Институт Философии
Российской Академии Наук




  Научно-эстетическое творчество Виктора Васильевича Бычкова
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор эстетики » Сотрудники » Материалы к выставке в Российской государственной библиотеке «В.В. Бычков. 40 лет научной деятельности» (12-31 марта 2009 г.) » Научно-эстетическое творчество Виктора Васильевича Бычкова

Научно-эстетическое творчество Виктора Васильевича Бычкова

 

Бычков Виктор Васильевич (1942 г.р.) — специалист в области эстетики, теории искусства, культурологии; сфера главных научных интересов — византийская, древнерусская, русская религиозная эстетика ХХ в., философия и феноменология современного искусства. Доктор философских наук, профессор, лауреат Государственной премии России в области науки и техники (1996), заведующий сектором эстетики Института философии РАН, член Международной ассоциации эстетиков, член Ассоциации искусствоведов России (АИС), член Московского союза художников (МСХ). Автор более 450 научных работ, опубликованных в разных странах мира, среди них 27 монографий и фундаментальный современный учебник по эстетике; автор ряда крупных научных проектов, участник многих международных конгрессов и симпозиумов.

Первая научная статья была написана Бычковым в 1969 г.

В.В. Бычков внес большой вклад в гуманитарную науку.

Им дано новое современное определение предмета эстетики, утверждающее, что эстетика исследует такую систему неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, в результате которой субъект достигает гармонии с Универсумом, полноты бытия, духовно обогащается. На его основе и с учетом всей предшествующей традиции в данной дисциплине им фундаментально разработана современная эстетическая теория, центральной категорией которой стала категория эстетического, по-новому переосмысленная исследователем.

Внутри этой теории видное место занимает философия искусства, осмысленного как выражение сущности эстетического опыта, другими способами не выражаемой, разработана система основных принципов искусства, в которой главное место заняли категории художественного образа и художественного символа в новой авторской интерпретации.

В исследованиях В.В. Бычкова выявлен и подробно проанализирован по четырем основным уровням процесс эстетического восприятия (эстети­ческая установка, первичная эмоция, духовно-эйдетическая фаза, эстетическое созерцание).

Им разработана структура современной постнеклассической эстетики, складывающаяся из трех основных разделов: а) классического ядра — эстетической метафизики; б) неклассической эстетики (нонклассики); в) виртуалистики.

Для изучения процессов, происходящих в современной художественной практике, проведена деконструкция имплицитной эстетики; эта экспликация составила основу параэстетической теории — неклассической эстетики (нонклассики) со своим категориальным аппаратом (системой паракатегорий, среди которых видное место занимают артефакт, объект, вещь, симулякр, повседневность, лабиринт, абсурд, заумь, автоматизм, телесность, эклектика, гипертекст и др.).

В.В. Бычковым предложена новая гипотеза по упорядочиванию хронотипологии искусства ХХ века, включающая в свою структуру в качестве основных хронотипологических пространств авангард, модернизм, постмодернизм и консерватизм, сущность каждого из которых автор выявил, исходя из их художественно-эстетической специфики.

Совместно с проф. Н.Б. Маньковской им введен и активно разрабатывается новый раздел эстетической теории — виртуалистика, изучающий опыт эстетического освоения компьютерного пространства и сетей Интернета.

На основе многолетнего изучения истории и философии искусства, духовной культуры европейского ареала Бычковым предложена принципиально новая научная гипотеза понимания вершащегося сегодня кризиса культуры и самой человеческой цивилизации. Ее концептуальное ядро составляет оппозиция «Культура — пост-культура». Современный этап цивилизационного развития осмыслен как переходный от Культуры (с прописной буквы; исторически возникшей и всегда существовавшей в ситуации веры человека в объективное бытие Духовного начала, Великого Другого — биполярный мир) к чему-то принципиально иному, возникающему на основе отказа человека от этой веры (монополяр­ный мир) и ото всех традиционных ценностей Культуры. Наиболее яркое выражение апокалиптизма современной культуры Бычков видит в искусстве последнего столетия (в его главной авангардно-модернистско-постмодернистской линии). 

Им предложен и реализован на практике новый метод глубинного (полухудожественного) аналитического проникновения в артефакты искусства ХХ века — пост-адекваци­онный экфрасис (пост-адеквации).

В.В. Бычковым разработана методология историко-эстетического исследования, включающая в себя анализ исторического материала по двум уровням: имплицитному и эксплицитному.

На ее основе введено в научный оборот новое, еще не изучавшееся до этого, мощное, самобытное направление в истории эстетики — православная эстетика. Изучены ее основные исторические этапы: Эстетика отцов Церкви, Византийская эстетика, Древнерусская эстетика, Русская теургическая эстетика, результаты изучения каждого из которых опубликованы в фундаментальных одноименных монографиях автора и множестве статей. В качестве основных системообразующих принципов этой эстетики выявлены: метафизическое понимание красоты, всеобъемлющий символизм, соборно-литургический характер эстетического сознания, его каноничность; повышенная духовность, обостренная нравственная ориентация, высокая художественность, софийность искусства; теургизм и эсхатологизм эстетического опыта.

Проведен всесторонний и многоуровневый анализ важнейшего феномена православной культуры — иконы.   

 

Основные монографии: Византийская эстетика: Теоретические проблемы (1977); Эстетика поздней античности (1981); Малая история византийской эстетики (1991); Русская средневековая эстетика (1992; 1995); Эстетика отцов Церкви (1995); 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. Т. 1-2 (1999; 2007); Эстетика (2002; 2006; 2009); Русская теургическая эстетика (2007); Триалог: Разговор Первый об эстетике, современном искусстве и кризисе Культуры (2007); Триалог: Разговор Второй о философии искусства в разных измерениях (2009) (в соавторстве с Н. Маньковской и В. Ивановым); Художественный Апокалипсис Культуры. Кн. 1-2 (2008); Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство (2009).