Институт Философии
Российской Академии Наук




  «Социокультурная реформация как цивилизационный процесс», 1992 - 1995
Главная страница » Ученые » Научные подразделения » Центр изучения социокультурных изменений » Плановые темы. Отчеты. » «Социокультурная реформация как цивилизационный процесс», 1992 - 1995

«Социокультурная реформация как цивилизационный процесс», 1992 - 1995

1992-1995 гг.: «Социокультурная реформация как цивилизационный процесс» (в рамках темы Института «Духовное возрождение России»).

На основе данных первых двух волн Всероссийского мониторинга «Ценности и интересы населения России» (1990 и 1994 гг.) получены следующие результаты:

- Оформились три конфликтующие ценностные макропозиции: потребительский конформизм, предприимчивый нонконформизм, властолюбивый эгоизм. В 1990 г. их окутывала атмосфера повседневного гуманизма, однако к 1994 г. она стала распадаться на разнородные образования: одни из них тяготеют к нонформизму, другие трансформируются в различные формы индивидуализма. Одной из самых истрых является альтернатива между нравственностью и оплитической властью: по мнению подавляющего большинства россиян (80% против 16%), власть несовместима со спокойной совестью и душевной гармонией. Нецивилизованное властолюбие оказалось тем аттрактором-стрелочником, который чаще других переводит эволюцию российского общества с орбиты реформации на орбиту реставрации.

- В общественном сознании произошел перелом в пользу всего частного, негосударственного. При снижении фактической занятости трудящихся на государственных предприятиях число желающих здесь трудиться на 10% меньше факта. Напротив, желающих работать на приватизированных предприятиях почти в четыре раза больше фактически зашятых. Динамика поведения индивида такова: сначала работу на госпредприятии он начинает совмещать с дополнительной работой на частной фирме, затем усваивает ориентацию на работу в частном секторе как на основную, нередко совмещая ее со второй и третьей.

- За происходящие изменения большинство россиян заплатили и продолжают платить высокую социальную цену – снизился уровень жизни, повсеместно распространилась преступность, беспрецедентно быстро выросла смертность.

- Но социальная реальность неоднозначна, неоднозначно и социальное самочувствие россиян. В два и более раза снизилась доля удовлетворенных своей жизнью в целом и уверенных в ее перспективах, но в последние один-два года несколько повысились оценки уровня своей жизни в краткосрочном плане.

- В целом уже стало ясно, что Россия  движется к рыночному обществу не самым оптимальным путем, который сопровождается маргинализацией значительных слоев населения, глубокой имущественной дифференциацией, разрушением научно-технического потенциала, усилением монополизма в экономике и созданием олигархических структур. Наряду с этим, в обществе появился новый мотивационный механизм, возникли стимулы саморазвития, а адаптационные способности населения никак не хуже, чем в других странах.