Институт Философии
Российской Академии Наук




  Ашмарин Игорь Иванович
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Сектор методологии междисциплинарных исследований человека » Сотрудники » Ашмарин Игорь Иванович

Ашмарин Игорь Иванович

Ашмарин Игорь Иванович

Игорь Иванович Ашмарин

(30.01.1946 – 27.03.2020)

 

27 марта 2020 г. ушел из жизни Игорь Иванович Ашмарин, кандидат физ.-мат.наук, старший научный сотрудник сектора Методологии междисциплинарных исследований человека. 

Ашмарин Игорь Иванович работал в системе Академии наук с 1993 г., сначала в Институте человека, а затем с 2005 г. в Институте философии.  Его научные интересы были по сути междисциплинарны. Это - исследование человеческого потенциала, гуманитарные аспекты инноваций, гуманитаризация высшего научно-технического образования; вопросы внешних условий и внутренних факторов реализации потенциала студентов, их ценностных приоритетов. Его интересовали темпоральные характеристики восприятия человеком социальных процессов и феномен антропного уплотнения времени; он исследовал оппозицию понятий смысл и неопределенность в широком историко-культурном контексте; коммуникативные и когнитивные аспекты знаковой и символической информации.

Игорь Иванович любил молодежь, высоко ценил общение со студентами. Много лет он читал авторские курсы по дисциплинам   культурология и социология в НИЯУ МИФИ.

Игорь Иванович Ашмарин был человеком, одаренным музыкально и поэтически, что сказалось в его публикациях, где он вводил примеры из музыкальных и художественных графических произведений для иллюстрации своих рассуждений. Особый интерес у него вызывали проблемы интонационной общности музыки и речи, а также музыкальность человека как культурогенный феномен. Как он сам говорил, с музыкой была связана вся его жизнь — и как слушателя, и как, в далекой молодости, джазового пианиста.

В 2013 году Игорь Иванович издал сборник своих стихов. Музыкальное название его неслучайно. Разъясняя его, сам автор написал: «AD LIBITUM» - «это указание на то, что человек – исполнитель (и автор) своей жизни, он может по собственному желанию выбирать характер ее исполнения». И это верно: в Институте философии Игорь Иванович занимался по собственному желанию тем, что у него получалось и что ему самому нравилось.

Коллектив Института скорбит и выражает соболезнования семье и близким. 

 



ResearcherID: V-8373-2018



ORCID iD iconorcid.org/0000-0001-5134-7328

Образование

Московский инженерно-физический институт (МИФИ), факультет экспериментальной и теоретической физики. 1969.

 

Ученые степени

Кандидат физико-математических наук, 1975. МИФИ.

 

Ученые звания

Старший научный сотрудник, 1981.

 

Сфера научных интересов

Человеческий потенциал, гуманитарная экспертиза, интеграция высшего образования и фундаментальной науки, человеческий потенциал студенческой молодежи России, музыкальность человека как культурогенный феномен, культура и биология, антропный принцип в космологии, гуманитарное сопровождение инновационных, в т.ч. нано- технологий.

 

Профессиональная деятельность

  • Старший научный сотрудник ИФРАН
  • Доцент кафедры социологии и гуманитарной культуры МИФИ

Лекционные курсы

  • Спецкурс "Культурология" в МИФИ (32 лекц. час.)
  • Курс "Социология" в МИФИ (32 лекц. час.) 

Исследовательские проекты

Гранты РГНФ:

  • 1997-1999 г.г. – № 97-06-08176а, «Человеческий потенциал России: состояние и тенденции развития».
  • 2000-2002 г.г. – № 00-06-00225а, «Комплексное исследование человеческого потенциала современной России».
  • 2003-2005 г.г. – № 03-06-00100а, «Комплексное исследование возможностей развития и реализации человеческого потенциала в развивающейся России».
  • 2006-2008 г.г. – № 06-06-00170а, «Человеческий потенциал молодёжи и инновационное развитие России».
  • 2006-2008 г.г. – № 06-03-91312а/у, «Основы гуманитарной экспертизы: методологический и праксиологический аспекты» (по совместному конкурсу РГНФ – Национальная Академия наук Украины).
  • 2004-2006 г.г. – № 04-06-00235а, «Влияние социокультурных и медико-психологических факторов на человеческий потенциал Вооружённых сил РФ».
  • 2009-2010 г.г. - № 09-06-00617а, "Инновационный процесс как источник и потребитель гуманитарного знания".


Гранты РФФИ:

  • 2000-2002 г.г. - № 00-06-80103 «Здоровье как ценность и как предмет научного знания».
  • 2003-2005 г.г. - № 03-06-80250 «Состояние здоровья и развитие человека: взаимосвязь социогуманитарных и медико-биологических составляющих».
  • 2006-2008 г.г. - № 06-06-80309 «Здоровье и развитие человека в эпоху новых технологий».
  • 2009-2011 г.г. - № 09-06-00307а "Человек в мире нанотехнологий: опыт гуманитарного анализа".
  • 2012-2014 г.г. - № 12-06-00354а "Развитие нанотехнологий как социальный проект".

Список научных публикаций

  • Чем живёт провинция? // Человек, 1994, № 6, С. 116-127.
  • Единство или всё-таки непрерывность // Полис, 1994, № 6, С. 150-154.
  • Интеллектуальный потенциал провинции // Человек, 1996, № 4, С. 142-148.
  • Человеческий потенциал России: факторы риска (в соавторстве с Н.Н.Авдеевой, Г.Б.Степановой) // Человек, 1997, №1, С. 19-33.
  • Russia’s Human Potential: the Factors of Risk (in co-auth. with N.N.Avdeeva, G.B.Stepanova) // Social Sciencies (Quarterly Review), 1997, No.4, p.18-33.
  • Основы гуманитарной экспертизы (в соавторстве с Б.Г.Юдиным.) // Человек, 1997, № 3, С. 76-85.
  • Зачем человеку музыкальность // Человек, 1998, № 2, С. 57-78.
  • Идеальный дворец почтальона Шеваля // Человек, 1998, № 3, С. 61-65.
  • «…Сладостное и всегда новое удовольствие…» // Человек, 1999, № 3, С. 170-185.
  • Система постижения культуры // Человек, 1999, № 5, С. 178-183.
  • Человеческий потенциал: опыт комплексного подхода. Коллективная монография под ред. И.Т.Фролова. М.: Эдиториал УРСС, 1999.
    Введение (в соавторстве с И.Т.Фроловым и Б.Г.Юдиным.), С. 3-6.
    Глава 2 (в соавторстве с Н.Н.Авдеевой и Г.Б.Степановой.), С. 22-38.
    Глава 3 (в соавторстве с Б.Г.Юдиным), С. 39-54.
    Глава 10, С. 151-171.
    Заключение (в соавторстве с И.Т.Фроловым и Б.Г.Юдиным.), С. 172-173.
  • Музыкальность, Человеческий потенциал. Статьи в Философско-энциклопедическом словаре «Человек». М: Наука, 2000.
  • Здоровье как ценность и предмет научного знания (в соавторстве с Н.Н. Авдеевой и Г.Б. Степановой.)
    Мир психологии, 2000, №1, С. 68-75.
  • Музыкальность как культурогенный феномен // Мир психологии, 2000, №3, С. 133-142.
  • Понимание события в точных науках и его «человекоизмерительные» возможности в гуманитарных знаниях
    Мир психологии, 2000, №4, С. 51-55.
  • 16. Здоровье как ценность и предмет научного знания (в соавторстве с Н.Н. Авдеевой и Г.Б. Степановой.)
    Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. Под ред. И.Т. Фролова и Б.Г. Юдина. М.: Наука, 2001. С. 112-121.
  • 17. Концепция человеческого потенциала: культурно-образовательный аспект. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование человека. Под ред. И.Т. Фролова и Б.Г. Юдина. М.: Наука, 2001. С. 180-189.
  • Здоровье как междисциплинарная проблема (в соавторстве с Н.Н. Авдеевой и Г.Б. Степановой.)
    Здоровье (проблемы теории и практики). Сборник научных работ. Ставрополь, 2001. С. 19-26.
  • Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение. Сборник научных работ под ред. Б.Г. Юдина. М., 2002.
    Предисловие. С. 3-6.
    Устойчивое человеческое развитие: размышления о понятии. С. 86-93.
    Тенденции развития человеческого потенциала Парфеньевского района (в соавторстве с Г.Б. Степановой.). С. 169-177.
  • Надежды маленький оркестрик / Человеческий потенциал Парфеньевского района Костромской области
    Сборник научных работ. М., 2003. С. 277-280.
  • Опыт гуманитарной экспертизы. Современное российское общество: власть экспертизы. Межвузовский научный сборник. Саратов, 2003. С. 83-88.
  • Ценностные ориентации и самореализация молодого человека: студенческая среда. Человек в мире и мир человека: материалы конференции. Калуга: ИД «Эйдос», 2004. С. 19-28.
  • Внешние условия и внутренние факторы реализации человеческого потенциала (в соавторстве с Г.Б. Степановой.) / Наука. Общество. Человек. Научное издание под ред. В.С. Степина. М.:Наука, 2004. С. 340-359.
  • «Бесполезные занятия» почтальона Шеваля и инженера Эйфеля / Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира: Материалы III Международной научной конференции. Выпуск 3. Электронная культура и новые гуманитарные технологии XXI века. М. 2004. С. 149-158.
  • Молодежные аспекты концепции человеческого потенциала / Дети и молодежь – будущее России. Материалы Второй Российской научно-практической конференции. Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2004. С. 496-502.
  • Музыкальность – культурогенный феномен (естественно-научные и антропологические аспекты). Лекции о культуре: учебное пособие. М.: МИФИ, 2005 г. 25 стр.
  • Современное звучание гуманитарной экспертизы. «Экспертиза в современном мире: от знания к деятельности». Научное издание под ред. Г.В.Иванченко и Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2006 г. С. 82-88.
  • Человек и инновационная деятельность. Личность. Культура. Общество. 2008. Т. X. Вып 3-4 (42-43). С. 209-219.
  • Человек в пространстве инноваций. Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Отв. ред. М.С.Киселева. М.: ИФ РАН, 2008. С. 103-119.
  • Молодой человек перед вызовом инновации // Инновационное развитие России и человеческий потенциал молодежи / отв. ред. Б.Г. Юдин. М.: ИФ РАН. 2008. С.62-79.
  • Человеческий потенциал студентов и их подготовленность к участию в инновационной деятедьности // Инновационное развитие России и человеческий потенциал молодежи / отв. ред. Б.Г. Юдин. М.: ИФ РАН. 2008. С. 80-125. (В соавт. с Г.Б. Степановой и И.М. Новохатько.).
  • Гуманитарная составляющая университетского научно-технического образования // Инновационное развитие России и человеческий потенциал молодежи / отв. ред. Б.Г. Юдин. М.: ИФ РАН. 2008. С. 165 -185. (В соавт. с Е.Д. Клементьевым.)
  • Гуманитарное знание и участники инновационного процесса // Гуманитарные знания в инновационной деятельности / отв. ред. Б.Г. Юдин. М.: МосГУ. 2009. С. 64-84.
  • Концепция человеческого потенциала (культурно-образовательный аспект) // Философия в диалоге культур. Всемирный день философии. Материалы. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С.619-627.
  • Гуманитарное знание и участники инновационного процесса // Человек в интеллектуальном и духовном пространствах. М.: Прогресс-традиция. 2010. С.310-326.
  • Гуманитарное знание и участники инновационного процесса // Человек в интеллектуальном и духовном пространствах. М.: Прогресс-традиция. 2010. С.310-326. (В соавт. с В.Ж. Келле и Г.Б. Степановой.)
  • Культурогенное происхождение музыкальности // От события к бытию (Памяти Г.В. Иванченко) М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2010. С. 152-171.
  • Гуманитаризация научно-технического образования // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 4 / отв. ред. М.С. Киселева., М.: ИФ РАН, 2010. С. 186-203. (В соавт. с Е.Д. Клементьевым.)
  • Нанотехнологии в оценках студентов-биологов и студентов-физиков // Биоэтика и гуманитарные экспертизы. Вып. 4 / отв. ред. П.Д. Тищенко., М.: ИФ РАН, 2010. С. 173-192. (В соавт. с Г.Б. Степановой)
  • Гуманитарное знание и участники инновационного процесса // Человек, №4, М.: Наука, 2010. С. 28-38.
  • Готовность студентов к инновационной деятельности: «классический» и отраслевой университеты // Инновационный процесс как источник и потребитель гуманитарного знания / отв.ред. Б.Г. Юдин, М.: ИФРАН, 2010. С. 57-87. (В соавт. с Г.Б. Степановой.)
  • Дискретность и континуальность: что первично // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 5 / Отв. ред. М.С. Киселева. М.: ИФ РАН, 2011. С. 66-75.
  • Пуговицы тоже не горят (листки из блокнотов) // Человек. 2011. № 2. С. 143-151.
  • Нанотехнологии как новая социальная реальность: факторы сопротивления // Знание, понимание, умение. № 7, 2011. С.134-143. (В соавт. с Е.А. Михайловой.)
  • Обживая наномир // Человек в мире нанотехнологий: опыт гуманитарного анализа / отв.ред. Б.Г. Юдин, М.: МосГУ, 2011. С. 6-24. (В соавт. с Б.Г. Юдиным.)
  • Дискретность и континуальность: что первично // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 5 / Отв. ред. М.С. Киселева. М.: ИФ РАН, 2011. С. 66-75.
  • Эффективность разработок стратегий развития и проблема «двух культур для высшей школы» (В соавт. с Е.Д. Клементьевым.) // Методология науки и антропология / Отв. ред. О.И. Генисаретский, А.П. Огурцов. М.: ИФ РАН, 2012. С. 226–244.
  • Этика в информационной безопасности (В соавт. с Н.М. Никифоровой.) // Безопасность информационных технологий. 2012. № 3. С. 88-89.
  • Нанотехнологии: социальные ожидания. Материалы X Всероссийской конференции «Физикохимия ультрадисперсных (нано-) систем»,
    г. Анапа. Сентябрь 2012 г. Изд-во Южного федерального университета, Ростов-на-Дону 2012. С.16-17.
  • Технонауки и высшая школа. Доклады и материалы IX Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века», симпозиум «Высшее образование и развитие человека». МосГУ, Москва ноябрь 2012 г. М.: Изд-во МосГУ, 2012. С. 79-81.
  • Случайность или причинность? (на примере физики и музыки) // Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 7 / отв. ред. М.С. Киселева., М.: ИФ РАН, 2013. С. 224-238.
  • Нанотехнологии: разработчики и потребители // Коллект. моногр. Нанотехнологии и общество / отв.ред. Б.Г. Юдин. М.: МосГУ, 2013. С. 116-120.
  • «Дилемма заключенного». Квантовая логика и квантовый мир в обыденных контекстах // Коллект. моногр. Человек вчера и сегодня: междисциплинарные исследования. Вып. 8 / Отв. ред. М.С. Киселева. М.: ИФРАН, 2014. С. 61-71.
  • «Бесполезная деятельность» // Мир психологии. 2014. № 3(79). С. 186-194.
  • Надпрофессиональные смыслы гуманитарной экспертизы // Коллект. моногр. Гуманитарные ориентиры научного познания. М.: ИФ РАН, Издательский дом «Навигатор», 2014. С. 199-202.
  • Антропное уплотнение времени (о восприятии некоторых процессов развития). Мир психологии. 2016, №1 (85). С. 229-236.
  • Смысл vs неопределенность? (Траектория развития) // Мир психологии. 2017, № 3(91). С. 140-145.
  • Концепция человеческого потенциала в творчестве Б.Г. Юдина // Человек. 2018, № 4. С. 39-48.
  • Музыка и пластика. Константы, смыслы, чувства // Человек. 2018, № 6. С. 39-44.
  • Стадиальный характер развития понятия прогресс // Мир психологии. 2018, № 4. С. 60-71.
  •  

    Человеческий потенциал студенчества в инновационном развития России (в соавт. с Г.Б. Степановой): монография / М.: ИФРАН. Издательство МосГУ, 2015. 192 с.

    Введение в социологию техники. Системы, проектирование, модели образования (в соавт. с А.Л. Андреевым, П.А. Бутыриным, В.Г. Гороховым): учебное пособие / М.: Издательство МЭИ, 2017. 320 с.

Основные научные результаты

Основные направление исследований:

  • изучение внутренних и внешних факторов, определяющих развитие и реализацию человеческого потенциала;
  • человеческий потенциал студенческой молодежи России;
  • гуманитарное сопровождение социальных и научно-технических инновационных (в т.ч. нано-) технологий. 

Разработаны основные положения концепции человеческого потенциала применительно к региональной специфике.
Исследованы культурно-образовательные аспекты концепции человеческого потенциала.
Разработаны концептуальная и методологическая база гуманитарной экспертизы социальных и научно-технических инновационных технологий (совм. С Б.Г.Юдиным).
Разработана и реализована комплексная программы эмпирического исследования, направленного на изучение реальных условий жизнедеятельности человека (социально-экономический статус, образовательный уровень, семейное положение, профессиональная квалификация).
Исследованы естественнонаучные и антропологические аспекты музыкальности человека как компонента личностного потенциала.