII/1. С. 53–71.

29. Дружинин В.Г. Поморские палеографы начала XVIII столетия. Петроград: Изд-е Археографической комиссии, 1921. 66 с.

30. Дружинин В.Г. Раскол на Дону в конце XVII в. СПб., 1889.

31. Дружинин В.Г. Словесные науки в Выговской Поморской пустыни. СПб. Тип. М.А.Александрова, 1911. 32 с.

32. Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII ст. СПб., 1861–1863. Т. I–II.

33. Зеньковский С.А. Житие духовидца Епифания // Возрождение. Париж, 1966. Май. С. 108–126.

34. Зеньковский С.А. Иван Неронов // Вестник РСХД. Париж, 1954. № XXXI.

35. Зеньковский С.А. Раскол и судьбы империи // Возрождение. Париж, 1955. № XXXIX.

36. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. М., Церковь, (1970); 1995. 528 с.

37. Ивановский Н.И. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Казань, 1897.

38. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Сергиев Посад: Изд. М.С. Елова, 1913. VIII, 271 с.

39. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1909–1912. Т. I. V, 524 с.; T. II–VIII, 547 с.

40. Каптерев Н. Ф. Характер отношения России к Православному Востоку в XVI и XVII столетии. Сергиев Посад: Изд. М.С.Елова, 1914. IV, 567, IX с.

41. Карлович В. Исторические исследования, служащие к оправданию старообрядцев. М., 1881–1886. Т. I–III.

42. Карташов А.В. Смысл старообрядчества // Сборник статей, посвященных П.Б.Струве. Прага, 1925.

43. Кириллов И.А. Правда старой веры. М., 1916. 248 с.

44. Кириллов И.А. Третий Рим. Очерк исторического развития идеи русского мессианизма. М., 1914. 100 с.

45. Ключевский В.О. Западное влияние и раскол в России // Очерки и речи. Пг., 1918. Т. 2.

46. Книжная справа в России // Богословские труды. Сб. 29. С. 324-326.

47. Костомаров Н.И. История раскола у раскольников // Собрание сочинений. СПб., 1905. Т. XII.

48. Краткий библиографический указатель литературы по вопросам православия, старообрядчества и сектантства за 1922–1972 гг. М., 1974.

49. Кутузов Б.П. Церковная реформа XVII века, ее истинные причины и цели. Рига: Изд. Отдел ДПЦЛ, 1992. Ч. 1. 194 с.; Ч. 2. 112 с.

50. Ливанов В.Ф. Раскольники и острожники. СПб., 1872. Ч. 1–4.

51. Лилов А.И. О так называемой Кирилловой книге. Казань, 1858.

52. Лилеев М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII–XVIII вв. Киев, 1895.

53. Лилеев М.И. Новые материалы для истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII–XVIII вв. Киев, 1893.

54. Липранди И.П. Краткое обозрение истории существующих в России расколов, ересей и сект, как в религиозном, так и в политическом их значении. Лейпциг, 1900.

55. Любопытный Павел (Светозаров П.Л.) Исторический словарь староверческой церкви // ЧОИДР. 1863. I. С. 123–177.

56. Любопытный Павел (Светозаров П.Л.) Каталог, или Библиотека староверческой церкви // ЧОИДР. 1863. I. С. 1–122.

57. Макарий (Булгаков) еп. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. 3-е изд. СПб., 1889.

58. Максимов С.В. Рассказы из истории старообрядчества. СПб., 1861.

59. Малышев В.И. Материалы и статьи о Аввакуме // ТОДРЛ. Вып. 6–23.

60. Мальцев А.И. Староверы-странники в XVIII – первая половина XIX века / Под ред. Н.Н.Покровского. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1996. 268 с.

61. Мельников А. Самобытность старообрядчества // Русская мысль. 1911. № 5.

62. Мельников Ф.Е. Блуждающее богословие. М.: Тип. П.П.Рябушинского, 1911. 252 с.

63. Пельников-Печерский П.И. Очерки поповщины // ПСС. СПб., М., Изд-е тов-а М.О.Вольф, 1898. Т. XIII. 395 с.; Т. XIV. С. 1–202.

64. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М., Мысль, 1979. 126 с.

65. Мир старообрядчества. Вып. 2. Москва старообрядческая / Сост. И.В.Поздеева, Н.И.Покровский. М., Russian univ. press, 1995. 222 с.

66. Никольский Н.М. Реформа Никона и происхождение раскола. Три века.

67. Нильский И.Ф. Семейная жизнь в русском расколе. СПб., Тип. Департамента Уделов, 1869. Кн. 1. 406, IV с. Кн. 2. 256, IV с.

68. Ничик В.М. Идеология старообрядчества // Русская мысль в век Просвещения. М., 1991. С. 114–129.

69. Плотников К. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб., Тип. Дома Призрения, 1892. Вып. 1. 88 с.; Вып. 2. (Тип. А.Катанского, 1891). 48 с. Вып. 3. (1892). 92 с.

70. Плотников К. Руководство по обличению русского раскола, известного под именем старообрядчества. СПб. Тип. А.Катанского, 1892. 348 с.

71. Пругавин А.С. Раскол – сектантство. М. Тип. В.В.Исленьева, 1887. Вып. 1. XI, 523 с.

72. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII. М., Наука, 1974.

73. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследование и тексты. М., 1963.

74. Рождественский Т.С. Памятники старообрядческой поэзии // Записки Московского археологического ин-та. М., 1910. Вып. 6.

75. Русское Православие: Вехи истории. М., Политиздат, 1989. 719 с.

76. Рыбаков А.С. Старая вера. Старообрядческая хрестоматия. М., 1914.

77. Рябушинский С.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Б.м. – Б.д., М. – Иерусалим: Мосты, 1994. 239 с.

78. Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе со второй пол. XVII в. до конца XVIII в. // ЧОИДР. 1891.

79. Сахаров Ф.К. Литература истории и обличения русского раскола. Тамбов: Тип. Губернского правления, 1887–1900. Вып. 1. 201 с.; Вып. 2. (1892). VI, 220 с. Вып. 3. VIII, 335 c.

80. Сахаров Ф.К. Хронологическая опись дел о расколе, хранящихся в архивах г.Владимира (1720–1855). Владимир, 1905.

81. Сватиков С.Г. Россия и Дон (1549–1917). Вена, 1924.

82. Сенатов В.Г. Философия истории старообрядчества. М., Изд. Союза старообр. начетчиков, 1908. Вып. 1. 104 с.; Вып. 2. 95 с.

83. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке. Исследование из начальной истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным. СПб., 1898.

84. Смирнов П.С. Выговская беспоповская община в первое врем ее существования // Христианское чтение. СПб., 1910. № 5–6.

85. Смирнов П.С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб. Тип. Меркушева, 1908. IV, 233 с.

86. Смирнов П.С. История русского раскола старообрядства. СПб., Тип. Глав. Управления Уделов, 1903. 276, 34, IV с.

87. Смирнов П.С. История русского старообрядчества. 2-е изд. СПб., 1895.

88. Смирнов П.С. Первые попытки раскольников приобрести архиерея // Христианское чтение. 1906. № 7.

89. Смирнов С. Исповедь земле // Богословский вестник. 1912. Т. II. С. 501–537.

90. Соколов Н.С. Раскол в Саратовском крае. Саратов, 1888.

91. Соловьев В.С. О русском народном расколе // Сочинения. М., Правда, 1994. Т. 1. С. 180–205.

92. Сумцов Н.Ф. О влиянии малорусской схоластической литературы XVII века на великорусскую раскольническую литературу XVIII века и об отражении в раскольнической литературе масонства. К.: Тип. Г.Т.Корчак-Новинского, 1896. 13 с.

93. Сырцов И. Возмущение соловецких монахов старообрядцев в XVII веке. 2-е изд. Кострома, 1888.

94. Сырцов И. Самосожжения в сибирском расколе. Тобольск, 1888.

95. Сырцов И. Соловецкий монастырь перед возмущением // Православный собеседник. 1879. № 10.

96. Требухов М.П. Доказательство истинности старообрядческой Церкви и погрешности Греко – Российской церкви. Хвалынск: Тип. Голомшток, 1911. Т. 1–2. 162 с.

97. Устюгов Н.В., Чаев Н.С. Русская церковь и русское государство в XVII в. / Под ред. Н.В.Устюгова. М., 1961.

98. Филиппов И. История Выговской пустыни. СПб., Изд. Д.Е.Кожанчикова, 1862.

99. Флоренский П.А. Записка о старообрядчестве // Флоренский П.А. Сочинения: в 4-х т. М., Мысль, 1996. Т. 2. С. 560–563.

100. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII–XIX вв. М., 1967.

101. Чистович И. Выговская раскольническая пустынь в пер. пол. XVIII ст. // ЧОИДР. 1859. II.

102. Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М.: Третий Рим, 1997. 206 с.

103. Щапов А.П. Земство и раскол // Собр. соч. СПб., 1906. Т. 1.

104. Щапов А.П. Сочинения. СПб., Изд. М.В.Пирожкова, 1906–1908. Т. 1. 803 с.; Т. 2. (1906). 620 с.; Т. 3. CX, 717 с.

105. Billington J.H. Neglected figures and features in the rise of the raskol // The religious world of russian culture (Russia and Orthodoxy. V. 2). Essays in Honor of Georges Florovsky / Ed. by A.Blane. Hague. P., 1975.

106. Cherniavsky M. Old believers and the new religion // Slav. Revew. 1966. V. 25.

107. Chrysostomos J. Die Pomorskie Otvety als Denkmal der Anschauung der russischen Altglaubigen der l-en Viertel des XVIII-en Jhrht. Roma, 1959 (Orientalia Christiana. 148).

108. Conуbeare F.С. Russian dissenters. Cambridge, Mass., 1921. (Harvard Theological Studies. X).

109. Hauptmann P. Altrussischer Glaube. Gottingen, 1963.

110. Nolte H.H. Sozialgeschichtliche Zusammenhange der russischen Kirchenspaltung // Jahrbucher für Geschichte Osteuropas. 1975. Bd. 23. Hf. 3.

111. Pascal P. Avvakum et les debuts du Raskol. La Crise religieuse au XVII-eme s. Ën Russie. Vienne: Liguge, 1938.

112. Pleyel V. Das russische Altglaubigtum. Geschichte und Darstellung in Literatur. I., 1961.

113. Tschizewskij D. Russische Geistesgeschichte. Hmbg., 1959–1961. Bd. 1–2.

114. Zenkovsky S. The russian Schism // Russian Review. 1957. XVI. P. 37–58.

115. Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения / Под ред. Н.К.Гудзия, В.М.Малышева и др. М., 1934, 1960.

116. Аввакум. Сочинения // Памятники истории старообрядчества XVII века. Л., 1927. Кн. 1. Вып. 1.

117. Акты археографической экспедиции. СПб., 1836–1838. Т. I–IV.

118. Акты западной России. СПб., 1846–1853. Т. I–V.

119. Акты исторические. СПб., 1841–1843. Т. I–V.

120. Акты хозяйства боярина Б.И.Морозова. М.; Л., 1940–1945. Т. I-II.

121. Алексеев И. История о бегствующем священстве // Летопись русской литературы и древностей. Т. IV.

122. Большой Катехизис. М., Изд. Преображенского богаделенного дома, 1911. 4,396 л.

123. Дворцовые разряды. СПб., 1850–1855. Т. I–IV.

124. Денисов А. (Вторушин кн. Мышецкий) Поморские ответы. 1-е изд. М., 1884. 2-е изд. М., Преображенское кладбище, 1911; 3-е изд. М., В.Рябушинский, 1911; 4-е изд. Уральск.: Симаков, 1911.

125. Денисов С. (кн. Мышецкий). Виноград российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие. М., 1906. XVI, 145 с.

126. Денисов С. (кн. Мышецкий). История о отцах и страдальцах соловецких // Есипов Г.В. Раскольничьи дела XVIII ст. СПб., 1863. Т. II.

127. Действия Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. 1913. Т. XI.

128. Диаконовы ответы. Н. Новгород: Старообрядец, 1906. 8, XXII, 294 с.

129. Димитрий Ростовский св. Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их, и изъявлении яко вера их неправа, учение их душевредно и дела их не богоугодны. М., 1866. 370 л.

130. Доказательство существования Бога на примере порядка во вселенной / По благосл. высокопреосв. Геннадия архиеп. Новозыбковского. Новозыбков, 1993. 79 с.

131. Дополнения к актам историческим. СПб., 1846–1875. Т. I–XII.

132. Евфросин. Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей (1691) // Памятники древней письменности. 1895.

133. Журавлев А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках так называемых старообрядцах. СПб. Изд. при Академии Наук, 1795, 1799. 427 с.

134. Кирилова книга / Изд. о. Мих.Рогова. М., Печатный Двор, 1654; Гродно, 1786. 564 л.

135. Книга о вере единой истинной православной. М., 1910 (М., 1648).

136. Копыстенский Захария. Книга о правдивой единости. М., Христианское Поморское изд-е, 1910. 174 л.

137. Лексинский летописец // Материалы к изучению русского сектантства и старообрядчества / Ред. И.Бонч-Бруевич. СПб., 1908. Т. 1. C. 314 сл.

138. Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под ред. Н.И.Субботина. М.: Братство св.Петра митрополита, 1875–1890. Т. I–IX. Т. I (1875). 491, VI с.; Т. II. (1876). 431 с.; Т. III (1878). 457, IX с.; Т. IV. (1878). XXXII, 3125 с.; Т. V. (1879). XXXII, 315 с.; Т. VI. (1881). XXXVIII, 337 с.; Т. VII. (1885). XXX, 434 с.; Т. VIII. (1887). XX, 372 с.; Т. IX. (1895). 296 с.

139. Материалы для истории раскола: сборник для истории старообрядчества / Изд. Н.Попова. М., 1864.

140. Обзор мероприятий Министерства внутренних дел по расколу с 1802 по 1881. СПб.: Изд-во Мин. Внутр. дел, 1903.

141. Памятники первых лет русского старообрядчества / Изд. Я.Л.Барскова // ЛЗАК. 1911.

142. Питирим еп. Нижегородский. Пращица против вопросов раскольнических. СПб.: Александро-Невская тип., 1721.

143. Поморские ответы. М., Преображенский богаделенный дом, 1911. 7, 412 л.

144. Прокопович Феофан. Оправдание истинности поливательного крещения. М., Тип. П.П.Рябушинского, 1913; (С издания 1724 г.). XX с., 56 л.

145. Сборник правительственных сведений о раскольниках / Изд. В.Кельсиева. Лондон, 1860–1862. Ч. 1–2.

146. Свободный старообрядческий синодик / Изд. А.Н.Пыпина // Памятники древней письменности. Т. 94.

147. Собрание постановлений по части раскола, изданное Министерством внутренних дел / Изд. В.Кельсиева. Лондон, 1863. Ч. 1-2.

148. Собрание постановление по части раскола, состоявшихся по ведомству Св.Синода. СПб., 1860. Т. I–II.

149. Филиппов И. История Выговской старообрядческой пустыни. СПб, 1862.

150. Щит веры. М., Преображенский богаделенный дом, 1913. 26,736 л.

151. Яковлев Г. Извещение праведное о расколе беспоповщины. М., 1888.